Твои Следы

Александр Витальевич Прохоров
Согласно одной легенде, Бог завершил Сотворение Мира 1-го апреля.

Самое время Мудрецам немного передохнуть… и устроить нам, неопытным и неумелым, превратившим земной рай в ад,  очередной… жёсткий розыгрыш..?

Вот ведь и в крестьянской Италии 1 апреля был такой «поэтический» обычай давать детям несколько монет и посылать их в лавки за…несуществующими товарами. Типа «пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» … верёвку, чтобы связать ветер…палку с одним концом…щуку без костей…бутылочку сладкого уксуса… камень для заточки волос…

Да, Он и  впрямь умел быть ироничным, самоироничным и выступать с искрой (в том числе в костюме).

В субботу, 1 апреля, в США «мирно, во сне» ушёл от нас в Вечность Евгений Евтушенко. Последний из легендарной четверки поэтов-шестидесятников: Евтушенко-Рождественский-Вознесенский-Ахмадулина.

Автор крылатой фразы «поэт в России больше, чем поэт». Он помнил, как поэзия собирала многотысячные стадионы поклонников. Он и в зрелости, и все последние годы продолжал носить  яркие, в чём-то даже клоунские и шутовские костюмы, объясняя, что это своеобразная антитеза его «чёрно-белому»  детству в Сибири (поэт родился в Иркутской области). Судя по всему, на поэта неизгладимое впечатление произвела Куба, где он «обалдел от безумного количества ярких красок».
Таким эксцентричным и очень-очень артистичным он запомнился мне, когда энное количество лет назад (точный год уже не помню) читал свои  стихи в московской резиденции итальянского посла под одобрительные взгляды любующихся им милых ангелочков на потолке… Помню ещё его – уже более скромного, но всё равно статного и колоритного - обедающим в нашем кафе на  третьем этаже исторического Дома Радио (радио «Голос России»), что на Пятницкой 25.

Александр Архангельский точно подметил, что Евтушенко чем-то  «напоминал мозаику послевоенного московского метро - в пестрых, часто с люрексом, пиджаках, в разноцветных кепках. Много золотого, красного, синего, ничего серого и черного. Теперь панно осыпалось, отскочила последняя смальта. 60-е закончились».

По-моему, лучше всего понял явление Евтушенко  Михаил Айзенберг:
«Видимо, в противовес осторожной негромкости, чиновничьей скромности советской лирики новое время полюбило хлесткую взрывчатую поэтическую фразу. Главный поэт оттепели Евгений Евтушенко — великий мастер именно такой фразы. Его новации почти сразу оформились как узнаваемые стилевые эмблемы. Их невозможно было ни с чем спутать.

Казалось бы, нельзя описывать поэта в категориях общественного влияния, но почему-то именно на такой тон сбиваются те, кто пишет о Евтушенко, даже когда стараются сохранять беспристрастность. Людям моего возраста трудно оценить Евтушенко спокойно и по достоинству. Даже трудно отнестись к нему как к чему-то внешнему: это слишком привычный, почти с детства знакомый элемент литературной обстановки.
В отрочестве эти стихи читались и заучивались наизусть. Потом просто читались. Потом просматривались ради выуживания забавных цитат. Примерно к началу 70-х и это перестало вызывать интерес, но стихи продолжали свое существование где-то на периферии восприятия — как включенный репродуктор, как поэтическое репродуцирование общественных идей и событий, продолжающееся уже которое десятилетие с поразительной неутомимостью. Прижизненная популярность Евтушенко — абсолютный мировой рекорд, который можно вносить в Книгу рекордов Гиннесса с полной уверенностью, что уже никто никогда его не перекроет».

Евгений Евтушенко  подвёл итоги русской поэзии XX века, создав Свою антологию, утвердив Свой взгляд на Нашу поэзию.

Получилось это как-то интуитивно… На днях я вдруг написал эти строчки, полные смутных предчувствий:

 «Я родился в середине оттепели...
Конец марта. Я смотрю в окно,
Вновь падают хлопья снега.
Оттепель закончилась...»

18 июля литератору должно было исполниться 85 лет. В связи с юбилеем был  запланирован гастрольный тур Евтушенко по городам России, Белоруссии и Казахстана. Также местом основных юбилейных мероприятий должны были стать главные сценические площадки Москвы: Концертный зал имени П. И. Чайковского, Большой зал Московской консерватории и Государственный Кремлевский дворец.

29 марта в телефонном разговоре с продюсером Евгений Александрович, уже знавший о своём скором уходе из жизни, сказал:

«Я извиняюсь перед вами, что очень сильно вас подвел. Но при этом я очень прошу вас о том, чтобы запланированные нами совместно проекты — вечер в Большом зале Консерватории и спектакль в Кремлевском Дворце состоялись и без меня.
Обещайте мне это. Я буду умирать со спокойной душой. И еще я прошу передать мою просьбу о решении вопроса о моем захоронении в России в Переделкино недалеко от могилы Пастернака».
 
Свое первое стихотворение Евтушенко опубликовал в 1949-м, за десять лет до моего рождения. Три года спустя вышла его первая книга «Разведчики грядущего». Тогда же он стал самым молодым членом Союза писателей СССР. В 1960-е вместе с другими поэтами выступал на поэтических вечерах в Политехническом музее, которые стали одним из символов эпохи «оттепели».

В 1963 году был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Он автор более 150 книг, которые переведены на многие языки мира.

 С 1991 года  поэт проживал и преподавал в США, но часто приезжал в Россию.

Президент  Владимир Путин выразил глубокие соболезнования вдове, родным и близким поэта Евгения Евтушенко, сообщил пресс-секретарь президента  Дмитрий Песков.

"Евтушенко был великим поэтом, его наследие является составной частью российской культуры", - отметил Песков.

Мне лично очень нравится песня  «Твои следы» в непревзойдённом исполнении Муслима Магомаева на стихи Евгения Евтушенко:


Твои следы
В сугробах у реки,
Как из слюды
Они тонки.
Чуть подморозило,
Два крошки-озера,
И звезды в них дрожат,
Светясь, как угольки.

Возьму в ладонь
Хотя б один твой след,
Но только тронь -
Он просто снег,
Он разлипается,
Он рассыпается.
И вот в руке одна вода,
А следа нет.

Припев:
Внутри твоих следов лед расставанья,
Но поверни, но поверни следы обратно.
Сквозь чуждые следы, сквозь расстоянья -
По собственным слезам, по собственным следам.

Внутри твоих следов лед расставанья,
Но поверни, но поверни следы обратно.
Сквозь чуждые следы, сквозь расстоянья -
По собственным слезам, по собственным следам.

Любовь тот след,
Где плавает звезда.
Любовь тот свет,
Что навсегда.
Но до последних лет
И слез бесследных дней
Ведь нет следов,
Что исчезают без следа.

Припев:
Внутри твоих следов лед расставанья,
Но поверни, но поверни следы обратно.
Сквозь чуждые следы, сквозь расстоянья -
По собственным слезам, по собственным следам.

Внутри твоих следов лед расставанья,
Но поверни, но поверни следы обратно.
Сквозь чуждые следы, сквозь расстоянья -
По собственным слезам, и по следам.