Кто виноват?

Надежда Слепцова
Это извечный вопрос, который всегда волновал передовых людей  России, волнует нас и теперь. В этой статье речь пойдет о наших детях, которых принято обвинять во многих грехах.
              Проблема отцов и детей всегда остро стояла в любом обществе. Так в берестяных грамотах Древней Руси, найденных археологами при раскопках в 12-13 веках, молодежь обвинялась в непочитании старших, в излишнем самовольстве и т.д. Представляете, что могут предъявить современные отцы нашим детям?!  Не буду перечислять все эти «грехи», так как вы все осведомлены о них. Я недаром взяла слово «грехи» в кавычки, так как считаю, что их носителями являемся, прежде всего, мы, взрослые люди – «столпы» нашего общества. 
        Одним из принципов педагогики является постулат, что именно семья и общество формируют ребенка как личность: его самосознание, моральный облик и многое другое. Если обратиться к народной мудрости, то найдется много примеров тому, как воспитание детей зависит от родителей.  «Яблоня от яблоньки недалеко падает», «От осины не родятся апельсины»,   «Дети –это зеркало семьи» и т.д.
        Что же получат современные дети от нашего общества, семьи? Написать эту статью меня заставило то, что происходит на экранах телевизоров и в интернете, куда дети имеют неограниченный доступ. Полное моральное разложение: демонстрация атрибутов красивой жизни, всевозможные, как правило, бесталанные шоу, копание в грязном белье наших супер-звезд, выставляющих напоказ все неприглядные стороны ради своего пиара, не ограниченные никакой цензурой, беспринципность депутатов и правительства, безнаказанность воров на самом высоком уровне, уводящих из бюджета страны и наших карманов миллиарды долларов.               
     Семья также практически не участвует в воспитании детей, так как родители озабочены тем, как выжить в современных условиях, где их труд практически превратился в рабство. Работодатели, не ограниченные никакими законами о труде, давно превратились в эксплуататоров,   занятых лишь набиванием своих карманов.
   Школа также в унисон с вышеназванными устранилась от воспитания, обремененная  непосильными для детей программами, которые лишь снижают уровень образования развития детей. Учителям приходится больше работать  с бумагами, чем с детьми. В мировом рейтинге  образования Россия  скатилась с 3 места на 35 за последние 20лет, уступив пальму первенства Финляндии, Южной Корее, Гонконгу.  Тогда как в недалекие советские времена мы по образованию были одними из первых, особенно начальная школа.
   Интернет вносит  свой вклад в эту проблему. Современные гаджеты отучают детей думать, так как практически мгновенно паутина выдает любую информацию. Так зачем думать, искать ответы на вопросы? Большинство так называемых творческих работ, сочинений и проектов являются лишь результатом скачивания оных из интернета. Причем порой дети даже не доставляют себе труда прочитать данный материал.
   Читать нынче стало не модно, не интересно, книги стали архаизмом. Отсюда бедность языкового словарного запаса у детей, отсутствие культуры речи. Мы стали забывать свой родной язык, используя вместо русских слов и речевых оборотов англоязычные формы, примитивно передающие смысл сказанного. Опять же телевидение во многих программах типа «Голос» приветствует исполнение песен на английском языке. Никакая цензура там не присутствует. Мы сами проявляем неуважение к своему языку, своим традициям.
Мы все превратились в «иванов»,
Не помнящих, детства, родства…
   Я писала эти строки с болью в душе, основываясь на своем 40-летнем педагогическом опыте, и как лингвист по образованию. Поэтому, надеюсь, что многие читатели будут со мной солидарны и выскажут по этому вопросу свое мнение. Хочется, чтобы наша газета уделяла больше внимания  вопросам образования и воспитания молодежи, ведь это наше будущее. И от нас зависит сейчас, каким оно станет завтра.
     Надеюсь, я ответила на вопрос «Кто виноват?». Теперь остается подумать о том: «Что делать?
    P.S. Статья написана для районной газеты "Воскресенская жизнь"
               
        29.03.17