Память уснуть не даёт. 38

Георгий Родд
     Начинается моя студенческая жизнь в институте физкультуры. Но кроме спорта,
о котором было рассказано раньше, это многое другое. Это становление личности,
путь в науку, ряд неординарных запоминающихся фактов. Ещё раз повторяю. Мои воспоминания не хроника, а отдельные фрагменты моей жизни.
       СТАЛИНСКАЯ СТИПЕНДИЯ или СНАРЯД ПОПАДАЕТ В ОДНУ ВОРОНКУ ДВАЖДЫ
    Прежде всего о том, что представляла из себя Сталинская стипендия при жизни Сталина. В 1948 году выходит указ, подписанный Сталиным о введении в практику высшего образования Сталинских стипендиатов. Как он их называл "мои сынки".
На всю многомиллионную армию студентов было выделено 100 стипендий, строго квотированных по регионам. Так например, в Москве 5, а у нас на весь Казахстан 2.
    В год моего поступления в институт Сталинскую стипендию получил третьекурсник нашего ВУЗа Марат Каунышбаев. О статуте стипендии я расскажу чуть позже. Ибо с Каунышбаевым было всё не так. Его отец, Народный артист СССР, был лучшим исполнителем роли Ленина с точки зрения Сталина. Сталин мог по своему капризу вызвать его в Москву, заставить загримироваться в образ Ленина и вести с "лениным" острые политические дискуссии. В каком состоянии были нервы у артиста можно только догадываться, ибо он сам говорил, что не знал по выходе куда он поедет, домой в Алма - Ату или... Естественно, что Сталинская стипендия сыну была обеспечена.
    Статут стипендии. Или каким требованиям должен был отвечать кандидат на стипендию. Условий было четыре. Первое - до момента присвоения стипендии, а это 2-3 первых курса, \в зависимости от срока обучения\ ибо стипендию можно было получать последние два года учёбы, нельзя было иметь ни одной оценки ниже "отлично", отмеченной в рабочих документах \журналах и т.п\, не говоря об экзаменах и зачётах. Второе - выполнять заметную общественную работу.
Третье - не быть узким специалистом, а активно работать в сфере, не связанной со специальностью. \Очень туманное требование\. Четвёртое - далеко не самое трудное, но очень трудновыполнимое, быть нужным и полезным своему региону. У нас, значит, Казахстану.
     Я стал Сталинским стипендиатом, сменив через два года Каунышбаева.
     Теперь всё по порядку. Начав учёбу, я об этом ничего не знал. Но первое условие не иметь "четвёрок" получалось автоматически, ибо уровень требований в институте был намного ниже, чем был в школе или в Ленинградском политехе. Но как всегда в моей жизни, передо мной возникло, практически, непреодолимое препятствие. В те годы во всех ВУЗах страны были военные кафедры, готовившие офицеров запаса. Предмет "Спецподготовка" на протяжении первых трёх курсов был обычным в учебной сетке. По окончании первого курса экзамен. И вот оно - препятствие. Зав. кафедры был боевой генерал Богданов, ставший генералом ещё в Гражданскую, но пройдя всю Отечественную, так и остался в том же звании, хотя все его товарищи стали маршалами. Но из них многих не стало, а он был жив.
     Это был ревностный служака, считавщий, что эта программа не нужна, т.к штатский человек никогда не сможет быть настоящим военным. И за всю историю института он на экзаменах знал одну оценку "3" и очень редко "4". Перед экзаменом группу разделили  пополам. Одну - к генералу \это казахи, которые имели всякие права на стипендию\ и туда по настоянию группы втиснули и меня, как всё знающего отличника. Я стал готовится к экзамену. Но какой студент шёл на экзамен без шпаргалок. И я об этом "слегка" позаботился. В экзаменационном билете среди прочих и было знание Уставов Советской армии. Знание их статей почти наизусть. Что было абсолютно не реально. Был такой вопрос и  в моём билете. И неожиданно была математическая артиллерийская задача на баллистику \рассчитать траекторию и угол поражения противника\.
     Все остальные вопросы я действительно знал. А зная про уставы, прихватил их с собой. И достаточно смело достав устав, списал точную формулировку указанной статьи. Богданов не мог себе представить, что кто-то рискнёт у него на экзамене списывать. А вот  задача не получалась и я вспомнив доцента Горшкова, просто достаточно умно подогнал под очевидный ответ. Идёт экзамен, перед Богдановым казах неуверенно вертит в руках диск от ручного пулемёта. Не зная сколько в нём патронов. И вдруг генерал указав пальцем на меня, повторил , Сколько? Я вскочив
немедленно ответил 71. Получив ответ, Верно. Но сев я вспомнил, что там всего 69. И у меня в голове мелькнула тактика ответов на экзамене.
      По вызову иду спокойно \только внешне\ отвечать.

      28.03.2017    \продолжение следует\