Последний Герой Великого Итальянского Ренессанса

Александр Витальевич Прохоров
"...у тебя не может быть ни соперников, ни подражателей, - только те, кто благодарит и любит".
                Белла Ахмадуллина


«Если не задавать вопросов, то тогда на тебя не посыпятся бесполезные ответы. Нужно говорить, не спрашивая, и давать словам слетать с губ. Наполнить воздух этими звуками и музыкой дыхания. Это неправда, что слово имеет лишь тот смысл, которому нас научили. Слово – это прежде всего звук, производимый инструментом, которым и являемся мы. Отнимите весь смысл у слов и слушайте только звуки, которые слетают с наших губ».
                Тонино Гуэрра       


(«Тонино» - документальный фильм Чеккарини и Молинари о
Тонино Гуэрра)

Посмотреть снятый молодыми режиссёрами Даниэле Чеккарини и Марио Молинари  документальный фильм о Тонино Гуэрра – значит получить прекрасную возможность задуматься о самой Жизни.  Причём речь идёт о возможности не только размышлять о Жизни наедине с собой, но фактически в  живом диалоге с замечательным Поэтом и сценаристом более ста фильмов, автором романов, пьес, сказок, рассказов, поэм, стихотворных сборников, мудрым наставником – Тонино Гуэрра, покинувшим нас 21 марта – во Всемирный день поэзии.

И вот когда в начале фильма вы слышите взволнованный голос знаменитого журналиста, писателя и политика Серджо Дзаволи, вы сразу же проникаетесь ощущением, что Жизнь хрупка, коротка и неопределённа. Все мы мечтаем о каких-то райских кущах где-то там за временным горизонтом, забывая насладиться здесь и сейчас видом цветка, бескрайнего звёздного неба, шёпотом ветерка…

По сути, послание Тонино и заключается в том, чтобы сохранить детское умение быть самим собой, оставаться верным ускользающей жизни и любить всё то, что нас в ней окружает.

Тонино  опередил время, в котором он жил. Он понял глубокий гуманизм крестьянского мира, осознав мудрость древнего знания. Он отказался испить чашу высокомерия, спеси и властного самоуправства новых времён, продолжая любить запах простой сорной травы Луиджиа, которой так быстро зарастают развалины заброшенных домов. Он сохранил в своих садах сказочные растения, которые из-за современных жестоких нравов могли бы бесследно исчезнуть в небытии.

Именно к нему – Тонино – с предложениями о важном сотрудничестве обращались такие известные деятели, как Сепульведа, Феллини, Фаринетти, Сгарби, братья Тавиани. И каждому из них Тонино Гуэрра дал ответ, можно сказать, экзистенциального свойства.

Так, в фильме Чеккарини и Молинари можно вслушаться в музыку, которая направляла фантазию Тонино, можно услышать пение птиц и даже ощутить аромат цветов. Смотря картину, ваше «я» вновь чувствует необходимость в том, чтобы проживать жизнь мгновение за мгновением, не откладывать момент начала жизни на эфемерное потом. Мы живём здесь и сегодня, всеми фибрами души впитывая красоту окружающего мира, понимая всю важность сохранения его и передачи будущим поколениям.

Когда вы смотрите фильм о Тонино, эти сумбурные мысли и хаотичные ощущения проясняются и становятся более чёткими. Следуя примеру Маэстро Тонино, вы учитесь тому, как всю оставшуюся жизнь дышать по-новому…

Мир Тонино Гуэрры – пограничный, расположенный на одной из вершин двуглавой горы городок Пеннабилли в северной итальянской провинции Романье превращается в своего рода Итаку, путеводную звезду Одиссея, родину, к которой он стремился долгих десять лет, дабы обрести свою идентичность, свою самость.

«Жить в горах мне удобно в эти годы. Слышишь, как дождь падает на листву, а не голоса прохожих под окнами. Жить надо там, где слова способны превращаться в листья, раскачиваться на ветру или воровать краски облаков. За плечами наших бесед должны стоять изменчивые настроения времён года, отголоски пейзажей, где они происходят. Неправда, что слова не подвластны влиянию шумов или тишины, которые видели их рождение. Мы говорим иначе, когда идёт дождь или при солнце, бьющем на язык».

Сад забытых деревьев… Рябина, старинные яблони, рождающие крохотные нежные  чудо-плоды  - эти символы всего того, что бездушная по определению машина власти желает уничтожить и что должно быть обязательно сохранено для людей. Из крика отчаяния рождается Песнь радости, воспевающая красоту мира.

…И ночь приходит рано,
Как только свет упал за горы.
И я иду в постель, мечтая,
Чтобы приснилась мне Москва
И дни, когда шел снег,
Я был тогда влюблен.


Впервые Тонино Гуэрра приехал в Москву в 1975 году на Международный кинофестиваль вместе с Микеланджело Антониони, который к тому времени уже снял по его сценариям такие шедевры, как «Приключение», «Ночь», «Затмение», «Красная пустыня», «Блоу-ап», «Забрийски Пойнт». С тех пор судьба Маэстро навсегда оказалась связана с Россией, где у него появились не только новые родственные по духу друзья - Георгий Данелия, Александр Коновалов, Юрий Любимов, Борис Мессерер, Рустам Хамдамов, Сергей Бархин, Андрей Хржановский., Андрей Тарковский, Сергей Параджанов, Белла Ахмадулина - , но и где он обрел свою Музу – Лору. И мог вполне законно о себе сказать: «Я русский по жене».

Случалось иногда нам завтракать вдвоем.

Ей в чай клал сахара кусочек я,

Она заботливо – в мой кофе с молоком.

В то утро с миндаля все лепестки, как снег, опали.

Она сказала: «Помнишь, как в Москве

Мы с воробьями завтракали вместе –

Бросали, стоя у окна, на снег

Им крошки хлеба?»

«Сейчас я живу в Пеннабилли. <…> Столица моего сердца – Москва. Я видел, как она росла в эти последние тридцать лет, чтобы стать одним из самых прекрасных городов мира. Город, в котором около двухсот театров и где в Большом на меня падал золотой дождь его лож, в то время, как балеты и грандиозные концерты наполняли меня волшебством. Если бы возможно было укротить пробки и цены в гостиницах и ресторанах Москвы, она могла бы стать одним из самых больших портов туризма. Это столица, которая дарит тебе духовность и воздух чуть-чуть с Востока, чтобы ты почувствовал, что находишься здесь и где-то еще».

Один из снов Гуэрры о Москве приводит Юрий Рост в своем эссе «Амаркорд Тонино Гуэрры», ставшем послесловием к книге «Одиссея Тонино»:

 «Я проснулся от своей улыбки. Я ходил по Москве, городу, который стал моей столицей. Я видел на улицах и площадях знакомые предметы (“Можно так сказать? – спрашивает Лора. – Может быть, предметы искусства?”), которые окружают меня здесь. Я видел там фонтаны, которые сделал в Романье. И мне показалось, что Москва от этого стала еще ближе и прекраснее. Но, наверное, я не должен об этом говорить. Я должен надеяться, что кому-то, живущему в Москве, приснится тот же сон».


В восприятии Тонино слово «мир» имело особый смысл. Он, так сильно любивший Россию, знал, что в русском языке слово «мир» (Вселенная, Земля со всем существующим на ней) означает также «pace», то есть – мир как отсутствие войны, разногласий, вражды и ссор…

Добро пожаловать в Мир Тонино Гуэрры, которого, судя по всему, можно считать "последним Героем великого итальянского Ренессанса"....

Документальный фильм «Тонино» - это продукция с маркой «Сделано в Лигурии». Продюсер – Паола Сеттимини. В работе над фильмом ей помогала Джованна Серветтац.
Фильм был представлен ещё до общенациональной премьеры в Романье, родной земле Тонино Гуэрра, в кинотеатрах городов Пеннабилли, Сантарканджело (город, где родился Маэстро) и в фильмотеке Римини с участием известного кинокритика Татти Сангвинетти.

См. также на сайте новой итало-российской газеты
Russia privet ПРИВЕТ РОССИЯ. Affari, economia, turismo, arte nell'Unione Economica Eurasiatica - info@russiaprivet.org