Комсомольская забава

Яков Духин
          Однажды меня вызвали во Фрунзенский райком комсомола Алма-Аты.  Какой-то комсомольский чин  без особых церемоний  заявил:
     - Нам известно, что у тебя имеется фотоаппарат.
     Действительно, фотоаппарат  «Любитель» был   подарен мне старшим братом Петром, и я иногда делал снимки своих товарищей. Видимо, кто-то
из них  поставил информацию об этом в райком.
     - Это хорошо,- продолжил чин,- и мы поручаем тебе ответственное комсомольское  задание,- быть нашим фотокорреспондентом.
     Затея поставила меня в тупик, это почувствовал собеседник и продолжил:
      -  Твоя задача посещать рынок и фотографировать спекулянтов, торгующих зеленью. Снимки будем вывешивать в людных местах. Я, думаю, ответственность задания тебе ясна.
      Сидевшая за столом девушка подозвала к себе, и объяснила все обстоятельства предстоящей авантюры. Возражать было явно бесполезно. Аудиенция закончилась пожатием руки и похлопыванием по плечу. С тем  и выдворили меня из кабинета.
       Для малосведущих поясняю. В годы моего студенчества развернулась борьба с тунеядством, спекуляцией,  фарцой и другими «антисоциальными» явлениями. Авангардная роль предназначалась комсомолу, и ведущей формой  «борьбы» признавалась наглядность.  Во всех видах общественного транспорта, на людных местах города появлялись фотографии    несчастных нарушителей принципов социалистического бытия.
          И вот меня, как вооруженного средствами фиксации обнаруженных безобразий, бросили на колоритный участок  - зеленый базар. А там за прилавками народ разный – были и торговые воротилы, и  спекулянты-перекупщики, и просто мелкий народ, продававший с дач и огородов продукцию своего труда.  Пойди, разберись, да еще не просто щелкни затвором фотоаппарата, но и получи необходимые данные. «Забава», надо сказать, преотвратительная.   Но есть задание…
      Прошло дня два, и мы с другом Толькой Жиздыбаевым, подвизавшимся мне в сотоварищи, двинули на базар. Сначала на нас никто не обратил внимания, мало ли кто и где фотографирует, но  как только дело дошло до сбора информации, народ зашевелился, с лавок моментально стал исчезать товар, а его владельцы прятаться под прилавок и закрывать лица руками.  По рядам пронеслась  тревожная  возня, а кое-где   и выкрики угроз в наш адрес.
         Мы почувствовали, что затея наша провальная, и вряд ли даст возможность выполнить райкомовское задание. Удалось лишь сделать несколько снимков, да и те, как потом оказалось, получились весьма невыразительного качества.
        В райкоме снимки признали негодными, выслушали объяснение о нашем визите на базар и с порицанием отстранили      от дальнейшего сотрудничества.
        Как был я рад…