О поэзии и поэтах

Юрий Тютюников
ПОЭЗИЯ И СТИХИ

Главное в поэзии – это слово «вдруг»,
Когда твоим словом восхитился друг
Искренне, а не поддельно,
И восторг был запредельный.
Без этого ритмичные слова –
Просто для горящей печки дрова,
Они всего лишь стихи, хорошие или плохие,
В головах и душах не создающие стихии
Или бури разнознаковых эмоций,
Полезных иль опасных, будто стронций.

Когда на сто процентов твоих стихов, один процент –
ПОЭЗИЯ, считай, в литературе ты – доцент,
А может быть, профессор, академик  даже.
Литературовед об этом всем расскажет,
Критик возвысит, затем неожиданно погубит.
Неизвестность, как гильотина, голову отрубит.
Но ты,  поэт, - не стихотворец -
Ты выше облаков, как горец.

ТРИ  ФОРМЫ  МЫШЛЕНИЯ  ПОЭТОВ

Уникален каждого по жизни бег,
Каждый по-разному мыслит человек.

Один ухватится за звено в мышлении
И вытащит цепь идей всю без сомнения.

Другому подобной формой мыслить вовсе не дано,
Таскать логические цепи ему не суждено.
Его память – будто секретер антикварный,
А мышление немного элитарное:
Идеи в ящичках разложены по картотекам.
Ради философской изумительной утехи
Он достаёт из памяти листочки
И пишет иной раз мудрые строчки.

У третьего вдруг вспыхивает лампа в голове,
Всю площадь мыслей освещает будто во дворе.
Накалом светлым подобное мышление горит
И через слово душой и сердцем с нами говорит.

Поэтического мышления эти три формы
Подходят всем поэтам, но им не все покорны.


ТВОРЧЕСТВО


Не жди награды Бога,
Не жди пурпурной тоги,
Справедливости не жди.
Хочешь творить – твори.

Пребывая в постоянном сомнении,
Творчество не ждет вознаграждения,
Не ждет признания толпы –
Ахиллесовой своей пяты.

Писатели, перо тупя, пишут «в стол» нередко.
Нюансы жизни подмечая тонко, метко,
Всерьез мечтая «выйти в свет»,
«В стол» пишет молодой поэт.
Заметки журналист строчит,
А станок печатный все стоит.
Не «для полки» режиссер кино снимает,
Но на полку пленки часто попадают.
Художник пишет чудные картины,
Которые потом горят в каминах.

Как и простая людская добродетель –
Всех полезных начинаний благодетель,
Творчество В СЕБЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ несет,
Но, как и прекрасное, само мир не спасет.

Творенья создаются телом бренным,
Но, словно вечность, они нетленны,
Поэтому и люди говорят:
«ХУДОЖНИКИ НА НЕБЕСАХ ТВОРЯТ».

Всплывают мысли непременно -
Жизнь повторима во Вселенной,
И чтобы полноценно жить,
ВЫСОКОЕ нам надобно  творить.

Но художник каждый в любую годину знает,
Как о признании сердечно он мечтает.



Поэт-нарцисс

За множеством красивых слов
Мелкая скрывается идея.
Влюбленных в Слово стада ослов
От нежных строф Нарцисса млеют.

У настоящего поэта красота стихов –
В простоте осмысленных и нужных  слов.

НЕКОТОРЫМ  ПОЭТАМ

Скажу я всем поэтам,
Ниспровергателям основ:
Вы пишите мудреные сонеты,
Находясь в плену обычных снов,

И в силу своего мировоззрения
Вы сочиняете высокопарные стихи,
Красиво свое высказываете мнение
О том, что знает каждый парень от сохи.

Но эти банальные идеи
Вы прячете в букете из цветов,
Себе признаться вы не смеете
В пустоте своих витееватых слов.

Сам бываю в этом грешен и смешон,
Как на Святой Елене МЕМУАРИСТ Наполеон.

ЧЕРНЫЙ  КВАДРАТ  В  ПОЭЗИИ

СТИХИ!!!


ПОЭЗИЯ  И  ФУТБОЛ

Порой прекрасные писать умеем
Длинные поэтические строчки,
Но сжечь никак не смеем
Драгие нам листочки.

Хотя в них мысль пуста
И нету никакой идеи,
Как Микельанжело «Пьета»,
Красива, но не фея.

Поэт,  сожги поэзию свою,
Коль пишешь ты одну мазню.
Ан нет, не поднимается рука,
И я пишу дотоль,  пока
Не одолеет меня тоска
От глупо-мудрых строчек.
В поэзии так много кочек…
Может,  лучше выпить «Спотыкач»
И пойти смотреть футбольный матч.


ПОЭТ – АВАНГАРДИСТ  И  РЕАЛИЗМ

Где-то в сознании мерцают вдали
Картины Сальвадора Дали.
Репинский ненавижу я реализм.
В душе крепко засел авангардизм.

Хорошо бы нашим бардам
Увлекаться авангардом.
Реализм совсем им не к чему.
Мешает он изящному письму.
Зачем в поэзии понятность?
От нее одна лишь неприятность.


ПОЭТ  И  МЕТАФОРА

Красив, метафоричен  стих,
А смысл и толк совсем затих,
И затерялась в образах идея.
Найти ее НИКТО  и не сумеет.


ФИЛОСОФСКИЕ  СТИХИ

Весь блеск философских стихов,
Дающих удачный идейный улов
На старом сейнере Парнаса,
В игре значений обычных слов.


ЛЬДЫ  ИДЕЙНЫХ  ПОЛЮСОВ

Кто не постиг филосовских основ,
Бесконечных значений атомов слов,
Тот не сумеет мысль сохранить
В тающих льдах  идейных полюсов.


У   ПОЭТА  РЕЗКИЙ  СТАРТ

Когда у поэта резкий старт,
Он рискует получить инфаркт.
Надобно отечественным бардам
Следить особо за миокардом.


ПОЭТИЧЕСКАЯ  ПОБЕДА

Когда ты входишь в рифмы и тональность,
Соблюдай в стихах смыслы и оригинальность,
И не разгоняйся, как в гонках на велосипеде.
Бывает часто в красках одна банальность,
Якобы ведущая к поэтической победе.


ПОЭТ И БЛИНЫ

Поэту легко блины испечь
С ритмическими строчками.
Куда трудней в камине сжечь
Творенья своего листочки.


СТИХИ  -  АМФОРЫ

Бывают такие стихи,
Они ритмичны, не плохи,
Полны красивых метафор,
Столь древних, будто амфоры.

Обожают так писать поэты.
Кто-то любит их за это.
Каждый «на любителя»  поэт,
Есть амфоры в стихах иль нет.


ПОЭТ  НЕ  ШАХМАТИСТ

Поэт совсем не шахматист,
Ум его для шахмат неказист,
Много бурных в нем эмоций,
Для ходов хитрющих он слишком чист,
А если грязен,значит он не поэт.
Пегас пошлет ему большой привет.


МАСТЕРСТВО  И  ИСКУССТВО

Может ли в искусстве быть сапожник?
Да, если мастер был и есть художник.
Но ,иногда, вдруг становится мне грустно,
От того,что вещь и вроде бы искусство,
Но мастер зримо не художник.
А художник ради искаженья естества,
Или как Пабло Пикассо для озорства,
Вещь хваленую создает без мастерства.

Исскуство то,что ТРУДНО.
Процесс бывает нудным.
Художнику,чтобы НЕЧТО сотворить,
Надо с мастерством,как с музою дружить.

Да часто интереснее,если зеркало кривое,
Но в искусстве, куда ценнее,когда оное,
Красивой с блеском рамочкой обрамлено.
А эстетики чувство не оскорблен
Пишем мы в стихах порой банальности.

За смысл я в красоте
За искусство в мастерстве,
А мастерсво в искусстве.
Лепить искусство можно быстро
Но в блеске и мастерстве.
Жить надо в красоте и смысле!
Тогда и будет гармония в искусстве,
А Музе с Апполоном совсем не грустно.



ЧТО  ИЗВИНЯЕТ  ПОЭТОВ

Соблюдая рифмы и тональности,
Пишем мы в стихах порой банальности.
Но красота и слов игра
Таланту где-то есть сестра.
За банальность они нас извиняют
И над обыденностью возвышиют.

Всем стихи писать приятно:
И в славе поэтам маститым,
 Свом Пегасом  знаменитыми,
И стихоплетам неопрятным.

Извини читатель за банальность,
Прости нас за неактуальность.
Бывают они у нас совсем плохИ,
Но все-таки какие есть стихИ!

Простит ли Бог художника, писателя, поэта

Художники, писатели, поэты
Живут с трудом на свете том и этом.
Они люди самые несчастные,
Дни бытия у них порой ужасные.
Муки творчества, гламур и пьянки
Составляют творений их изнанку.

Вряд ли примет добрый Бог их в рай.
Адский уготован им под землёй сарай.
Они нередко касаются тех странных сфер,
За которые возьмёт  к себе их Люцифер.

Но, возможно, за всего одно творение
Даст им щедрый Бог полнейшее прощение.


ЭСТЕТИЧЕСКИЙ  ЭФИР


Жизнь боятся потерять все смертные
И хотят продолжить в загробном мире.
Художники, вошедшие в бессмертие,
Останутся в эстетическом эфире
Навсегда, порой как мышь в бесплатном сыре,
Ибо часто при достаточной сноровке
Их творенья тлеют в тайной мышеловке,
В неведомых хранилищах князей,
На века исчезнут там всего скорей.
Потом их кто-то, может, «откопает» -
Когда? Бог один иль дьявол знает.


ЛЮДИ  ИСКУССТВА  И  ТОЛПА
                (рубаи)
Люди искусства,кто обласкан толпой,
С неповторимой и таинственной тоской
Взирают на люд,что отвернулся от них.
Не талант боятся потерять,а имидж свой.


ПОЭТ  И  СТЫД

Стыжусь я стать поэтом
На свете белом этом.
Но может быть когда-нибудь потом
Поэтом стану я насвете том.

Кто не стыдится быть плохим поэтом,
Торопится с рифмическим омлетом,
На вопросы тайны бытия
Дает банальные ответы.
Нередко и он получает приветы.
На плохих поэтов нет у Бога сметы!


СЛАВА И БЕССЛАВИЕ ПОЭТА


Если поэт вам говорит:
«Пишу я только для себя», -
Не верьте! Он душой кривит.
Одинакова у нас стезя:
Все мы понимания хотим
И внешнего почтения
И «лавры» другим не отдадим
Даже на мгновение.
Все мы одинаково тщеславны
В любви к своим стихам
И одинаково бесславны
В отношении к чужим словам.


ПОЭТ

По ночам он изводил себя стихами,
И скоро его вынесли вперёд ногами.
Не избежать отечественным бардам
Смерти от водки или миокарда.

ПОЭТЫ И ТАЛАНТЫ

Поэты талантливы в большинстве своём,
Но каждый среди них идёт своим путём –
Отсюда мало меж ними согласия.
Взгляд на талант кишит разногласием.

ИСТОРИЯ И ПОЭТЫ

Исторические знания
Портят хрупкое сознание.
Понимание истории –
Для  «гламура» и не более.
Для умов она нужна историков
И поэтов-мудрых алкоголиков,
А ещё философам –
Глиняным колоссам.


Я СЕМЕНЮ ШАГАМИ МЕЛКИМИ…

Я семеню шагами  очень мелкими.
По деревьям жизни бегаю, как белка,
И пишу стихи  неинтеллигентные,
Для больших талантов незаметные.


ИСКУССТВО  И  МАСТЕРСТВО

Может ли в искусстве быть сапожник?
Да, если мастер был и есть художник.
Но ,иногда, вдруг становится мне грустно,
От того,что вещь и вроде бы искусство,
Но мастер зримо не художник.
А художник ради искаженья естества,
Или как Пабло Пикассо для озорства,
Вещь хваленую создает без мастерства.

Искусство то,что ТРУДНО.
Процесс бывает нудным.
Художнику,чтобы НЕЧТО сотворить,
Надо с мастерством,как с музою дружить.

Да часто интереснее,если зеркало кривое,
Но в искусстве, куда ценнее,когда оное,
Красивой с блеском рамочкой обрамлено.
А эстетичекое чувство не оскорблено.
Гонясь за красотой и оригинальностью
Пишем мы в стихах, порой, одни банальности.
Здесь проявляется другая наша крайность:
За блеском мы теряем смыслы,
Все идеи, словно коромысло.

За смысл я в красоте,
За искусство в мастерстве,
А мастерство в искусстве.
Лепить искусство можно быстро
Но в блеске и мастерстве.
Жить надо в красоте и смысле!
Тогда и будет гармония в искусстве,
А Музе с Апполоном совсем не грустно.

СТИШКИ – ЧЕТВЕРОСТИШЬЯ

Большая поэзия -
Словно магнезия.
Кого быстро излечит,
Кого слегка покалечит.

Куда лучше небольшие стишки,
В мозгу делают  мелкие стежки.

В головах нередко надолго
Свой след оставляет стишок,
Хотя  мелкий и скромный
Его короткий шажок.

ОДИНОЧНЫЙ  ВЫСТРЕЛ СНАЙПЕРА. ПОЭТИЧЕСКОЕ  КАРЕ.

Что главное есть для катрена?
Быстрая словесная сноровка.
Военной обстановки смену
Вмиг решит снайпера винтовка.

КРИВИЗНА  В  ИСКУССТВЕ
                (рубаи)

В искусстве каждом , о мой Боже!
Чем кривее на картине рожа,
Тем больше эстетической в ней новизны,
Тем гениальнее для всех художник.

ПОЭТ И САМОПИАР

Новое твоё произведение
Для тебя – эпоха Возрождения.
Непременно ты в грязь лицом ударишь,
Коль мигом сам себя не пропиаришь.

ПОЭТЫ-ПАРОДИСТЫ И ТАЛАНТ

Известно: все пародисты не талантливы,
Трудно их в поэзии назвать гигантами.
Ибо таланты, без малейшего сомнения,
Не могут пересказывать чужое мнение.

ПОЭТ – ИСКАТЕЛЬ ФОРМ
По многим сакральным приметам
Хорошим стать я мог поэтом.
В поиск новых форм ушёл всецело,
И вышло, что поэт я неумелый,

Но прослыл, однако, я большим талантом,
Портфель носил поэтическим атлантам.


ИСКУССТВО  И  РЕМЕСЛО


Когда в соразмерности живут мастерство и фантазия,
Расцветает искусство, его не постигает оказия.
Нет художника яркого без мастерства,
Этим отлично искусство от ремесла.

В искусстве техника и одно мастерство,
Без озарения -  детское баловство.
Техничный художник без кругозора
Сродни с изыском духовному вору.
Крадёт незаметно у мировой он эстетики
Сущность вещи, оставляет красоту да патетику.


КОГО И ЧЕМУ УЧИТ ИСКУССТВО?


Не стали мы все актёрами,
Из нас не вышли режиссёры,
Но в жизни мы играем роли,
Как великий говаривал Шекспир.
В бытии роли – наши доли
Не влияют на жёсткий мир.
Не изменит мир ни один кумир,
Будь он Байрон, Пушкин или Шекспир.

Пишите картину маслом прозрачно или густо –
На историю никак не повлияет искусство.
Воздействие его на мир – эстетов заблуждение,
Гурманам Мельпомены доставляет наслаждение.
Искусство никого не учит,
Тем оно быстро всем наскучит,
Кому действительно учиться надо.
У каждого барана своё стадо.
Простая музыка ему любезна.
Искусство в целом мило, но бесполезно.

Играют дети и подражают взрослым.
Что будет, когда станут они рослыми?
Настигнет их высокая эстетика
Иль пустая, у лозунгов в плену, патетика,
Иль их не хватит даже на арифметику?
В том мы виним простого учителя,
Генетики мелкого мучителя.


СТИХИ  И  ПОЛИТИКА 

Ирония – острые специи
Для политических стихов.
Тонкая нужна рифмо-лекция
Для милых синюшных мозгов.

ПОЭТИЧЕСКИЙ САРКАЗМ И ВЛАСТЬ

Едких, колючих сарказмов
Власть страшится в политических стихах.
Ей хотелось бы указом
Их запретить сегодня и в веках.

ПОЭТ В ДОНЕЦКЕ

Стихи писал я как экспромты
 По ним сверял по жизни быстрый бег…
Вдруг оказался я на фронте,
Где безоружный гибнет человек.

О времена, о наш  мудрейший век!
               06.12.2016
ПРИНЦИП КРИТИКИ

Давний принцип петуха и кукушки
Действует среди людей веками,
Если ты пишешь стихи,я частушки,
Критика не властвует над нами.

Не обольщайтесь пустою похвалой,
Бывает не искренна она порой
И вечно ищет взаимной похвалы,
Да иных поэтов  совместной хулы.


ИСКУССТВО  И  СЛУЧАЙ

В искусстве очень много комичности,
В нём много пафосности и трагичности,
Скучного, глупого без логичности.
Только великое в нём единично,
Раз в сто лет появляется как мгновение,
Чаще всего как случайного проявление.

ИСКУССТВО  И  ДЕМОНЫ

Мне великое любое искусство всласть.
Это демоны знают, разжигают страсть
Ко всему прекрасному, к искусству.
Моя душа наполнилась им густо.
Чёрт хвостом махнул – в душе стало пусто.

ПОЭТ  И  ЧЕСТОЛЮБИЕ

Честолюбие – большой порок.
Силён его нейронный поток
В клетках головного мозга,
И он является розгой,
Людей гонящей на великие дела,
Поэта заставляет подбирать слова.
Честолюбие – стихотворцам голова.
Моралистам сия категория
Равносильна прописному горю.

Искусство из топора

Нередко твердят мне разные други,
Как плодотворны в искусстве потуги,
Когда повар варит борщ из топора,
Мне глаголят: «Ему поклоняться пора!» -
Дескать, ценят его маститые повара.
А также ценят большие гурманы,
Рецепты везут в разные страны.

Пробую! Нет там мяса, капусты,
А вместо навара – просто вода.
Да, не очень-то в борще густо,
Пахнет только одна  лебеда!

Кому-то «из топора» авангард по душе,
Не все обожают Матисса и Бомарше.
Равносильна прописному горю.

Поэт  в  России – сапёр

Поэт в России – сапёр
На минном поле жизни.
А может больше, чем сапёр,
Когда минирует свой вздор,