Даос-волшебник просит рыбу

Владимир Фёдорович Власов
ДАОС-ВОЛШЕБНИК ПРОСИТ РЫБУ

(О чём не говорил Конфуций)

Ван Гун-нань у моста Хэнхэ в Ханчжоу жил степенно,
Раз как-то у ворот даоса рано утром встретил,
Который поприветствовал его обыкновенно,
И рыбу попросил, тот с возмущением ответил:

- «Монахи мяса не едят, а ты рыбу желаешь».
- «Но рыбу деревянную (1)», - даос сказал, с ним споря,
Ван отказал ему. Даос же молвил: «Ну, как знаешь,
Пожадничал, раскаешься и пожалеешь вскоре».

В ту ночь град черепицы падал, Вану показалось,
Весь двор усыпан бы осколками и камнем битым,
Потом одежда вся в отхожем месте оказалась,
Ван амулет просить стал Чжана, серебром покрытым.

Сказал тот: «Я имею амулеты видов разных,
Один – дешёвый, дорогой ещё один имею, 
Одним Чжан Чжи-кэ (2) держит в узде бесов, безобразных,
Другим – Чжан Чжи-сян (3) ловит нечисть, что везде зло сеет.

Гун-нань дешёвый взял, повесил дома в главном зале,
И эту ночь действительно все провели спокойно,
А через три дня, когда все родные ещё спали,
Даос к ним старый постучался, произнёс достойно:

- «На днях у вас здесь неприятности происходили,
То был мой ученик, вы защищались амулетом,
Уж лучше у меня бы помощи вы попросили.
Помог бы я вам волшебством своим, как и советом.

Ко мне вы завтра утром приходите на рассвете.
Беседка у Источников Холодный где ютится,
Мне трижды крикнете «Шапка Железная (5), ответьте»!
Я сразу не замедлю перед вами появиться.

А если не придёте, амулет похитят бесы».
Гун-нань утром пришёл, стал звать, никто не отзывался,
Над озером стола из тумана лишь завеса,
Полдня Ван прокричал, к обеду с озера убрался.

Похищен амулет был, сторожить как не старались,
Той ночью, вся семья сомкнуть глаз, сидя, не посмела
Лишь на столе огромных ног следы чьи-то остались,
И вновь вся нечисть в доме и в поместье осмелела.

С тех пор ночь каждую толпа из бесов собиралась,
Стучала в двери, черепками в окна всё кидалась,
Гун-нань напуган был, как будто бездна открывалась,
В семье кто бы хранил спокойствие - уж не осталось.

Гун-нань купил вновь амулет, тот, дорогой, повесил,
После чего бесы действительно угомонились,
Сын Хоу-цзэн от всех переживаний был не весел,
Исчез он, все домашние, его ища, с ног сбились.

Отец нашёл его, в реке хотел тот утопиться,
Привёл его домой, в постель все сына уложили,
Но так и не смогли ни слова от него добиться,
Поэтому и день и ночь его все сторожили.

Он бормотал чего-то, вдруг воскликнул «Ухожу я!».
Потом поднялся, поклонился в пояс амулету,
- «Куда пойдёшь, сынок»? - спросил отец его, горюя.
- «Иду туда, где я могу решить проблему эту».

Отец не видел, как вошёл сын в зал большой небесный,
Увидел духа, на почётном месте там сидящем,
И ангелов, как круглый сонм, в сиянии парящем,
У ног же молодых людей, стоящих в круге тесном.

Спросил дух: «Ван Хоу-цзэн, твоё существованье
На этом свете не окончилось, твоё ж решенье
Покончить с жизнью своей, вызывает сожаленье,
Чтоб сделать так, какое ты имеешь основанье»? 

- «Вы, слуги всех пяти сторон (6), - он говорить продолжил, -
Верховной чистоты (7) не получая приказанья,
Служить стали волшебнику, но умереть он должен,
И моего не избежите здесь вы наказанья».

Признали те свою вину, и тут же повинились.
Дух приказал дать тридцать палок, оголяя зад им,
Вопили бесы вне себя, прося его пощады,
Их ягодицы цвета чёрной грязи становились.

Как экзекуция закончилась, толкнул ногою
Дух Хоу-цзэна, и тот как бы сразу пробудился,
Струящийся пот вытирал усиленно рукою.
С тех самых пор покой в доме Гун-наня воцарился.


Пояснения

1. Деревянная рыба – деревянная доска в форме рыбы или раковины, в которую буддийские монахи ударяют колотушкой. Читая святые книги.

2. Чжан Чжи-кэ – один из восьми бессмертных даосского пантеона, Чжан Дао-ли.

3. Чжан Чжи-сян – небесный учитель Чжан Тянь-ши, изгоняющий бесов.

4. Беседка Холодных Источников (Лэнцюаньтин) – находится у подножия горы Фэйлайфэн в окрестностях Ханчжоу (провинции Чжэцзян); построена в период Тан, увековечена в стихах знаменитого танского поэта Бо Цзюй-и.

5. Железная Шапка – прозвище даосского мага XIV в. Чжан Чжуна.

6. Слуги пяти сторон – четыре стороны света и зенит.

7. Верховная чистота – (Шан цин) – верховное божество даосов Дао-цзюн, обитающего в одной из трёх (по даосским представлениям) небесных сфер, которая называется Верховная чистота.      


Власов Владимир Фёдорович