Йосиф Флавий

Яков Рабинер
      
                ЙОСИФ ФЛАВИЙ


Одни соплеменники считают его великим древнееврейским историком.
Другие рассматривают основной труд Йосифа Флавия
«Иудейская война» сквозь призму его субъективно-недоброжелательного отношения  к  восставшим против Рима иудеям, которых он изобразил преимущественно в чёрных тонах, не скупясь на натуралистичные подробности  всех ужасов войны.
Сам Йосиф не разделял с восставшими идею борьбы за освобождение страны, считая, что авантюристическая затея лидеров восстания бросить  вызов могущественному Риму не только обречена на поражение, но и грозит самыми печальными последствиями для граждан, сводит на нет шансы для Иудеи возродиться в будущем как независимое еврейское государство. Хотел он этого или нет, но волей обстоятельств вернувшийся из Рима Йосиф оказывается втянутым в восстание.
Ему поручают собрать армию из еврейских ополченцев в Галилее. С армией в 60 000 человек он вступает в схватку с римскими легионами, которыми руководит будущий император Веспасиан. Несмотря на мужество и бесстрашие, не раз проявленное как самим Йосифом, так и ополченцами, его  армия отступает постепенно под натиском римских легионов. Участие Йосифа в войне с римлянами завершилось его пленением.  Отныне он бесповоротно на  стороне всё ещё воюющих с восставшими иудеями римлян.
Тем временем, война амбиций в Иерусалиме между лидерами восстания перерастает в невероятно жестокую гражданскую войну внутри города. Римляне уповают на кровавые распри внутри Иерусалима. Ослабевший от кровопролитной междуусобицы, голода и болезней город захватывают, в конце концов, римляне. Так заканчивается длившаяся 7 лет война римлян с восставшими иудеями.

Еврейское население в результате войны понесло жуткие потери. Иосиф Флавий оценивает число попавших в плен евреев в 97 000 человек, а общее число погибших - в 1.1 миллиона.

Сам Йосиф принимает фамилию своего покровителя Веспасиана Флавия и берётся за книгу «Иудейская война», которая ещё прославит его в веках. 
По окончании войны в награду за труды он получает от Веспасиана, теперь уже римского императора, постоянную ренту, поместья в Иудее и римское гражданство.

Так кто же он такой -  Йосиф Флавий: предатель, по мнению одних, или всё же великий историк, который вопреки патриотическим соображениям, честно изобразил в своей книге то, что произошло в войне иудеев с Римом, участником и свидетелем которой он был.
Можно ли считать предателем того, кто первоначально
отрицал идею восстания и надо ли соотносить историю в высшем смысле этого слова с таким понятием как патриотизм? Всё идеализирующий патриотизм и  историческая правда. Совместимы ли вообще эти два понятия? Должен ли честный историк, берясь за свой труд, принимать во внимание идеологические соображения и давление на него патриотически настроеннных сограждан?
_

ДВА МОИХ СТИХОТВОРЕНИЯ
НА ТЕМУ "ИУДЕЙСКОЙ ВОЙНЫ".

СИКАРИИ

Сикарии (лат. sicarii букв. «кинжальщики»; от sica «кинжал») — боевая еврейская группировка, действовавшая в Иудее в I веке н. э. Цель сикариев — еврейское государство, независимое от Рима. Сикарии боролись с римским влиянием в Иудее, нападали и убивали (обычно ударом кинжала в спину) не только представителей римских властей в Иерусалиме, но и представителей иудейской знати, пытавшихся предупредить военное столкновение с Римом и искавших компромисса с ним.

Врагам заклятым: меч, праща.
А этим, льнущим к ним,
в толпе –
кинжал из-под плаща
и «получай свой Рим».

И пусть их трупами забьём
Мы до краёв наш град,
Их трусость, как в стене пролом,
Страшней врагов стократ.

Ждёт хитрый Тит. Не день, не два.
Упрямством прочих злит.
Он знает – жизнь почти мертва
над кровью
скользких плит.

__

ЙОСИФ ФЛАВИЙ


Всё было так: то муравейник Рим,
а  то Ерушалайм с его востоком,
куда вернулся он припасть к истокам –
империи далёкой пилигрим.

Повсюду горе, смрад, чужая речь.
Бог отвратил свой лик от иудеев.
Оставшимся осталось, по идее,
хотя бы пепел прошлого сберечь.

Смерть отделила
мёртвых от живых.
Мечи ли, стрелы многих поразили,
но  ад и рай в тот век перегрузили,
когда переправляли
души их.

А жизнь идёт... С три короба наврут:
«Трус, прихлебатель, спрятался за свиток».
Не зря, мол, он,  любитель чёрных ниток,
так щедро вплёл их
в свой жестокий труд.



Читайте мой рассказ-статью «Иудейская Клеопатра»
о любви (на фоне иудейско-римской войны) еврейской принцессы
Береники и захватившего Иерусалим Тита –
будущего римского императора: 

1 ч. http://www.stihi.ru/2014/01/07/10460

2 ч. http://www.stihi.ru/2014/01/08/10215