Как научиться писать стихи профессионально

Виктор Гармонист
     ВСТУПЛЕНИЕ

Дорогой читатель!

Многие люди с упоением пишут стихи, но поэтами не являются, и придумала им редакционная братва обидное название - «графоманы». И, чтоб помочь им превратиться в поэтов-профессионалов, я и решил написать эту небольшую книгу.
Далее. Во-первых, научить писать стихи — невозможно, ибо этот поэтический дар владения Словом, как  говорится, «от Бога». Нужно непременно иметь музыкальный слух, образное мышление, цепкий, многое замечающий взгляд, уметь максимально концентрировать информацию в немногих словах («краткость — сестра таланта») и свою, неповторимую поэтическую походку, а также отличный стиль изложения. НО! Когда уже это всё есть, а человек просто не владеет техникой написания, вот здесь научить можно и нужно. Во-вторых, перефразируя известное выражение, скажу: «Поэтом можешь ты не быть, поэтику ты знать обязан!» То есть, каждый человек, решивший прикоснуться к великому кладезю культуры, к поэзии, ДОЛЖЕН знать правила написания стихов, и только тогда он в полной мере духовно, эстетически насладится стихами настоящими, профессиональными; сможет отличить поэта от графомана, от которых происходит, всё-таки, некоторый вред. Они отнимают уйму времени у редакторов, возмущаясь, что те не хотят печатать их «гениальные» стихи; режут слух песни, текст которых написан графоманом (зачастую исполнители от жадности, дабы не платить поэтам за текст, придумывают его сами и неправильные поэтические ударения это всё выдают, рейтинг исполнителя падает вместе с кассовостью).
Я обращаюсь к звёздам эстрады: «ЗВЁЗДЫ, ГОРИТЕ ЯРЧЕ, присылая мне, поэту-профессионалу на эспертизу тексты своих песен!!! Могу составить свой текст песни по фабуле в прозе заказчика».
Писать в стихах требуется только правду, какой бы она ни была, ибо от совравшего единожды, Муза отворачивается НАВСЕГДА! Не стоит в угоду рифме поступаться смыслом в стихотворении. Однажды наш русский философ и поэт Владимир Соловьёв даже М.Ю. Лермонтова упрекнул за единичный случай по этому поводу. А в величайшем стихотворении «На смерть поэта» за «С свинцом в груди...», говоря, что могут интерпретировать и так: «с винцом в груди». Из этих примеров  видно, насколько трудно писать настоящие стихи. Но всех вас уверяю: кто изучит эту книгу и научится применять в своём стихотворчестве данные знания, смело может называть себя ПОЭТОМ-профессионалом. Тогда вы сможете и заказы на тексты песен получать, и печататься в любых крупных издательствах. В бомонде крутятся большие деньги. Рассказывали случай, что Филиппу Киркорову предстоял сольный концерт, а новой песни у него ещё не было, без которой концерт не стоит проводить, кассовость и реноме упадут. Тогда он покупает средненький такой текст у девчонки за 25000$! И концерт состоялся.



       
УРОКИ       ПОЭТИКИ
/ Стихотворные  размеры /

   Различаются ударения обыкновенные и поэтические, в первом стихе (строчке) «Евгения Онегина»:
«Мой дядя самых честных правил...» в первом слове обыкновенное ударение, а во втором на первый слог падает          ПОЭТИЧЕСКОЕ ударение.
- / - / - / - / - , здесь ( - ) - безударный слог, а ( / ) - поэтическое ударение. Размеры лучше всего изучать на примерах общеизвестных песен:
               
ТРЁХСТОПНЫЙ  ДАКТИЛЬ
            «Синенький, скромный платочек...»
/ - - / - - / -
В слове «дактиль» ударение ставится на первый слог. «Трёхстопный» назван по количеству поэтических ударений в стихе (строке).

ЧЕТЫРЁХСТОПНЫЙ  АМФИБРАХИЙ
 (ударение на третий слог).
            «Напрасно старушка ждёт сына домой...»
- / - - / - - / - - /
               
ЧЕТЫРЁХСТОПНЫЙ  ХОРЕЙ
«Увезу тебя я в тундру...»
- - / - / - / -
Здесь на первый слог должно падать поэтическое ударение, а его нет. Такой, довольно частый случай, называется ПИРРИХИЙ.
               
ДВУСТОПНЫЙ  АНАПЕСТ
(ударение на второй слог)
«Виновата ли я...» 
 - - / - - /
               
ТРЁХСТОПНЫЙ  ЯМБ
«В одном прекрасном месте...»
- / - / - / -
               
    Далее. Если в стихе (строчке) повторяется дважды или более одна и та же буква, сие называется -  АЛЛИТЕРАЦИЯ.
            «На трубе трубит трубач...» - двойная аллитерация на буквы «т» и «р».
            «Цель — Целли в целике...» - двойная аллитерация на буквы «ц» и «л».
(Это у меня про расстрел Мата Хари).
    Далее. Внутренняя рифма:
            «Вот приедет твой ковбой...»
               
ВЕРЛИБР (или БЕЛЫЙ стих, без рифм, но по одному из размеров. Превалирует сейчас на Западе).
«Превратим Россию в страну ПОЭТОВ!»

           / Поэтические уроки на моей странице в Facebook /

                Эмоциональный заряд

     Есть у меня друг, Фоменко Иван Михайлович. Он так же, как и я - поэт и шахматист. Вот мы и общаемся: то на поэтических сборищах в Центральной библиотеке, то - что чаще - в шахматном клубе "Белая ладья". Он довольно-таки хорошо играет в шахматы. Стоит мне в игре с ним подумать параллельно о другом (изобретениях, или: "Сколько ж будет пустовать моя холостяцкая постель?"), как он устроит засаду, которую я не разглядел по рассеянности, и - выигрывает.
Но вот у него умирает жена Галина. Боже, как ему было плохо, он чуть не сгорел от водки! Пришлось по-дружески помочь не самым мимозным методом. Да, он подарил мне с надписью свой поэтический сборник "Кисть рябины". В нём я нашёл стихотворение, которое он посвящает уже умершей жене:

ЖЕНЕ
Каплей с неба, снежинкой, чем хочешь,
Ветерком полевым у плетня
Приходи в этот мир среди ночи,
Приходи в этот мир среди дня!
Я купил колдовскую калину,
В честь тебя посадил у окна.
Мы теперь с тобой рядом, Галина,
Пусть плывут и плывут времена.

   Замечательное стихотворение с большим эмоциональным зарядом. Но есть две ошибки с поэтическим ударением: в слове "среди" оно падает на первый слог, а должно - на второй (эта ошибка со словом "среди" тотальная и встречается даже и у именитых поэтов); вторая - в третьем стихе второй строфы, в слове "с тобой". Опять поэтическое ударение падает на первый слог вместо второго. Не повторяйте подобных ошибок, ибо никогда не вылезете из графоманства!
Так вот, затеял я с ним мужской разговор: "Иван Михайлович, сколько можно убиваться по своей жене? 40 дней прошло, думайте о насущном, а Вы своими переживаниями притягиваете её душу к себе и не даёте улететь туда, куда надо, вредите ей своей любовью! Вот послушайте, что написал французский поэт Бодлер о смерти своей жены в сборнике "Цветы зла". Вообще-то, Бодлер такой пофигист, что нашему Высоцкому да-ле-коооо! Вот Вы тоже поэт. На мой взгляд, каждый поэт должен быть пофигистом, ибо от совравшего в стихах однажды, Муза отворачивается навсегда. Сейчас я Вам прочту по памяти четверостишье Бодлера:

"Жена в земле...Ура!! Свобода!!!
Бывало, так дрожит душа,
Когда приходишь без гроша
От криков этого урода!"

    Расстались мы молча. Очевидно, у него внутри происходила нешуточная борьба; небось, и про больную дочь вспомнил, да тут ещё и я с Бодлером. В общем, смотрю: начал сбавлять обороты насчёт пьянки, и через месяц пришёл к общепринятому мизеру.

                А К Р О С Т И Х:

    В поэтике применяется следующим образом. Заглавными буквами, вертикальным столбцом пишется тайное слово. Затем, уже горизонтально, начиная с заглавных букв, пишутся стихи (строчки). Пример написания. Давайте напоём дифирамбы нашей, со светлой душой, поэтессе, Светлане Гришиной. Столбцом, заглавными буквами пишем её имя «СВЕТА». Светочка, извини, что коротко, а не полностью имя «Светлана». Я с этим пятистишием и так полтора часа ломал мозги! Та-ак, раз пятистишие, значит — сонет; так и называем стихотворение. Кому посвящено, чьё имя зашифровано в первых буквах? Светлане Гришиной, пишем только первые буквы. Итак:
               
С О Н Е Т
С.Г.
Стихи твои превыше всех похвал,
-/-/-/-/-/
Всегда, прочтя их, на душе светлей!
-/-/---/-/
Единство фраз, эпитетовый шквал
  -/-/-/---/
Твоей души божественный елей!
-/-/-/---/
Ах, как без них я часто тосковал...
-/-/-/---/

     Стихотворение написано пятистопным ямбом. В четырёх стихах присутствует пиррихий (когда должно быть поэтическое ударение, а его нет).

З А В У А Л И Р О В А Н Н Ы Й   П Р Е Д Л О Г

        Все примеры я стараюсь приводить из собственных стихов. Во-первых, в доказательство своей профессиональности, во-вторых, у меня есть все эти штучки, как у знаменитого поэта дореволюционной России, Жемчужникова. Дело в том, что он писал свои стихи буквально всеми размерами. А вот Александр Сергеевич Пушкин писал только ямбом и хореем. Конечно, он все размеры ещё в лицее выучил, но предпочтения гения не обсуждаются. М.Ю. Лермонтов также всеми размерами не писал. Так вот, царь наградил чем-то там Жемчужникова за такую способность в стихосложении. А сейчас? Да смешно подумать, в Правительстве никто не сможет «ямб от хорея отличить» /«Евгений Онегин», А.С.Пушкин/.
        В нижеприведённом моём стихотворении обратите внимание на высокую концентрацию информации — в восьми стихах описан весь роман «Воскресение» Льва Николаевича Толстого. В эпиграфе, в своей интерпретации, я  обозначил красную нить этого романа.

Воскреснув, всем я стался должен.
               
*     *     *
Катюша Маслова, прости                -/-/---/
За соплеменника гусара,                ---/---/-
За то, что вихрь загасил                -/-/---/
В светёлке трепетный огарок.         -/---/-/-
Прости за жёлтый твой билет,         -/-/-/-/
За отнятое материнство!                -/-----/-
Одна держала ты ответ                -/-/-/-/
За мировое лихоимство!                ---/---/-

         Стихотворение написано четырёхстопным, «пушкинским» ямбом, который он довёл до совершенства. И «Евгений Онегин» им написан.
        Я вам советую пиррихии обозначать точечками над безударным слогом.
         Но перейдём к теме, разберём третий стих:
    … «За то, что вихрь загасил»...  -/-/--/   
(7 слогов)
         Если страдать буриданизмом (чрезмерной логикой и педантизмом), мы никогда не научимся писать стихи, что зачастую и происходит у графоманов. Такой размер, какой я показал здесь, в поэтике отсутствует. Здесь не учтён скрытый, завуалированный предлог в слове «вихрь». Фонетически он произносится как «вихЫрь», и в результате в слове появляется ещё один, поэтический предлог, которые поэты должны учитывать при определении размеров стихосложения. Ещё пример:
               
ЧАСТУШКА
«Говорят, жена, гуляешь...     --/-/-/-
Вот застану я тебя!»             /-/-/-/
«Жизнь, Ваня, не обманешь,/-/-/-/-
Я всё делаю, любя!»           /-/---/
     То же самое со словом «жизнь». При подсчёте слогов необходимо учитывать их фонетическое количество, «ЖизЫнь».

                В Е Р Л И Б Р

      Верлибр, или белый стих пишется без рифм, но с соблюдением одного из вышеперечисленных поэтического размера, повторим их все: ямб, хорЕй, анАпест, амфибрАхий, дАктиль, верлИбр. Заглавными буквами указывается правильное ударение.
         Есть переходное течение из прозы в поэзию, это — метрическая проза, которая пишется с использованием поэтических размеров. Очевидно, и верлибр относится к этой категории. Наиболее предметно занимался метрической прозой Леонид Андреев. Сообщаю для тех, кто заинтересуется именно этим видом творчества.
         Верлибр сейчас превалирует      (преобладает) на Западе. У меня же только  несколько стихотворений этого рода. Одно из них я вам и приведу в качестве примера:
               
*     *     *
«В который раз мой взор усталый
От книг несчётных, чертежей и схем
Смиренно, вожделенно внемлет звёздам...
Всё — полетел... А там одно из двух:
То невозможно холодно во мраке,
То у звезды невыносимо жарко!
...Не попадаются, скрываются собратья...
И неужели, всё же, мы одни?!
Нет истины печальнее на свете!»

      Положительные стороны верлибра те, что не надо мучиться в поисках рифм; не сбиваешься с мысли, стихотворение идёт на одном дыхании, более цельное.
       
К О М Б И Н И Р О В А Н Н Ы Й   Р А З М Е Р

       Александр Сергеевич Пушкин писал, что у него рифмы бегут впереди пера. Сложней обстояло дело с нахождением рифм у Марины Цветаевой, ей приходилось исписывать метровые столбцы. Раз уж разговор зашёл о рифмах, должен здесь отметить: наиболее ценны рифмы существительного с глаголом. «Тело-пело»; «душу-нарушу»; «мать-терзать»; и т. д.
   Теперь насчёт комбинированного размера. Собственно, это один размер, но автор, поэт, рвёт строчку от обилия рифм в голове, так и только так получается размер комбинированный. Приведу в пример своё стихотворение, писанное в станице Мелеховской, в пансионате отдыха ещё в 1988 году:
*     *     *
«Вечер устало                /--/-   (дАктиль)
Завис над станицей,     -/--/-   (амфибрАхий)
Пурпурно-ало                /--/-
Мерцая зарницей.        -/--/-
Ветер забвенно
Листа не всколышет;
Камни и стены
День-зноем полышат.
Пыльною мглою
Приближены дали,
Вновь к водопою
Стада перегнали...
Душно и ленно
И жаждешь прохлады,
Ночи смиренно
Пождёшь, как отрады...»

      Запишем первый и второй стихи в одну строчку:
«Вечер устало завис над станицей,»...
/--/--/--/-
 Получается четырёхстопный дАктиль. Вот и всё.
            П С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е   С Т И Х И

       Однажды в нашем небольшом городке, в поэтическом сообществе произошёл раскол из-за апломбов руководящих кадров. Хотя я один в городе пишу профессионально стихи всеми размерами, да, иногда, и рассказы, но в руководители никогда не стремился из-за нехватки времени (слишком уж за многое хватаюсь). И вот мы остались в меньшинстве с двумя руководителями.
На этот поэтический вечер пришли пять поэтов, три графоманки бальзаковского возраста и — руководитель основной фракции, так сказать, на разведку и переимку методов. Посмотрел я на это всё и говорю руководителю моей фракции: «Давайте немножко поиздеваемся над этой публикой». Тот: «Давай, а как?» Отвечаю: «Я спрячу книгу стихов Ходасевича за спиной, а по памяти прочту его психологическое стихотворение «Сумерки», где он призывает кого-нибудь пырнуть ножом. Вот увидите — фурор обеспечен». Сказано — сделано. Декламирую:
«Владислав Ходасевич, стихотворение «Сумерки»:

   
Снег навалил, всё затихает, глохнет.
Пустынный тянется вдоль переулка дом.
Вот человек идёт. Пырнуть его ножом -
К забору прислонится и не охнет.
Потом опустится и ляжет вниз лицом.
И ветерка дыханье снеговое,
И вечера чуть уловимый дым -
Предвестники прекрасного покоя -
Свободно так закружатся над ним.
А люди чёрными сбегутся муравьями
Из улиц, со дворов и станут между нами.
И будут спрашивать, за что и как убил, -
И не поймёт никто, как я его любил.»

     Прочёл, и что тут началось! Эти три графоманки вскочили и давай кричать, мол, как Вам не стыдно читать стихи, призывающие к убийству, да это Вы сами его написали!! Тогда я, пока цел, быстро достаю из-за спины развёрнутую на соответствующей странице книгу и показываю им, а потом отдаю читать. Затем спрашиваю у нашего оппонента: «Иван Григорьевич, а что Вы скажете по поводу этого стихотворения Ходасевича?» Тот и ответил всё правильно, расставив все точки над i: “Все эти послереволюционные перипетии так надоели и разочаровали в жизни Ходасевича, что он возжелал, дабы некто любя его убил, спасая от нестерпимых мучений: душевных и физических”.

                М Е Т А Ф О Р Ы

   Чем мне нравится построение американского учебника, например, по физике, тем, что соответственно излагаемой теме приводят и формулы - от школьных до ВУЗовских - и не надо рыться в памяти или искать учебники. Так же поступлю здесь и я: выпишу один из БЭС понятия и читателям не придётся напрягаться самим. Итак.
   МЕТАФОРА — это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов («говор воли», «бронза мускулов»).
    Разберём «по косточкам» моё стихотворение, где применена гиперметафора и многое другое, которое Вам пригодится в стихонаписаниях.

ОТЧАЯНЬЕ
Мезозойный рассвет.
Роза в детском горшке.
Неприемлемо всё, непонятно!
Первый с клумбы букет
И огонь на вершке. -
Разогнался, да надо обратно!
Табуны чуждых тел
И молчащих теней,
Сонм вопросов и — все без ответа!
Тяжкий знанья удел,
И соитья идей,
И власяная роба поэта.
Что ж теперь, господа,
Соземляне мои,
Двигать дальше, бедлам, чай, под боком?!
Иль уйти в НИКУДА
И оставить мечты о высоком?

    Здесь «мезозойный рассвет» - гиперметафора: таким далёким детство представляется.
   «И огонь на вершке» - метафора о первой женщине.
«Разогнался, да надо обратно!» - обратно, к себе,
чтоб не раствориться во всякостях.
(Ввёл новое слово в русский язык),
А.С. Пушкин ввел не менее двухсот новых слов.
И Вы введёте, когда достигнете соответствующего уровня.

Р А З Н О Т Е М Ь Е
/Выборка стихов разных лет/
Это   любовь !

Когда мой любопытный взор
С одной мечтою о прекрасном
По лицам пробегал напрасно,
Неся нещадный приговор
Владелицам оных негласно;
Когда уже эстет во мне
Тихонько умирать собрался,
И Демон нагло ухмылялся,
Хвала Богам, хвала судьбе
С тобой я повстречался!
… Как долог был мой первый взгляд,
Забыв о времени, приличьи,
Он впился в образ гармоничный,
Проник рентгеном сквозь наряд
И всё нашёл там необычным...
О, диво-девочка моя!
Тебя искал я слишком долго,
Чтоб потерять, завывши волком!
…......................................................
Мы будем слушать соловья,
И ниспадут тенёты шёлка...

Верлибр
Сок цикуты пьёт Сократ...
Он знает: онемеют ноги,
На форум боле не придёт;
Дыханье остановится и сердце,
Немой язык уж к истине не позовёт.

Столпы
Горе тянучее, ежеминутное
Сильные души не ест.
Внешнему взору оно недоступное -
Кротки, несущие крест.
Взгляды глубокие, внутрь обращённые
Верой нездешней полны.
Сходят, исполнивши долг и смирённые,
Молча в могилу СТОЛПЫ.

Видение
Ужас как пахло жасмином,
Фея слетела с цветка,
Благословлён херувимом,
Взмыл я за ней в облака.
Там мы бесплотно обнялись,
Души навеки сплелись,
И ангелочечки-дети
Стайкою ринулись вниз...

*           *           *
Мой слух ласкает и тревожит
Шопена до диез минор:
То время этот вальс стреножит,
То побежит во весь опор!

*            *            *
Митральный клапан плотно прилегает,
И миокард упруго кровь толкает.
Смотрю с надеждой на зарю:
В последний раз пусть полюблю!

*            *             *
Люблю железо.
Оно — холодное и просит рук тепла,
Так хочется ему ожить!
И мысль, овеществлённая в металле,
Всем будет помогать...
Но только не стрелять! -
Я дал ОБЕТ себе — оружье
Не изобретать!

*            *              *
«Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.»
«Нищий», М.Ю.Лермонтов.
Тот камень, нищий, возложил
Господь в протянутую руку,
Чтоб ты достойно вдруг зажил
В награду за страданий муку.

И силу Он придал руке,
Чтоб камень ты метал повсюду
С ковчега Ноя на корме
В царя, ростовщика, Иуду!

Вы предложили сразу перейти на «ты»
ВЫ не стары ещё, бела и нежна кожа,
И взгляд от моего — ВАШ веселей...
Но «про себя» о ВАС отметить должен всё же
Уж оттрельчал, увы, ВАШ соловей...

У ВАС не будет робких ожиданий,
ВЫ не способны боле полюбить!
Ланиты ВАШИ не зальют румяна,
Хоть и постель ВАМ громко предложить!

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?!»
А.С. Пушкин.
«И жизнь, как посмотришь
С холодным вниманьем вокруг, -
Такая пустая и глупая шутка.»
М.Ю. Лермонтов.

*          *          *

Зачем тебе моя печаль?
Пройти мой путь едва ль возможно:
Когда давно внизу скрижаль,
Когда уж от сомнений тошно!
Когда счастливый бедуин
Родился, помер без закланья,
А всей Вселенной Господин
Глаза таращит из преданья.

«Боись любви — она пройдёт.»
М.Ю. Лермонтов.

Зачем тебе моя печаль?
Нет на Земле любви высокой:
Незрелых чувств всегда не жаль,
А дальше — ареал порока.
Плетёт венцы самообман -
Кого и что мы так (!) любили?!
Увы, закончен бал-роман,
И Боги в сумерках почили.   
(«См. «Сумерки Богов»)

«Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света,
Рождённое слово».
М.Ю. Лермонтов.

Зачем тебе моя печаль?
Ты одиночества не знаешь,
Когда звучит земной тропарь,
Ты праздника не ощущаешь.
И вопия среди толпы,
Своё лишь эхо ты услышишь...
И вот, ты полон немоты,
С презреньем к жизни
устало дышишь.


ЧАСТУШКИ

*         *        *

Что с нимфеткой за конфетку
То с матроной — миллион!
И не выживешь в разведке,
Если не двойной шпион!

*       *      *
Чтоб остаться без проблем,
Сдал все деньги в МММ...
Как в кошмарной сказочке
Упорхнули бабочки!
У-у, халявщик Голубков,
Всех ограбил до портков!

*       *      *
Норка — шуба, норка — шапка,
Взгляд презрением налит!
А копнёшь чуть-чуть — Агапка
Содержанкой у элит.

*       *      *
Дед, запьёшь ты с пенсии -
Забегу в Замбезии!
Пей и бей кого ты хош -
Без меня ты пропадёшь!

*       *       *
Эх, метёт, метёт пурга,
Лопнула подпруга...
Где же ты, моя жена?
Чья сейчас подруга?

*       *      *
Полюбил олень косулю,
Долго, долго гнался.
Та сигнула через пулю,
Ну, а тот...  нарвался.


*     *     *
Принесла я до перрону
Пять бутылок самогону.
Вдруг, милиция стряслась!
...И бесплатно напилась!

*       *       *
Шаль шальную подарил,
Вот я и шалаюсь.
Ну, а если б чаще бил -
Лучше стала, каюсь!

*       *       *
И встал из гроба Мономах
И взглядом зорким Русь окинул.
С невиданной тоской в глазах
Махнул рукой и снова сгинул!

*       *       *
И от ужаса визжа,
Села баба на ежа!
- Всех замучила в округе,
Осталось — к ежу в супруги!

*       *       *
Как вдоль поля и до стога
Лунная вела дорога..
«Ой, как больно милый,
Кто ж забыл тут вилы?»

*       *       *
Я сижу, щипаю брови,
А ещё давать корове. -
И корова пусть ревёт,
Раз мой милый не идёт!

*       *       *
Как на свадьбе генерал
Крепко водочки поддал
И, забыв, в каком он месте,
Начал приставать к невесте!
Да при трезвом женихе -
Где же нравственность, ну где?!



*     *     *
Свинарка Марфа: 
Как на ферме «Путь на рынок»
Вырос рыженький подсвинок,
Всю еду на ферме съел
И не лопнул вот, пострел!

Фермер:
Марфа, ты не удивляйся,
Это родственник Чупайса!



Про Малюту

Ёксель-моксель, чита-грита,
Отчего я не Лолита? -
Мы тогда свернули б горы
С генеральным прокурором!

Про Ельцина

Что бы Президентом стать
Очень мало много знать!
Нужно море водки выпить
И с козою переспать!

Про Черномырдина

Ой, беда, беда, беда! -
Затопило города!
« Мы хотели же как лучше -
Получилось — как всегда!»

*          *          *
«Говорят, жена, гуляешь,
Вот застану я тебя!»
«Жизнь, Ваня, не обманешь -
Всё я делаю любя.»

*          *          *
Как рванёт платформа «Бритишь»
И угробила Гольфстрим,
А теперь подняли хипежь -
Не поедешь греться в Крым!
               
               

ПОЭТЫ — ЭТО:

Шарманщики судьбы,
Обманщики природы,
Извечной маеты
И смуты первороды;
Единственны в себе,
Покорствуя не всуе,
С крылами на коне,
Летящи в даль любую!
И, горький хлеб жуя,
Завидовать не смея,
Любого холуя
С пером — сильнее!

ПОСВЯЩАЕТСЯ РОСТОВСКОМУ ПОЭТУ
ЛЕОНИДУ ДЕРЯБИНУ

«Потускнел на небе синий лак,
И слышнее песня окарины.
Это только дудочка из глины,
Не на что ей жаловаться так.»
Анна Ахматова.
*     *     *
Окарина, дудочка из глины,
Звук неведомо-печальный подари,
О любви пропой свои былины
От закатной и до утренней зари.

О любви ни с кем не разделённой,
С мукой тайною, извечною в груди,
Робостью признанья сохранённой,
И с мольбой: «От ненависти огради!»

О любви не разделённой, бурной,
Что покоя никому не даст окрест,
Мыслью мозг кровящею абсурдной,
Обрекши на непомерно тяжкий крест.

О любви взаимно-нежно-страстной,
Что изменой заменила свет на мрак,
И счастливейшее существо — напрасно -
Раздавила, как под танка трак.


Эх, пропой, да нет, наверно, хватит.
Спой весёлое, про неба, что ли лак,
И тебе другой душой заплатит.
Что ж, и вправду, можно ль жаловаться так?

Себе и многим
Жизнь коротка и очень может статься,
Что не поняв её, вдруг станешь стариком.
Не стоит, право, сильно увлекаться
Ни женщинами, друг мой, ни вином.

*     *     *
Не будите меня спозаранку,
Я стихов хороводы вожу -
И Есенина вижу с тальянкой,
И Ахматову — Муз госпожу.

Запищит под резцом вдруг полено,
То врагов завалю весь отряд,
То «фонарь у аптеки», то «Демон» -
Сновиденья мои чередят.

А стихи?! Да не уж то мои ли?
В это время схватить бы перо!
Всё прекрасное предвосхитили,
В каждой мысли без плевел зерно!

А проснёшься — простишься со сказкой,
Серый быт осквернит все мечты...
Молчаливо, походкой бесстрастной
Побредёшь средь мирской суеты...

*     *     *
Л.М.
Мы с тобою больше, чем друзья,
Мы соратники, от слова «рать».
Много нам придётся воевать,
Нам с тобой иначе жить нельзя.

*     *     *               
Л.М.
Люба, Любонька, Любовь,
Мужу ты волнуешь кровь,
Мне же ты волнуешь душу,
Счастье ваше не нарушу.
Беловежская пуща

Сорвались плиты с литосферы,
Летит огромная страна
С народом, осквернённой веры
К разверстой пропасти без дна!

Геенной огненной зловеще
Опалены её края,
И мрак лохмотьями трепещет
Тамм, за чертою бытия!

И мечутся в смятеньи души,
Предвидя роковой удел,
Надрывным хохотом кликуши
Хорал загробную запел.

Ж а д н о с т ь

Презренен мне металл из злата -
В игривом блеске виден луч кровавый!
Из-за него шёл брат на брата,
И нет дурней богатства славы.

Но жадно слушаю я песни
Народной, чистой свежести изъятья;
Мне не один мудрец известен,
Науки распростёрли мне объятья.

До взглядов жаден восхищённых,
До ласковых богинь и скромных фей,
И до друзей, и в жизнь влюблённых,
До всех, до тех, кто в чём-то корифей.

*     *     *
Бульдозером жизни скарёжен
Мой ровный и мягкий характер.
Будь всякий со мной осторожен
Душевный затеивать бартер.

«Довольно обманывать всуе,
Моей добротою питаться,
По очередной «алиллуйе»
Привычно в грехи опускаться».

О  вере

В гениев — не верю!
Страшно верить в Бога.
Кое-Что лелею,
Но надежд немного.
Вера-то — слепая,
Можно обмануться,
Можно в спешке к Раю
С Дьяволом схлестнуться!
…Много силы в вере,
Но напротив храма
Вечно настежь двери
Алчного бедлама!
Нет отвратней чувства
Разочарованья:
Как в душе так пусто -
Нет и жить желанья...
Отчего же страстно
Вдруг во что-то верить,
Тщетно и напрасно
Разум чувством мерить?

*     *     *
Я верю, верю! - есть
Та женщина, прекрасней всех!
Движения её сверхплавны,
Она легка и по туманам ходит...
Прозрачна и окутана: с минуту голубой,
Минутой розовою, дымчатою далью...
Она... Она — небесна, неземная,
Её телесной видеть не желаю! -
Она в видении ко мне придёт,
Безропотную душу унесёт...
               
Предлагаю в пословицы и поговорки:

1.«Перескочил Олень Плетень, да ноги поломал о Пень».

2.«Кто б, что ни говорил до века, а Демон с Ангелом дружил в душе у человека».

3. «Если не стройнее туй — за горянкой не горюй!»

4. «Нет женщин скупых — есть мужчины бесстрастно молящие».
 
5.«Час пробил: мудрец — спросил; умный — слушал; дурень — кушал».

6. «Вселенной нет, а звёзды всё сияют!»

7. «Красива Таня, да сметлива Маня. - Выбирай-ка, Ваня!»

8. «Сосна — не ель и не ольха, её купели — облака».

9. «За ус не спрятать, что ты трус!»

10. «С любимой разлука — сердечная мука;
        С другом встреча — радость до веча».

11. «Поддавшись лести в тот момент как нужен,
        Не мни всю жизнь себя великим мужем».

12. «Кто любил — тот знает: какая изощрённейшая мука эта штука!»

13. «Грешен не тот, кто греха не боится, а тот, кто уверен, что простится».

14. «Когда зажравшись, паразит, размеры жертвы догоняет, он вместе с нею погибает».

15. «Царь — себе, царевич — в доме».
16.   Напутствие молодожёнам:
«Пусть разлуки вас сближают;
Близость пусть не разлучит».
17. «Отчего так мало лиц приятных?» - «Душою мало светлых и опрятных».

П р о п о в е д ь

Проснувшись первый раз себе же не знакомый,
С предчувствием щемящим счастья, то ли краха -
Не бойся, знай тебя не ожидает плаха,
Вот так душа освобождается от праха
Будь веры ты любой, иль атеист бездомный.

- Гордыню сердца ложную не мешкай, отзови,
С Диаволом поспорь, смирён покайся Богу;
Навек без страха в рабскую обвейся тогу,
Несовершенства груза не готовь в дорогу
В преддверии великого свершения ЛЮБВИ!

К   х у д о ж н и к у
/ амфибрахий /
Средь мрачных ущелий, как чудо
Оазисом плато стояло,
Архаров на каменных грудах
Там утро искусно ваяло.
Внизу — будто с крыльев орлиных -
Едва различима река,
Доносится рёв от стремнины,
Что тихая речь родника.
Огромные, пёстрые птицы
За эхом в ущельях гонялись,
У заводи зыбкой напиться
Олени семьёй собирались,
И лес вековых эвкалиптов,
Что мох у подножия плато,
Полнеба зарёю залито -
Вот здесь наша жизнь зачата!

*     *     *
Каштан! Когда я под тобою прохожу в Ростове,
Ты влажной тенью одаришь.
Ты — добрый и будто спишь...
Все чувства светлые с тобою наготове!


               








З А К Л Ю Ч Е Н И Е

       В заключение, для повторения кратко напомню, как нужно писать стихи профессионально:
1. В рифмуемых строках (стихах) должно быть строго одинаковое количество фонетических слогов. Знак «тире» также учитывается как слог.
Исключение составляет последняя строка стихотворения, на которую ложатся самая большая смысловая и эмоциональная нагрузки. Здесь допускается превышение/уменьшение количества слогов по отношению к рифмуемой строке.
2. Профессиональные рифмы - это рифмование существительного с глаголом. Исключительно глагольные рифмы во всём стихотворении — графоманство.
3. Стихотворение, дабы «глаголом жечь сердца людей» /А.С. Пушкин/, должно иметь значимый эмоциональный заряд.
4. Очень большое, решающее значение имеет высота поднятой темы, а также их разнообразие. Многие поэтессы пишут ТОЛЬКО о любви и ничего больше. Да, это вечная тема, без неё «никуда», но ведь любовь, очевидно, придаёт силы на великие свершения, о которых также стоит написать. А так, любовь сама по себе — что-то абстрактное.
    Есть летучая фраза поэта, по-моему, Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Каждый поэт должен иметь чёткую гражданскую позицию, кто ты: «славянофил», или «западник»; за революцию, или эволюцию общества; с Богом, или Дьяволом, в конце концов. Поэт не должен быть безликим, аморфным, поскольку он наряду с прозаиком — «инженер душ человеческих»!

    В самом конце книги хочу выразить слова благодарности своей соратнице и другу Меркурьевой Любови. Я её называю «русская Жанна д*Арк». Зайдите на блог «Любови Меркурьевой» и увидите, какие гиганТсткие силы она прикладывает, чтобы изменить наше общество в лучшую сторону, самосовершенствуется, став веганкой и идущая уже к сыроедению; как широко её мировоззрение. И, вдобавок ко всему, несмотря на перманентный цейтнот (нехватки времени, шахматный термин), любезно согласилась оформить должным образом мою книгу. Поклон тебе благодарственный, Любовь, и пожелание исполнения всех твоих грандиозных планов. В этом же блоге есть и вся информация об авторе этой книги.