В общем хоре здравиц и напутственных речей

Валентин Ротов
Вот и прогремел праздничными залпами салюта великий день - праздник Победы. Люди чествовали немногих ещё живых ветеранов и поминали убитых в боях, умерших от ран или в плену и пропавших без вести. У нас нет семей, которых война обошла бы стороной. Но не зря говорится в на- роде, что время лечит. Сейчас, спустя 70 лет, по- менялась точка зрения на многие вещи. Откровенно бесит, когда слышишь мнение: зря деды шли под танки с гранатой. Зря кидались голой грудью на плюющие смертью дула немецких пулемётов. Сейчас бы был в родной стране идеальный порядок, построенный по лучшим немецким образцам, и пили б мы отличное баварское пиво.
Печатаю вот это всё и думаю - то ли это оттого, что чересчур умные все стали. То ли наоборот, большинство голов сограждан поражено редчайшей и наивысшей степенью идиотизма. Ведь это ж насколько па- мять отцов не уважать надо…
Ладно. Не буду ударяться в нравоучения и чтение морали. В конце концов, на всех морали не напасёшься. Вообще-то для того и существуют школа и семья, чтобы вправлять мозги в пустые черепные коробки. А в общем и целом всё это - верные признаки того, что наше общество нездорово. Вот так вот.
Сесть за этот материал меня побудили впечатления от прочитанной (вернее, перечитанной) только что книги Виктора Астафьева «Прокляты и убиты». Со времени своей школьной юности я с огромным почтением отношусь к творчеству этого писателя. Виктор Петрович написал «Прокляты и убиты» мак- симально прямо, без прикрас, нарочито выпячивая тот негатив, что присутствовал тогда и в нашей доблестной Красной Армии, и в советском обществе в целом.
Уверен, что большинство россиян книгу эту не читало. Давно уже мы расстались с неофициальным титулом самой читающей нации на планете. Что ж, тогда мой скромный труд хоть как-то, может быть, поможет в деле приобщения населения к литературе.
Книга состоит из двух частей. Первая часть описывает быт одного из запасных полков Красной Армии, который спрятался где-то посреди тайги. В полку происходят страшные вещи: из-за жутких условий проживания по подразделениям гуляют эпидемии, солдаты страдают от болезней, от голода и сибирских морозов. Нередки случаи смерти новобранцев. Процветает воровство. Бойцы покрепче и понаглее втихомолку (а где и в открытую) шакалят, кто где сможет, всю выдумку и энергию направляя на поиски еды, выпивки и ку- рева. Боевая подготовка сведена к минимуму из-за нехватки боеприпасов. Народ в полку собран разношёрстный, пригнанный со всех концов матушки-Сибири и Казахстана. Тут тебе и полууголовный набор из ссыльных и переселенцев, которым советская власть предоставила возможность с оружием в руках кровью смыть несуществующие грехи матерей и от- цов. Тут тебе и не говорящие почти по-русски казахи. Тут тебе и простые работяги-колхозники, сплавщики леса, рыбаки и охотники. Тут же и собранные совсем уж из медвежьих углов бородачи-староверы. Они-то, бородачи эти, привлекают особое внимание недремлющего ока представителей политотдела и прочих особистов: как так, в рядах советских войск и вдруг богомольцы?! В СССР бога нет (и ещё кое- чего тоже)! На борьбу с мракобесием немало времени и сил потратили пламенные борцы за чистоту армейских рядов. Но все их усилия разбились в прах о стойкую, веками хранимую и укрепляемую в старообрядческом обществе нерушимость духа и веру в силу Божью. В конце концов, на обритых и наголо стриженых раскольников махнули рукой: ну их к лешему, пусть живут, как хотят, лишь бы службу блюли. Но в целом вся эта кодла комиссаров и политработников не дремлет и творит свои дела на протяжении всего рассказа, вызывая лишнюю головную боль у воюющих солдат.
  Астафьев описывает также и случаи издевательств командиров над рядовыми. В одном из эпизодов ротный забивает до смерти одного из солдат; в от- вет на это рота, до этого забито молчавшая и реагировавшая только на команды, призывавшие идти на завтрак, обед и ужин, берёт комроты в кольцо с намерением отомстить за гибель сослуживца. Спасает офицера лишь вмешательство одного из взводных.
 Богу одному известно, сколько бы ещё продолжались мытарства голодных и холодных резервистов, но пришло спасение. Солдаты были разосланы по деревням с целью помощи селянам и заодно подкрепиться перед отправкой на фронт. Занимаясь работой, хорошо питаясь, имея возможность похлестаться всласть веничком в бане (а какой же без этого сибиряк!) солдатики окрепли и к моменту отбытия на вой- ну имели самый что ни на есть бравый вид. Под напутственные речи расплодившихся в глубоком тылу комиссаров, пламенным словом отрабатывающих свой хлеб с маслом, полк уходит на войну.
 Во второй части читатель встречается вновь со многими героями повествования, но и новых действующих лиц добавляется немало. Тут уже описыва- ется война во всём её страшном виде. Речь идёт о форсировании Днепра. Астафьев абсолютно без прикрас описывает все недоработки командования, с которыми эта операция проводилась. Не хватало плавсредств, еды, медика- ментов, боеприпасов, плохо была налажена связь. Из-за всего этого люди гибли тысячами. Отдельные части смогли переправиться через реку и выгрызть у отчаянно сопротивляющихся немцев кусочек днепровского берега. Казалось бы, вот он - необходимый плацдарм! Но из-за неповоротливости нашей военной машины, а порою и из-за трусости тех, на ком лежала ответственность за принятие жизненно важных решений, подготовка решающего и окончательного удара по окопавшемуся на правом берегу врагу всё откладывалась и откладывалась, что приводило к неизбежной гибели смельчаков, дерущихся на отвоёванном клочке земли. Люди гибли в бою, поги- бали под обстрелами миномётов и артиллерии, под бомбёжками, умирали от ран, тонули в Днепре. Лишь отдельные отчаянные головы на дохленьких лодчонках отваживаются плыть на враждебный берег, переправляя воюющим бойцам хоть какую-то помощь и забирая обратно раненых. Закрепившие- ся на берегу кричат о помощи, просят добавить еды и боеприпасов. В ответ - приказы держаться и заверения о близкой помощи. А чтобы воевать легче было, то вот вам, дорогие красноармейцы, вместо хлеба и гранат, речь товарища Сталина, опубликованная в газете «Правда». Её вам прочтёт начальник политотдела армии. С именем дорогого вождя на устах и фашиста проклято- го бить легче. Пламенное слово дороже всего. Патроны подождут.
 Книга заканчивается описанием жизни отдельных её героев после того, как Красная Армия перевалила-таки за Днепр. Я не буду уж совсем доскональ- но описывать весь ход событий (да это вообще-то и невозможно, больно уж масштабное получилось у автора произведение). Пускай лучше тот, кто ещё не читал роман, сходит в библиотеку и возьмёт почитать. Тот же, кто уже прочёл, возможно, захочет заново его перечитать. Виктор Петрович Астафьев - выдающийся русский писатель, фронтовик, был ярым антикоммунистом и антисталинистом. Мне кажется, до выхода его рома- на «Прокляты и убиты» вся наша военная литература имела строгую направленность на восхваление мощи Красной Армии, на прославление наших мудрых военачальников и вождей и на выпячивание определяющей (что было, то было, чего уж там греха таить) роли Коммунистической партии в победе над фашизмом. Астафьев - первый, кто открыл нам глаза на то, что было скрыто за ширмой внешнего благополучия. После него на прилавки книжных магазинов хлынули всякого рода книжонки, описывающие боевые будни штрафбата и тому подобная беллетристика. Читать её за- частую весьма и весьма интересно, но пользы такая литературы принесёт немного. Ибо только очевидец способен передать весь ужас пережитого.
 Вот таким у меня получилось послесловие к празднику. Может быть, его и не вплести в общий хор здравиц и торжественных речей, звучавших по всей стране. Да я за этим и не гнался вообще-то. Мне бы просто хотелось, чтобы хоть кто-нибудь, хоть один пускай человек, оторвал бы от кресла свою пятую точку и сходил за этой книгой. И будут знать потомки, каково это - война, в какой грязи, во вшах, в собственной крови по колено дрались воины за свободу своей заплёванной безбожниками-коммунистами, поруганной нечестивцами- комиссарами, обесчещенной и утратившей веру Родины. Вечная память всем, кто не дожил до падения рейхстага. Пусть простят они нас за то, что их внуки считают, что немецкое пиво лучше свободы. Валентин Ротов.
  "Черноярский вестник Волжанка" от 7 июля 2015 г.