Баллада о учении Спинозы

Сотер Ликтор
(краткое изложение с дополнением-анализом применительно ко дню сегодняшнему)


Я верю в Бога Спинозы,который проявляет себя в закономерной гармонии бытия,но вовсе не в Бога,который хлопочет о судьбах и делах людей.

(А.Эйнштейн)



1.Философия.

Система алфавита - как от базы.
Формулировка - база аксиом.
И теорем решения,что - стразы,
Без выводов логических при том.

2.Метафизика.

Цель - достижение душевного баланса,
Что может быть достигнута тогда,
Когда природа человеческого шанса -
Не как отдельно взятая звезда,

А вся Вселенная,что логике доступна
С позиции реалий бытия,
Что,если верить в Бога, - неприступна,
От осознания вопроса уходя.

3.Субстанция.

Что по себе само и существует
И представляется само через себя,
А не во множественном мысль интригует,
Тем самым до абсурда доводя

Понятие о Боге - как единой
И неподвластной изучению среде,
С логичной целью не сопоставимой -
Как не дающей результата суете.

Конкретный человек,цветок и камень -
Есть суть от бесконечной,но одной
Субстанции.Как:дым и иже пламень,
Взаимосвязанные тесно меж собой.

4.Атрибут.

Как сущность от субстанции и свойство
Фундаментальное.Известно только два -
Мысль с протяжением,друг другу беспокойства
Не доставляющие,ибо глубина

Второго с первым - не сопоставима,
Как,впрочем,первого,конечно,со вторым.
Тогда как цель обеих - воедино
Свести к тому,чтоб был порядок нерушим.

5.Протяжение.

Определяющее признака от тела
Чрез бесконечный модус,что покой
С движением свести в одно сумело -
Характеристикой для физио - собой.

6.Мышление.

Мышление - причина,объясняя
Себя - как вещь,что бесконечна.Атрибут
Субстанции,собой объединяя
Модификацию любую:как то - труд,

Эмоции,известные - как разум,
Руководящий телом и душой.
Иное толкование - маразм,
Что пользы не приносит никакой,

Дабы понять всё то,что нами движет,
Определяя свойства тела и души,
Для разума доступнее и ближе
Их делая.Но вывод не спеши,

Читатель,делать,ибо есть причинность,
К которой мы логично подошли,
Предполагая ту - не как повинность,
А объясняющую смысл "не согреши".

Т.е.:подошли вплотную к воле Бога,
Что направляет все наши дела
И помыслы - конечное итога,
Как ту дорогу,что до цели довела.

7.Причинность.

Причинность по Спинозе* - воля Бога,
Поскольку вечна,неизменна и ясна,
Следящая за мыслью очень строго,
Чтоб та дозволенный предел не перешла.

Малейший шаг - причину объясняет,
Как и причина - объясняет каждый шаг,
От коей вывод никогда не ускользает,
Будь ты дремучий дилетант иль мудрый маг,

Что,якобы,свой шаг от всех скрывает,
Тем самым вознося себя до звёзд,
До Бога,коим он...пренебрегает.
Как та комета - Солнцем,коей хвост

На миллионы растянулся километров.
Но вот:Юпитер...поглотил одну из них,
Сжав предварительно куски до сантиметров;
Как  т о  эпоху сжал до минимума стих.

Так что:свободы воли не бывает.
Мысль о свободе возникает лишь тогда,
Когда кто действие предельно осознает,
Но не причину,что осталась не ясна.

Причинность есть по сути - указатель
На тот источник,из которого мы пьём,
Который приготовил не Создатель -
Как тот,кого мы Богом все зовём, -

А ход событий бесконечного Вселенной.
Я б время и пространство величал
Единым Богом - как субстанции нетленной
Без окончаний и,конечно же,начал.

8.Аффекты.

Аффекты - состояния от тела
Чрез разум,что идее подчинён,
Которая собой являет дело,
Не ведая искусственных препон.

Поскольку человек - лишь часть природы,
То он не может быт свободным от того,
Когда та с омутами чередует броды,
Не посвящая в свою волю  н и к о г о .

Есть удовольствие и "не",как и желание -
Вот три кита,на коих зиждется судьба.
И никакие ухищрения,старания
Нам не позволят их избегнуть никогда.

И действие не может быть свободным,
Когда оно раб силы,что вне нас.
А вот кому вся эта этика угодна -
О том отдельный будет,видимо,рассказ...


*Бенедикт Спиноза(1632 - 1677 г.г.) - нидерландский философ-рационалист еврейского происхождения,один из главных представителей философии Нового времени


18.03.2017