Вспоминая Францию...

Наталочка Истомина
                Вдохновение - http://www.stihi.ru/2016/12/21/2928
                Новый год в Париже
                (Светлана Пирогова)   
               

Прочитала Ваш стих, Светлана и вспомнился мне другой Париж и Франция - в мае, июне, июле... И все-таки в конце мая лучше всего.

Советую всем, кто еще там не был, именно этот период - нет жары и не холодно, да и весна - время влюбленности заново в жизнь, миг мечтаний, благоприятная пора для путешествия - будь то велосипедная прогулка по Орлеанскому лесу с рюкзаком на плечах с утра и до вечера, с кабанами, перебегающими дорогу, или прогулки по Парижу с утра и до ночи (он небольшой, мы с мужем истоптали его вдоль и поперек) с посещением парков, магазинов, музеев, общением с простыми французами, неспешное времяпрепровождение, катание на каруселях, отдых в парке Тюильри после посещения Лувра (он рядыщком), умиротворенные прогулки в Люксембургском саду, подъем на Монмартр, церковь Сакре Кер (недалеко находится небольшой памятник певице Далиде), бесконечные кафе, художники и сувениры...
Особо хочется вспомнить наше знакомство со старушкой – Эйфелевой башней и незабываемые впечатления от красоты и ужаса одновременно, когда при сильном ветродуе мы без лифта, по лестнице поднимались на ее второй этаж при моей нелюбви к высоте…

Из магазинов особенно запомнилась семимиэтажная красавица-галерея Лафайет, построенная еще в 1912 году, где наряду с очень дорогими, можно сделать и очень приличные памятные покупки. Еще запомнился выход на крышу магазина, и по-детски радостное обозревание с нее незабываемого вида Парижа… В 1919 году здесь  даже «приземлился» самолет, и в свое время в здании выступала Эдит Пиаф. Интересным был поход и в музей-магазин духов, находяшийся рядом с Гранд Опера.

Отдельно вспоминается духовная и эстетическая ценность, гордость  французов – монументальный Дом Инвалидов, построенный для простых солдат. Он считается одним из первых подобных заведений в Европе. Кстати, в нем до сих живут инвалиды. Здесь же, на большой территории - и музей Артиллерии с огромным арсеналом старинных французских, а также трофейных пушек, музей Армии, музей планов и рельефов, музей современной истории, музей Освобождения, Пантеон военных, церковь и усыпальница Наполеона. Это место, наверное, было одним из тех, откуда уходить – ну, совсем не хотелось… Мы не знали с мужем, что посещение разрешено только до 19 часов, и провели там целый день. Удивляла тишина, покой, умиротворение и нечто еще такое, что трудно объяснить словами… Мы, недоумевая, улыбались, когда патрульные нам красиво козыряли, а на выходе, после 21 часа, охранник, выпуская нас, был поражен тем, как мы, обычные туристы, гуляем так долго и не были до сих пор задержаны тем же патрулем. И на искренний наш ответ, что никто нас не останавливал, а лишь отдавали нам честь, отвечал с поднятыми бровями, одновременно испуганно и с изумлением в округлившихся глазах, что такого раньше никогда не было, это впервые в его жизни, чем поверг в свою очередь и нас в недоумение. Подумалось тогда, что нас сейчас задержат, но какая-то сила подсказывала – иди и наслаждайся дальше - на выходе (входе) такая красота – роскошный парк, и особо поражающие своей красотой и ухоженностью конусные туи…

Границу между Парижем и его пригородом Леваллюа-Перре – вы не почувствуете, так как они едины, что облегчает передвижение пешком, в изучении новых мест – например, Нёйи-сюр-Сен, еще одного пригорода, которое очень напоминает Одесский французский бульвар своей архитектурой, улицами и платанами.

И дальше - прогулки по городам – Жьен (музей охоты, старая фабрика  изделий из фарфора и фаянса,  при ней же и музей-магазин), а через длинный мост - милая, уютная деревня Пуали-ле-Жьен, где от всякой суеты отдыхаешь и телом, и душой, но взбадриваешься парением на Planeur ultra l;ger motoris; - дельтоплане с мотором, г.Сюлли (запомнился веселым днем песни, когда поют все – гремя колонками под чужими окнами), Узуа-на-Луаре – чудеснейшее место в департаменте Луаре; г.Дижон (Бургундия), запомнившийся красивыми крышами и разноцветными флагами; г. Бланзи, г.Монсо (шахтерский городок).

Или купание в Агде (Средиземное море, регион Лангедок-Русильон) - живописный Прованс с необычными названиями улиц, например - Конца Света (посетить его можно на бесшумном скоростном поезде TGV со скоростью 320 км в час), спуски в пещеры со сталоктитами и, конечно же – Версаль... Поэтому, сами понимаете, ехать туда лучше в конце мая - целый день на воздухе и сплошные прогулки и путешествия.

Из неприятных открытий - большое количество некрасивых женщин, равно, как и мужчин, но, безусловно, очень галантных и элегантных. 
Разочаровали и знаменитые Елисейские поля, откуда хотелось скорее убежать. Интересно, что первоначально здесь были болотистые места, сюда приезжали на охоту за утками французские короли, впоследствии поля стали частью парка Тюильри, и только после революции стали называться Елисейскими. Сейчас этот проспект никакого отношения к полю уже не имеет, а является чересчур оживленной, попросту суетной улицей, особенно та ее часть с зоной магазинов, кинотеатров, банков и разных офисов, очень напоминающая Крещатик.

Неприятно удивила, можно даже сказать - расстроила и прогулка по Булонскому лесу, чья cомнительная репутация была описана еще во французских  романах ХIХ века…

Французы – большие насмешники. Над бельгийцами смеются, считая их глупыми, немцев, и в особенности англичан не любят. Но на улицах Парижа повсеместно, даже на большом расстоянии только и слышно: «Пардон» («Извините»), что очень приятно  для слуха и сильно отличает нас, славян от них в вежливости, не говоря уже о галантности. Здороваться любят, целуясь со всеми знакомыми, не жалея при этом времени. Интересно было нам и то, что на ночь душ они не принимают, а только утром.
Из еды нам не понравились улитки, устрицы – непривычная, а может и невкусная еда, сыр с плесенью, уксус в изобилии. Запомнились багеты, гусиный паштет (французы с ним носятся), вино (пьют часто, но разбавляют водой, если находятся дома), салаты, соусы, круасаны. 

Но что больше всего поразило нас во Франции – это ухоженные пожилые, если не сказать – преклонного возраста женщины в коротких юбках (выше колен), на каблучках, в яркой одежде, при полном параде – маникюр, прическа, ароматы, украшения, прогуливающиеся с маленькими собачками или сидящие в кафе с бокалом вина в окружении таких же подруг.

А в общем, французы, хоть и довольно-таки легкомысленная нация, и противоречивая, но остались у нас в памяти в своем большинстве - дружелюбными, общительными, веселыми и патриотичными, чтущими свои традиции, что мы и имели возможность обозревать у Триумфальной арки, однако, что и позабавило нас, показав, с каким пафосом и особенной важностью они возлагали венки в особенный для них день у «Арки Тщеславия»… Но никогда у нас я не видела такой любви к своему президенту, какую имеют они к своему де Голлю до сих пор.

Ну, и, конечно же - Париж 20 лет назад - это не то, что современный Париж...
Тут "цивилизация" и "демократия" сами за себя говорят.

Но с чем я уж точно могу согласиться, так это с тем, «чтобы преуспеть в Англии, нужно быть похожим на немцев, чтобы преуспеть в Германии, нужно быть похожим на американцев, чтобы преуспеть в Америке, нужно быть похожим на японцев, чтобы преуспеть во Франции - нужно быть похожим на французов». )))

На фото мост Александра III — плод русско-французской дружбы, самый изящный в Париже.