Опора на прошлое

Андрей Леонидович Климов
Наше сознание так устроено, что нуждается в постоянной опоре на положительный опыт прошлого; на переживания и впечатления, с которыми связаны определённые воспоминания, вселяющие радость, оптимизм, желание жить, бороться и побеждать бесконечные певратности судьбы и искушения. Чаще всего это впечатления детства и юности. Как сказано у Ф.М.Достоевского: «ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. …какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь».

В этом отношении, в психологическом плане пора детства и юности, период взросления и становления личности связан с существенными психологическими сложностями. Детскому сознанию не на что опереться, поскольку опыт прошлого, фактически, отсутствует; а настоящим наше сознание не живёт и на него не опирается ни в детстве, ни во взрослом состоянии. Не опирается по той простой причине, что всякий сегодняшний день приводит человеческую личность в соприкосновение со множеством самых разных проблем, разрешение которых требует душевных сил, терпения, выдержки, мужества, стойкости и много чего другого. А где взять эти душевные силы? Как правило, мы черпаем их в положительном опыте прошлого, о чем и говорит Ф.М.Достоевский. Опыт пережитой когда-то нами радости способен сыграть спасительную роль в человеческой жизни. А что, если в памяти не запечатлелись никакие счастливые воспоминания, или ещё не успели запечатлеться, как в случае с детскими годами? Горе такому человеку, трудно ему приходится в жизненных коллизиях и передрягах. И если детское сознание находит порой выход в том, что опирается на фантазии (собственного изобретения или почерпнутые в каких-то источниках, книгах, фильмах и пр.), то взрослому, лишенному положительных впечатлений прошлого, жизненные катаклизмы пережить гораздо сложнее.

Если применить данную психологическую модель к жизни целого народа, то общая картина состояния общественного сознания и различных его реакций на окружение будет мало чем отличаться от отдельно взятого индивида. Общественное сознание народа, как и личности, нуждается в опоре на положительный исторический опыт и черпает в нём душевные силы для преодоления трудностей, которые ставит перед ним жизнь. Так, во время Второй Мировой войны Сталин удачно реанимировал опыт былых и славных побед русского народа в борьбе с многочисленными врагами. В общественном сознании вновь нашли свое место и Александр Невский, и Суворов, и Кутузов, и другие герои из русской истории. Народ вспомнил, (вернее, ему настоятельно напомнили) свою героическую историю, и нашел в себе силы духа, чтобы одолеть врага.

Что нам делать сегодня? Какие воспоминания выведут русский народ из спячки и оцепенения? В каком опыте прошлого найдём мы силы духа, чтобы остановить занесённую над Россией руку убийцы? Истории мы своей не знаем и знать не хотим. Пуще же всего не знаем истории русского духа, его взлётов и падений. В чём обрящет русское общественное сознание спасительную опору, в каких воспоминаниях и переживаниях, реальных или вымышленных? Нынешнее состояние общественного беспамятства не сулит нам никаких радужных перспектив. Мы впали в состояние детства или, лучше сказать, безумия. И вспомнить нам нечего, и нафантазировать ничего путного не в состоянии.