Опера Леонкавалло Паяцы

Вадим Константинов 2
                Этой музыке
                Доступно,
                Точно ртуть
                Переливаться...

                Наши трепетные
                Души
                Заполняя
                Целиком!..

                Заставляя нас
                Уверить,
                Что в актёрах
                И паяцах
                Столь нешуточные
                Страсти
                Ярки, как ни в ком
                Другом!..
                20.12.2012.


В деревню прибывает труппа странствующих комедиантов, возглавляемая Канио и его супругой Неддой. Их радостно встречают крестьяне. Канио объявляет, что вечером состоится представление, и приглашает всех прийти и посмеяться над комедией, которую разыграют его актеры.
Клоун Тонио проявляет галантность и желает помочь Недде сойти с повозки. Однако ее супруг отстраняет наглеца и сам подает руку жене.
Крестьяне приглашают комедиантов выпить за успех их спектакля. Актер труппы Беппо и Канио соглашаются, но Тонио хочет остаться. Тогда один из крестьян отпускает грубые шутки по поводу того, что он собирается отбить Недду у супруга. Канио сначала смеется вместе со всеми, но затем хмурится. Ведь одно дело, когда над ним потешаются во время спектакля, и совсем другое, если он становится мишенью для насмешек в жизни, тем более когда речь идет о его жене.
Тем не менее вся компания, кроме Недды и Тонио, отправляется в таверну. Оставшись наедине с женой хозяина труппы, последний признается ей в любви. Однако женщина высмеивает бедолагу, а когда тот все же пробует к ней подойти, ударяет наглеца хлыстом.
Затаив обиду, клоун прячется за укрытием, чтобы подслушать, о чем беседуют Недда и молодой крестьянин Сильвио. Оказывается, что женщине давно надоела скитальческая жизнь, постоянные лишения и ревность Канио. Она благосклонно выслушивает признание Сильвио и награждает его поцелуем.
У Тонио созревает план мести. Он приводит Канио, как раз в тот момент, когда его супруга обещает молодому крестьянину принадлежать ему этой же ночью.
Услышав это, Канио пытается поймать соперника, но Сильвио убегает, и ревнивцу не удается увидеть его лицо. Дрожа от злости, он требует, чтобы Недда назвала ему имя своего любовника. В свирепой ревности Канио замахивается на жену ножом. Беппо не дает ему пустить его в дело, а жена уговаривает пойти переодеться, так как близится время представления.
Канио остается в одиночестве. Он в отчаянии, но нужно играть спектакль…
По сюжету пьесы Коломбина ждет любовника. К ее жилищу подходит Арлекин. Он поет любовную серенаду. Красотка впускает его в дом через окно. Влюбленные договариваются бежать этой же ночью. Приходит Паяц и слышит последние слова Коломбины. По иронии судьбы это та же фраза, которую Недда сказала Сильвио, обещая принадлежать ему ночью.
Канио старается сохранить самообладание, однако с этого момента фарс, разыгрываемый комедиантами, и его подлинная семейная драма сплетаются. Он перестает играть роль в пьесе и непосредственно живет на сцене. Канио требует, чтобы супруга назвала имя соблазнителя. Недда пытается превратить все в шутку, но внутренне содрогается, так как знает, как ее муж страшен в гневе. Однако ничего уже не исправить. Канио преграждает путь жене и закалывает ее. Умирая, женщина зовет Сильвио. Юноша вскакивает с места и бросается к Недде, надеясь ее спасти. Ревнивый муж убивает и его.
Крестьяне Монтальто сбегаются к месту, где произошло преступление. Ужаснувшись, Канио роняет нож. Он в отчаянии. Тонио объявляет собравшимся, что комедия окончена.