Новороссия - русская судьба http zavtra. ru blogs

Ло-Грина
Новороссия – русская судьба

Губарев П. Факел Новороссии. СПб.: Питер, 2016. 416 с.

С экранов телевизора и с новостных лент в социальных сетях не сходят известия о состоянии дел в ДНР и ЛНР. Там не утихает война. И книга, которую написал П. Губарев, - историк, молодой политик, возглавивший весной 2014 г. протесты против государственного переворота в Киеве, народный губернатор Донецкой области и лидер Народного ополчения Донбасса, - об этой войне, от ее первых предпосылок до реальных боевых действий. Эта книга написана историком, человеком, не просто неравнодушным к судьбе родного Донбасса, но и стоящим у истоков народного ополчения, не раз пострадавшего за свои идеи и мечтающего об их воплощении в жизнь.
Несмотря на то, что об истории Донбасса написано огромное количество книг, автор напоминает читателю общую ее канву, связывая ее с историей Новороссии, рождающейся в огне войны за право быть русскими. Павел напоминает читателю, чем была территория Новороссии еще в XIX веке, и как «в аду охватившей страну Гражданской войны 1918-1922 годов образовалась Донецко-Криворожская республика» (с. 8-9). Так он подводит к основному своему тезису – Новороссии быть, поскольку она изначально исторически мыслит себя частью России. И пусть не вышло, как Крым, сразу быть признанной и принятой в состав РФ, зато и не будет она в составе Украины, представляющей из себя политический и экономический труп. Приводя в очередной раз историю Донбасса-Новороссии, Павел Губарев как будто хочет расшевелить весь мир, заставить его признать, что эти территории не являются частью Украины, что они вписаны в нее насильственно, декретом Ленина, который в 1919 году, «заигрывая с украинскими самостийными коммунистами», «пытался разбавить украинскую крестьянскую среду рабочим, промышленно-городским населением» (с. 9). Но несмотря на такие исторические припоминания, одна половина мира, взывающая к общечеловеческим ценностям, пытается предотвратить войну, а другая, оголтело форсирующая порог Третьей мировой войны, активно ведет информационную войну и пытается захватить власть над всеми планетарными ресурсами, уничтожая мирные города.
С этой стороны, книга П. Губарева адресована всем, кто способен думать и действовать, кто верит в возможность справедливого мироустройства. Для них автор описывает хронологию событий, предводителем и одним из активных участников которых он был лично. Это своего рода передача эстафеты от Донецко-Криворожской республики – Новороссии. С описанием ее формирования, ее будущего устройства, идей и принципов. В любом случае факел Новороссии зажжен и никакая сила, по убеждению автора, не властна его потушить. За нее льется кровь простого народа, который пошел в ополчение. За правду о ней многие поплатились свободой, здоровьем и даже жизнью (И. Безлер, А. Мозговой и другие активные лидеры).
Книга представляет собой хронологию событий Русской весны на Донбассе, написанную от первого лица ее непосредственным организатором и участником, то и дело перебиваемую выдержками из статей и телепередач (как русских, так и украинских), комментариями и поправками к ним, которых нам никогда не расскажут официальные СМИ. В этом рассказе приведены и выступление Павла Губарева перед народом еще до избрания его народным губернатором, и агитационные листовки, которые печатал его народный штаб, сформированный из таких же историков-романтиков и неравнодушных людей, как он сам. Есть тут и выдержка из воспоминаний врача Алексея Муратова, оперировавшего под обстрелами. Также автор объясняет, с точки зрения историка, почему все-таки Россия не пришла на помощь в первые дни войны, и бездействует сейчас. Он пишет и о том внутреннем политическом и экономическом противостоянии, которое пытается задушить движение «Новороссия», о тормозящей и двурушнической роли «московского политтехнолога» А. Бородая, о бандитизме, блокаде, о закулисье войны, одним словом.
С Игорем Стрелковым, которого всячески пытаются очернить некоторые ресурсы в социальных сетях, он был знаком лично и описывает его непредвзято: «Храбрейший и честнейший человек. Патриот-бессребренник. Не стану изображать его гением всех времен и народов, но как военный вождь он – на своем месте. <…> С одной стороны – Стрелков делал ошибки в кадрах, так как судил людей по себе, воображая, что у окружающих людей наличествуют такие же высокие качества и идеалистические мотивы. С другой стороны – в военной горячке на него сваливалось каждый час столько, что его каналы восприятия просто перегружались, «дымились». Да вы и сами посудите: нужно было воевать, командовать обороной, где-то доставать оружие и припасы, воевать с откровенным саботажем, решать кадровые вопросы, отвечать за тысячи судеб, как-то обеспечивать жизнеобеспечение Славянска. И все это – сразу! Удивительно, но психика Игоря Ивановича это выдюжила. Он не сломился, не потерял воли. Под знаменами Стрелкова белые и красные, монархисты и националисты дрались плечом к плечу» (с. 197-198).
Во второй части книги Павел Губарев рисует, с опорой на современные концепции политического и экономического устройства, будущую Новороссию, какой ее хочет видеть он сам и его соратники. Он называет идеальное устройство Новороссии термином «православный социализм». При этом, однако, не нужно вспоминать книгу В. Войновича «Москва 2042», где писатель пророчит в будущем сращение церкви со структурами госбезопасности. П. Губарев имеет в виду совершенно иное: «…мы имеем дело со строем более высокой ступени развития, чем капитализм. А то, что он православный – так каким ему быть-то? Уж не буддийским и не мусульманским, потому что русские – люди православной веры и культуры. И уж никак не сатанинским. А в атеистический строй мы не верим. Такого просто не бывает. Даже отрицание христианства, мусульманства и других традиционных верований, которое мы видим сейчас на Западе, - это тоже религия. Со своими догматами (феминизм, восхваление половых извращений, постиндустриализм и политкорректность, проповедь ненависти к мужским качествам в мужчинах и т. д.). Если вы посмотрите на современный либеральный, глобалистский капитализм, капитализм финансово-спекулятивный, то он стоит на смертных грехах. Это четкое антихристианство» (с. 298). Поэтому и битва идет не только за Донбасс, за Новороссию, но глобально – за то, чтобы показать миру альтернативу – страну справедливости, подлинного народовластия, страну-надежду.
Книга написана просто, искренне и увлекательно, с автобиографическими отступлениями, с твердой уверенностью в победе народа Донбасса-Новороссии над фашиствующей и бандерствующей украинской хунтой. «Мы зажигаем факел Новороссии. И поднимаем ее знамя. Мы зовем вас за собой, тех, в ком еще живут честь, гордость и разум, храбрость и благородство!», - так завершает свою книгу автор.
Ирина Логвинова