Девочка

Лидия Толченникова
      посвящение: юная пионерка - герой  Джемми Горячкина, 10 лет, 1942год


На переезде полустанка  застрял с бойцами грузовик,
Подводы, бабы, ребятишки на всю округу стоны, крик.
Все окружили бедолагу, враскачку, не хватает сил,
И медсестричка помогает, везет бойцов в ближайший тыл.

Еще подъехали машины,  спешат отправить в тыл людей,
Вдруг рельсы разом заходили,.. Состав кричат – быстрей! быстрей!
От страха цепенеют руки, застыли бабьи голоса.
Все смотрят, девочка, подросток, по рельсам мчится вдаль, одна.

В руках ребенка галстук красный, им машет, знаки подает,
Кричит надрывно детский голос, а паровоз все прет и прет.
А мать застыла, без движенья, ей не хватает  сил вздохнуть,
И понимает, что дочурку, назад никак нельзя вернуть.

Тут машинист беду почуял:  на фронт горючее везет,
Он давит, давит на рессоры, а паровоз все прет и прет.
Вдруг замечает,  за кустами краснеется условный знак,
А скорость, ну никак не сбавить, и слезы брызгают, и крах…

От страха, что не успевает, пот застилает лоб, глаза,
Но не хватает расстояния, и не причем,  здесь тормоза!
Упал ребенок,..  перерезан, он галстук в кулачке держал,
Не думал в тот момент о смерти, собою поезд задержал!

Здесь, пионерку схоронили на полустанке, вдоль дорог,
И красный галстук развивался, он от беды спасти помог.
Поступок, маленькой девчушки, мог  многим послужить в пример,
Какое мужество имела, отважный, юный  пионер!

МАЛЕНЬКАЯ ДЕВОЧКА ,СПАСШАЯ ЦЕНОЙ СВОЕЙ ЖИЗНИ МАШИНУ С ТЯЖЕЛОРАНЕНЫМИ БОЙЦАМИ.
Третьего августа 1942 года на железнодорожной станции села Расшеватки скопилось несколько составов с эвакуированными, с имуществом заводов и госучреждений Ставрополя.
Вблизи железнодорожной станции по большаку шла длинная колонна из грузовых машин и автобусов. То был один из многочисленных прифронтовых госпиталей с ранеными красноармейцами. До этого госпиталь располагался в Сальске, у которого шли особенно ожесточенные бои. Именно через сальские степи гитлеровцы стремились прорваться на Северный Кавказ.
Сломив сопротивление обескровленных частей наших армий Южного фронта, немцы начали стремительное продвижение в сторону Краснодара и Ставрополя. Уже третьего августа 1942 года над железнодорожной станцией села Расшеватки появилась эскадрилья тяжелых немецких бомбардировщиков, обрушивших свой смертоносный груз на скопление железнодорожных составов. Началось невообразимое – взлетали в воздух части исковерканных вагонов, море огня из горящей нефти преграждало путь людям к спасению…
Между тем, эвакогоспиталь из Сальска достиг железнодорожного переезда, стремясь уйти дальше от села Расшеватки. В одной из машин госпиталя с тяжелоранеными сидела врач Ольга Петровна Горячкина с десятилетней дочерью Джемми, которая одной из первых машин вышла на переезд через железнодорожный путь. Тут их машина заглохла. Е; пытались объехать другие, но из-за каменного высокого бордюра застряли. Образовалась «пробка». И именно в то время с охваченной огнем станции Расшеватки вырвался один из составов, который стремительно приближался к тому трагическому месту. Состав с нефтяными цистернами своими гудками напоминал о себе. Машинист из-за подступившей к полотну дороги лесополосы не видел за изгибом дороги ближнего железнодорожного переезда. Но врачи и многие раненые сквозь просветы в лесополосе видели приближение страшной катастрофы.
Растерявшейся медперсонал госпиталя, как и водители машин, не знали что делать. Времени выгружать раненых уже не было. И тут Джемми, сорвав с груди красный галстук, с которым она никогда не расставалась, стремглав бросилась по шпалам к тому самому роковому железнодорожному повороту, откуда до переезда оставалось совсем немного пути.
Все с ужасом и надеждой смотрели на хрупкую фигуру девчонки, размахивающей красным галстуком. И машинист состава, видимо, заметил сквозь просветы лесополосы тот мелькающий, предупреждающий его о грозящей катастрофе, сигнал. И нажал на тормоза.
Состав остановился не сразу, и тут Джемми Горячкина, пытаясь сойти с полотна дороги, споткнулась и упала на холодный металл рельсов. Машинист, увидев все, лишь закрыл наполнившиеся ужасом глаза…
Состав замер буквально в двух шагах от машин с тяжелоранеными бойцами, но девчушка погибла под колесами паровоза.
Давно ушел на юг эвакогоспиталь, а у переезда уже опустевшей дороги сиротливо остался могильный холмик, где местные жительницы – Маруся Ханенко и Аня Родионова – продолжали чем можно утешать маму Джемми, Ольгу Петровну, не нашедшую в себе сил сразу покинуть это страшное для не; место…
31 июля 1942 года, когда Джемми Горячкина с мамой в составе передвижного фронтового эвакогоспиталя оказалась на том железнодорожном переезде, там же оказался и местный житель Ивлей Алексеевич Смыкалов, который сегодня вспоминал: «С Николаем Кияненко мы ехали на линейке инкассировать Расшеватский рабкоп. Приближаясь к железнодорожному переезду, увидели жуткую картину – там застряли машины с ранеными бойцами Красной Армии, а к переезду, набирая скорость,двигался товарный состав с горючим...»

Мария Яковлена Теслина добавляла: «Через переезд шли колонны машин, крестьянские подводы с беженцами, гнали скот, а тут начался налет вражеских самолетов. Мы также оказались в этом людском водовороте. И тут со станции Расшеватки, которую бомбили, в нашу сторону вырвался состав с цистернами. Кто-то начал кричать:

«Спасайтесь!» И в этот момент из кабины одной машины выскочила девчушка и побежала по шпалам навстречу составу, размахивая чем-то красным… Состав затормозил, но девочка оказалась под колесами паровоза…»

К этому надо добавить, что летом 1942 года Горячкиной Джемме Михайловне было всего 10 лет. В родном Сальске она успела закончить лишь три класса. Сегодня в ее родной школе №1 создан уголок памяти Джемми, как и всем мальчишкам и девчонкам города, проявившим патриотизм и трудовой героизм в суровые военные годы 1941- 1945 гг.
#великаяотечественная