Гламур-1. Розовая улыбка капиталистического оскала

Макиенко Сергей Александрович
Гламур, блестящее сокровище, которое переливается, манит и дарит предвкушение эйфории, пробуждает томление и желание обладания. Неоднозначный в определениях и понимании, он чарует и притягивает призраком свободы и раскрепощенности, сулит расширение переживания настоящего и удовлетворение возможностей. Современной реалией является факт того, что гламур посредством печати, интернета, телевидения проникает в нашу жизнь, и, как правило, меняет её, подчиняет. Но каждый ли понимает, что за этим стоит, и что он теряет?

Для того чтобы лучше осмыслить данное явление необходимо обратиться к не столь отдаленным эпохам.

Кризис средневековой морали и социального устройства 13-14 веков допустил сомнение в парадигме божественного присутствия и проведения, основе познания мира с помощью божественного откровения. Последующая гуманистическая эпоха Возрождения представила человека- творца, самостоятельного и независимого от божественной благодати; человек, уникальность, наука и искусство, идеалы и красота были провозглашены действительными ценностями. Но расхождение идей и реалий жизни, разрыв науки и искусства, красоты и пользы, породил сомнения в универсальности гуманистического подхода к человеку и обществу.

Эпоха просвещения 17-18 веков провозгласила отказ от религиозного мироустройства, утвердила безоговорочную веру в прогресс и в возможность познания мира посредством разума, главенство либеральных ценностей. Париж с середины XVIII века становиться центром аффектной моды и развлечений Франции, аристократическая роскошь и свободные нравы используются для театральных действий, которые будят сексуальность и приносят разнообразное удовлетворение. Главными актрисами были куртизанки, которые поняли правила игры, и стали первыми законодателями гламура.

Географическая экспансия XV — середины XVII веков, целью которой являлось ограбление открытых земель, позволила осуществить накопление капитала в Европе, положила начало колониальной системе капитализма и формированию принципов глобального рынка.

В 18-19 веках развитие фабричного производства, а затем и индустриализация, требовали от капитала организации и стимулирования потребления. Рост больших городов, свободы в нравах и анонимной социализации, обозначили потребность в немедленном удовольствии, и, как следствие, определили комплекс действий (печать и театр), которые давали косвенное удовлетворение, и одновременно пробуждали желания, направленные на увеличение потребления.

После раскрепощения нравов, красивое тело перестало быть целью вдохновения, но было определено как средство удовлетворения, культура мечтаний пала перед культурой удовольствий.

Женский образ универсально подходил для эксплуатации неудовлетворенных желаний, и стимулирования продаж товаров и услуг. Соблазнительные образы, на фоне размытия социальной иерархии, распространения идей равноправия и либеральных ценностей, все глубже проникали во все аспекты жизни европейского общества, гламур в лице куртизанок массово вышел на сцену общественной жизни.

Со второй половины 19 века роли гламурных кумиров постепенно вместо куртизанок стали исполнять актрисы театра и танцовщицы (часто совмещающие основные занятия с куртуазными), с начала 20го века актрисы кино.

После Первой мировой войны революционные и либеральные идеи стали популярными, влияние и коммерционализация СМИ усилились, уровень жизни масс упал, вместо ушедших на фронт мужчин многие женщины пошли работать. Гламурные героини стали завсегдатаями пересудов и сплетен, становится популярной публичность светской и гламурной жизни, медийная реклама становится проводником в мир избранных.

После Второй мировой войны аристократические черты гламура окончательно уступили место коммерческой целесообразности и образовали мифологему элиты, пропуском в которую были деньги и известность. Гламур стал одним из инструментов создания новой элиты.

Современной кульминацией этих манипуляций было создание мифа о фабрике грёз, манящем мире возможностей, превращающем обычную жизнь в чудесную. Массовое кинопроизводство и глобальный бизнес разнесли по миру соблазнительные образы, демонстрирующие эталоны поведения и потребления.

Гламур-2. Розовая пандемия в безжалостной войне (продолжение)