От Починка до Волости 4-я глава

Анатолий Бесшапкин 2
                Глава четвёртая (самая большая)
    «От присёлка на ключе - до волостного села»
 На основе преданий местных старожил и очерков краеведов.

Село – оно крупнее деревни и должно иметь церковь, без этого
оно просто «сельцо» или «присёлок» (Улитин В.Н.).
В 1822году была построена церковь в центре села.

Время течёт, как «Ношна» по долинкам,
То разольётся, то сохнет травинкой.
Дальше история вовсе простая,
Земли островские взял Чегодаев.

Дворцовые земли в награду давали:
За верную службу, да вместо медали.
Крестьянам везло, жизнь «словно в гору».
Помещик слыхать «не терзал» без разбору.

Князь Чегодаев силён был и смел,
Строить, мечтать, созидать - всё умел!
Неслась по округе добрая весть -
Церковь напольная здесь в его честь.

          Родовой  герб Чегодаевых

С началом уездов пошли перемены,
Заводик кирпичный крепил барски стены
Усадьба с каскадом прудов и теплицей
Аллеи из лип по бугру вереницей
               
 Типовая помещичья усадьба
  художник  С.Ю.Жуковский
(из книги «Мастера русской живописи»)
 
Макарьевский монастырь на Волге.

Канули в лета ордынские ханства:
Златая Казань и твердынь Астраханска.
С Низовья по Волге, на «мускульной» силе
Артели бурлацкие судна водили.

Товары с Востока – шелка, украшенья….
На встрече в Торгах – восторг, удивленье!
«Верховым то легче» - плывут своим ходом,
Чтоб здесь у Макарья прикинуть доходы.

К чему эти строки? Так Лысково ж рядом,
Двадцать пять вёрст, окинешь и взглядом.
И хлебный обоз потянулся туда же –
«Куда вы?» - «На Ярманку, на распродажу».

Макарьевкая Ярмарка – была на месте впадения реки Керженец
в Волгу при женском Желтоводском монастыре, там встречались тогда суда с товарами и бурлаками  «верховые» и «нижние» ведущие торговые суда. Ярмарка была открыта с1641 по1816 года,с 25 июля и шла целый месяц.

И местный мужик, запрягши лошадку
Для хлеба обозного, «парил лопатки»
Нужда заставляла, чтоб семью кормить
Работал с рассвета, чтоб жить – не тужить.
 
Богоявленский собор в Княгинино (до середины 60-х годов ХХ века)               

Род князей Чегодаевых знали окрест 
Главою дворянства избрали в Уезд!
Княгинин – как город венчает землицу,
Имел на то время большие границы!
 
Немало церквей, да и статус высок,
Большое село, а вдруг стал городок.
Какую же силу имел тот Указ –
Губернские карты кроили не раз.

 В 1779 году Указом Екатерины II образован Княгининский уезд
дворцовому селу Княгинину присвоен статус ГОРОДА.
 Первым дворянским предводителем уезда был избран князь
  Василий Чегодаев

Да видно, тогда знали цену земле,
Раз герб с сошниками висит на стене.
И хлебопашец был в лике святых -
Народ на земле из людей, из простых.
 
В селе барский сад, оранжереи, цветник
Всё бабушка знала, да я вот не вник.
Островская волость имела свой вес -
Двупрестольная церковь - звон до небес! 

Батюшка наш, он же лекарь- святитель,
Читая Каноны - души просветитель.
В обители знали, какой быть погоде,
Не просто добыть уваженья в народе.

При церкви приходская школа была,
Монашка с детьми здесь уроки вела.
Церковные песни, Грамматик урок:
«Аз, Буки и Веди, Глаголь, чтобы впрок».
 
Колокольни высотной звон по округе -
Вершится окрест череда простых буден.
Дедов наказ, выполняй же по праву –
«В страдную пору трудиться на славу!».

В небо смотри, коли ехать в дорожку,
Природа проучит, если что понарошку.
Делать всё с толком, прикинуть дотоле,
Чтобы не зря мерить силушку в поле.

Надо к «Успенью» два поля убрать,
Поле одно непременно вспахать.
На гумнах сложить под навесы снопы,
Чтоб пересудов не ждать от толпы.

К слову картофель растёт без хлопот,
Чтит его, любит – приезжий народ.
Вдруг непогода иль другая беда -
«Земельный то плод выручает всегда».
 
От Макарьева Торг указали на Стрелку,
Задумался люд, да, невыгодна сделка….
Дорог по полям проторили не мало,
Жизнь поменялась после пожара.

После пожара на Макарьевской Ярмарке, с 1817года торговое место перевели на слияние Оки и Волги на Стрелку, где и начали обустраивать новую Ярмарку. К тому времени появились первые пароходы 1815-20 гг.

Призадумался муж: «Нижний   далече
Нежданных забот привалило на плечи.
Куда же девать ту скотинку, припасы, 
Зерно что с полей от Хлебного Спаса»?

Где ж монастырь того же Завета,
Без мух, комаров, сего жаркого лета?   
Обернуться б домой на рабочей лошадке,
 Гостинцы ребяткам- тогда всё в порядке.

В «День радости» яблоки разом оспели,
Но грустные песни девчата запели:
«Тогда на «Мары», да в телегу скорее -
Красавиц рядком - запевай веселее»!

На Спасской земле да на «Воздвиженье»
Поволжская ярмарка самая ближняя!
Нашим крестьянам пришлась по нутру
Нарядный обоз поспешал поутру.

«Мары» - это крупная Поволжская Ярмарка при мужском монастыре в соседнем Спасском районе открывалась 27сентября.
Выезжали после уборки картофеля и завешерния с/х  работ.
            
                Сельская  Ярмарка как праздник (картина)

Крестьянская жизнь шла своим чередом,
Кто гумна имел, тот построил и дом.
А коли на мельнице мельник- пшеничник, 
То крыша тесовая, красив и наличник.

Ходили в лаптях, что легко и свободно,
Всякого роста, ценился «дородный»
С лошадкой в бороздке иль на покосе –
Везде, всё, в лаптях - за лето износишь.

Кто задолжал или «лихо» свершил,
Суд быстро вершился, коротким он был.      
Чуть провинился, при волости труд  
Чистить, родник иль помещичий пруд.
    
Задолжников просто «чести» лишали
Прилюдно у церкви шапку снимали,
Тогда уже точно никто в долг не даст,
Да просто руки Вам никто не подаст.

А кто задолжал видать сильно и что-то -
«Казённых» работ было много «в болотах».
Или по «жребию» в поход - «в рекрута»
Двадцать пять лет- жизнь была не проста.
 
С тех пор провожают парней всем селом
На ратную службу - «служи поделом!»
Кто мог откупиться – платили в казну      
На общее дело – «деньгу не одну».
                Фото 1913года староста села с семьёй.

Старосту сёл выбирали всем сходом,
Важный вопрос решался народом.
Чтобы мужик «не казал дурных   нравов», 
Долгие годы старшиной был Макаров.

В каждом селении знали всегда,
На уровень жизни влияет вода.
Здесь на бугре - «подарок Природы»
К роднику поспешают в любую погоду.

У сруба колодцев на новости спрос,
Черпнул два ведёрка - к дому отнёс.
В баньку водицы, скотинку поить,
Как на селе без колодца прожить?

 Наличие водоисточника – первое условие любого поселения
людей, поэтому в старину к родникам, колодцам, прудам относились с особым почтением и своевременно их чистили.

Только денёк здесь святая вода,
Бабоньки ж судят, судачат – всегда.
Тот говорок почти судьбы верстал,
Не сходишь к колодцу от жизни отстал.

Так вот и жили из лета в года,
Вниз по овражку стекала вода,
Были холод и голод и мор,
Но не пустел здесь крестьянами двор.

Сколь поколений земле поклонялось?
Четыреста лет - для истории малость.
Нам бы хранить  леса и просторы,
Радует сад, здесь же тёплые горы.

В прудах бы водилась нужная рыбка,
Мечтать-то не вредно, времечко зыбко.
То всё распашется, то заростёт.
Чем же обрадует следущий год?

Выгоним мы по весне все скотинку.
Влюбится кто-то в племяшку Иринку.
Солнце ликуя,  не даст отдыхать…
…Что было прежде? Надо бы знать!          
       (многое рассказывала бабушка)