Глава третья.
«Деревня Островская - начало селенья»! 1613год.)
«Низовье» -это земли Нижегородского края в междуречье Оки и
Волги ниже Града-Города (1221г.). «Закудемский стан» - это один из округов Нижегородского уезда за рекой Кудьмой и до Суры и чуть далее. /по книге Смирнова Д.Н. «Очерки жизни и быта нижегородцев XVII-XVIII веков»
Земля здесь добра, чего ещё надо,
Растут и дубы, для высокой ограды.
Природа буйна, высоки здесь и травы,
Пусть люди живут и добреют их нравы.
По списку дворцовой, дворянской земли -
Деревней «Островской» её нарекли.
В тот год на Руси по церквам перезвон:
«Новый царевич вступает на трон!»
Так люди с обозом сюда потянулись,
К деревьям таким, что ветрами не гнулись.
На тёплом бугре, почему ж не разжиться
Растёт здесь и яблонька, зреет и ржица.
Что избы не строить? Лес он же рядом,
Живи не ленись, возводи свой порядок.
Говорят, в старину - были нравы богаты,
Селился народ в основном бородатый.
«Народ бородатый» - имеются ввиду старообрядцы, у них не принято брить бороды, они в основном заселяли эти новые свободные земли.
Общинные земли росли, расширялись,
Община решала, а ей подчинялись.
В долах – хорошо, здесь скотину пасти,
Чтоб к осени было чем «дань» отнести.
А избы верстали по линии «красной»
«С Указу Петра» - это всем было ясно.
На месте, на новом, по - новому жить,
Семьёю, женою, детьми дорожить.
Так русский народ этот край обживал,
Работой и потом добра наживал.
Селенье росло и поля прибавляли,
По буграм, перелескам коровки гуляли.
Общинные земли давались «в прирост»
На мальчика- пашню, девчонкам – покос.
Чтоб земли всегда, да ухожены были
«Полосы» в поле - семейным делили.
Самоуправление – на новых местах было на самом высоком уровне, Сход крестьян выбирал Совет старейшин, который и руководил Общиной, так решались важные вопросы селения, староста в деревне был на общественных началах.
Два раза в году были «выти», оброки,
С крестьян волостных таковы были сроки:
В телегу - живность и рыба к «Петру»,
А в сани по снегу «Казанской» к утру.
С утра на восток наш крестьянин молился,
Да был с бородой, ведь не зря удалился.
От той суеверной мирской «перебранки»,
Умываясь водицей, вставал спозаранку….
В семье в старину закон был простой
Опоздал кто к обеду – рядом постой.
Делали, мудро, быстро, артелью
И не давали плодиться безделью.
Иначе ты просто не проживёшь,
Если в полях да не скошена рожь.
Вставай и иди за старшим на поля,
«Царь в голове» - значит ты у руля.
Хлеба в русской печке пекли через день,
Запах такой, что работать не лень.
Щи не наваристы пусть и постны,
Но при скотинке доживёшь до весны.
Была здесь и кузница, разжигался и горн,
Крепить, чтобы скобами новенький двор.
Поправить боронку, подковку ковать,
Чтобы дольше и легче лошадке бежать.
Не только плохим - вспоминали Петра,
От него по Руси - пошли косы с утра.
А раньше хоть травушка, спелая рожь -
Серпами всё жали: - «хошь иль не хошь».
Петр 1- посетил Нижний Новгород и Макарьевскую Ярмарку в 1722году. В знак благодарности за помощь в обесперчении лесом и
пиломатериалами для строительства кораблей – привёз 80 штук
металлических кос для крестьян. В сравнении с серпами косьба
в 10раз быстрее.
Не гнули уж спину, как прежде с утра -
И средний мужик восхваляет Петра!
Сельчанки колосья с прокоса берут,
Вяжут снопы и «крестцами» кладут.
Мужики хлебопашные зря не сидят,
Подводят лошадок, покласть норовят.
Уложат в телегу, везут на гумно.
Всё делают ладно, легко и умно.
Смекалкой живёт здесь нагорный народ,
Закрома пополняя свои каждый год.
И каждый с приездом, умелец «кто в чём»
«Готовь сани летом» - и всё нипочём.
Из сочинения "Мечтатель на завалинке" того же года