МП3. Второе состязание. Избранное

Творческая Мастерская Алкоры
Третий межпортальный поэтический конкурс  – второе состязание.
Оценки судьи Алкора, 25.02.17

Задание второго состязания: (всего участвовало 65 произведений)

Конкурсное стихотворение должно представлять собой монолог от лица персонажа или произведение о нём (т. е. персонаж является главным героем произведения). В качестве персонажа предлагаются  СВЕТЯЩИЕСЯ ОБЪЕКТЫ (фонарь, звезда, рекламная вывеска, маяк, свеча и др.)

Таким образом, стихи участников - это ИЛИ монолог от лица персонажа - любого "Светящегося  объекта",  ИЛИ стихотворение о нём (т. е. произведение, где персонаж является главным героем).

=== === === === === === === === === === === === === === ===

ИРИНА КУЗНЕЦОВА 17 1-3. ДАМА ПОД ПОКРЫВАЛОМ
 
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 7 произведениям!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) +1

     "...И вдруг новое чудо поразило исследователя: из-под оранжевой шляпки гриба с треском выскочило ажурное белое покрывало. Оно упало почти до самой земли и, подобно широкому кринолину, окружило ножку удивительного растения. В тот же миг
 сильный и отвратительный запах падали стал распространяться от лесного чуда во все стороны..." ( И. Акимушкин)

Изумрудным свеченьем одета,
Нереальна, как призрак лесной,
Герцогиня заморского лета
Появляется в чаще ночной.

В эксцентричной оранжевой шляпке,
В остальном – совершенно нагой...
Попирать ей становится зябко
Влажный мох белоснежной ногой.

И тогда – очень кстати, не скрою, –
Обвивая ее, как змея,
Ниспадает ажурной волною
Покрывало на ногу ея.

Это дама с неоновым жженьем
Начинает ночной карнавал,
Подражая начальным движеньям
В древнем танце семи покрывал.

И толкуют, проснувшись до срока,
Два потрепанных жизнью клеща
О вреде красоты и порока
И иных отвлеченных вещах.

Но взлетает уже эскадрилья,
И стремятся ответить на зов,
Расправляя могучие крылья,
Стаи мух и ночных мотыльков...

...И слетались, и облаком падали,
В темноте укрываясь густой,
Привлеченные запахом падали,
А привиделось им – красотой.
_________________________

Стихотворение о Dictyophora duplicata
Комментарии:

Очень удачно подобраны рифмы - и по звучанию, и по сочетанию слов из разных частей речи, особенно порадовали: нагой-ногой, "падали-падали" (разные части речи), "клеща- вещах", "крылья-эскадрилья". В стихах видна  тщательная проработка текста, поиск точных слов. Понравился оригинальный сюжет и нестандартно выбранный светящийся объект.  Симпатична ироничность в строфе: "И толкуют, проснувшись до срока, два потрепанных жизнью клеща о вреде красоты и порока и  иных отвлеченных вещах". Глубок и интересен  философский смысл последней строфы.

=== === === === ===

РИТА КРУГЛЯКОВА. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-4. ЕСЛИ ЖДУТ.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

Каждый житель района в лицо был ему знаком...
Зажигаясь под вечер, искрились снега седые,
И фонарь освещал невысокий невзрачный дом,
Где средь прочих жильцов одиноко жила София.
 
Каждый вечер окно излучало неяркий свет
И манило к себе, как огни театральной рампы.
Он сквозь тюль узнавал восхитительный силуэт
И зелёную шляпку изящной настольной лампы.

Наклонялся  кокетливо шелковый абажур,
Словно лампа смущалась, но  втайне желала встречи
И фонарь различал лёгкий шёпот:  «Месьё, бонжур!
Как, должно быть, красиво на улице в зимний вечер…
 
Вы мне скрасили горечь  тягучих ночных минут,
Ведь хозяйка уснула. Зачем  мне гореть – не ясно.
Но она говорит:  если дома кого-то ждут,
Даже ночью в окне для него  свет не должен гаснуть».
 
А фонарь ей мигал… И опять начинался день.
Был наполнен январь смутной радостью беспричинной.
Но однажды с работы, как водится, ровно в семь
Возвратилась София с каким-то  чужим мужчиной.

Ждал напрасно фонарь, заклинанья в ночи шепча, 
Слышать чьи-то мольбы эти двое могли едва ли:
Разливали вино, и горела одна свеча,
А настольную лампу в тот вечер не зажигали.
 
Оттуманился март, и на смену  пришел апрель -
Стали дни суетливы и солнечно-желтоглазы.
Звал впустую  фонарь: «Отзовитесь, мадемуазель!"
С января до сих пор  не включили ее ни разу.
 
С каждым днем он тускнел от обиды и от тоски
Без своей визави в милой шляпке ее зелёной.
Но однажды в аллее зацокали каблучки -
Он услышал: Софи говорила по телефону:
 
«У меня? Все отлично:  работа, любовь, дела...
Говоришь, он один? Ты подумай, какая жалость...
Я, наверно, его до сих пор бы ещё ждала,
Но устала безмерно. И лампа моя сломалась".
_________________________
Стихотворение об уличном фонаре и настольной лампе
Комментарии: без комментариев.

=== === === === ===

IGOR. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-11. ЖИВОЙ СВЕТ
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

Обыкновенный светлячок
При свете, днём погожим,
Взобравшись на сухой сучок,
Себя явил прохожим
Во всей естественной красе
Блестящего хитина,
В надежде, что признают все,
Как хороша долина
С его мерцанием в ночи,
А он звезда земная!

Но суетливый мир молчит,
Жучка не замечая.

Когда же полуночный мрак
Разлился над планетой,
В траве хитиновый маяк
Жучок наполнил светом,
По-рыцарски прощая тех,
Кто сном окутан сладким:
Не важен солнечный успех
Тому, кто - без оглядки
На блеск сомнительных наград -
Становится лучистым…

Светила с завистью глядят
На свет живой и чистый.
__________________________
Стихотворение о светлячке
Комментарии: без комментариев.

=== === === === ===

РОКСАНА ЛАНД.  ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-12. РАССКАЗ СТАРОГО МАЯКА.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Я ждал тебя. Входи скорей, входи!
Мы будем вместе, безотлучно, годы
Сквозь бурное неистовство природы
Тянуть в ночи связующую нить.
Ты молод, мне уже немало лет.
Не помню точно - две, должно быть, сотни...
Командуй, мой хозяин и работник -
Зажги огонь и, не сочтя за бред,
Рассказ послушай о минувших днях.
Тогда гроза над миром полыхала,
Оса войны своим свинцовым жалом
Нашла того, кто зажигал меня...
И я погас - заснул тяжёлым сном.
Ворочалось внизу тревожно море.
Я ждал во сне, надеялся, что вскоре
Меня зажгут. И, мрак вспоров огнём,
Как встарь, начну указывать пути
Судам в ночи назад, в родную гавань.
Но день за днём, сквозь лай собак, картаво
Приказы каркал враг...
Не подойти
Ко мне, чтоб снова путеводный луч
Направить в море. И однажды утром
В привычном шуме разобрал я смутно
Шаги по лестнице. Вот повернулся ключ
И вспыхнул свет...
Тут начался обстрел.
Зашёлся пулемёт скороговоркой,
Но захлебнулся быстро и неловко -
То флот с десантом споро подоспел.
Разбив врага, войска пошли вперёд -
Жестокий бой закончился победой.
Морской пехоте страх почти неведом...
А я стоял, своею ролью горд...
С тех пор не гас ночами яркий свет,
Чтоб в темноте не налететь на скалы
Рыбачьим лодкам, кораблям усталым.
Готов? Так принимай же эстафету!
__________________________
 Монолог маяка
Комментарии: без комментариев

=== === === === ===

ALKHAT 1-14. ПРЕОБРАЖЕНИЕ
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

В тучах плещутся звёзды, как стайки летучих рыб,
Не боясь заглядеться и с низких небес упасть.

Этой ночью сливаются образы и миры,
Через сердце трясины навылет идёт тропа.
Заплутав в суматохе событий, не помнишь дат,
Только тяга к нездешнему прочно вросла в геном.
Ты не слышал легенду? Упавшая вниз звезда
Прорастёт на коряге болотным седым огнём.
Всемогущее время небрежно придержит бег,
И осыплется пеплом забвения внешний лоск:
Это бледное пламя не знает ни слёз, ни бед,
В нём сгорит то, что было, и то, что не родилось.
В темноте выступают, сплетаясь, узлы корней,
Будто чёрные руки других, кто здесь раньше лёг.
И любая дорога отныне ведет ко мне:
Так стремится на свет зачарованный мотылёк.
В топях жарко и душно, но кажется - холодней,
Чем в разгар января, в мутной замяти снеговой.
Потому ли столь сладко дремать на пологом дне
И следить, как колышутся травы над головой?
Но порой накрывает прозренье, в единый миг
Воскресив всё, что пело и грезилось до того.
Протяни мне ладони, запястья плотней прижми,
Пусть в крови одуряюще бьётся живой огонь.
Знаешь, пламя и память - последний, прощальный дар:
Спотыкается сердце, и голос тревожно-глух.
Ты тогда на мгновенье поверишь, что я звезда,
Но нам будет открыта одна лишь дорога - вглубь.
_________________________
Стихотворение о болотном огне
Комментарии:

Ритм очень знаком - я не в первый раз встречаю похожие, его звучание прекрасное и техника написания - мастерская: четкая расстановка Иктов, продуманное  чередование типа рифм по виду используемых гласных, отчего мелодия стихотворения очень гармонична, напевна, поэтический  язык, обогащенный тропами  - метафорами, сравнениями... Словом, техника - на 5 баллов. Огорчает только, что дойдя до конца стихов, ловлю себя  на странной мысли, что не поняла - о чем же эти стихи? То, что не сразу понято, кто именно "светится" - это поправимо, это полбеды, больше огорчает то, что сам сюжет растворился в красоте речи, не проявлен  - мне не хватило в этих стихах  содержания - авторской мысли.

=== === === === ===

ГРИГОРИЙ БЕРКОВИЧ. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-16. ПОСЛЕДНЯЯ ВСПЫШКА.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

В моём стеклянно-вакуумном теле
ток переменный рыщет постоянно,
и воспалённый нерв горит, как рана...
Как перемены эти надоели!
 
Весь мир непостоянен: в жиле, вене,
в кости - непостоянство. Даже в слове!
Одним для перемен не жалко крови,
другие обретут себя в измене -
 
в чём лампочка совсем не виновата.
Путь перемен тяжёл и неизведан,
а я ведь и свечу ещё при этом -
упорно, бескорыстно, полноваттно.
 
Источник света вечным быть не может.
Свеча, прожектор, факел и лучина -
кто светит, тот сгорает - вот причина.
Сгорает! Кто-то раньше, кто-то позже.
 
Ну вот и колба почернела с краю.
Кромешной ночи таинством влекомы,
уходят прочь амперы, вольты, омы...
И дрожь по телу - я перегораю!

Прощай, торшер - уютный, тёплый терем!
Последний раз тебе, родной, мигаю.
Прощай, патрон! К тебе придёт другая.
Так будь же верен ей, как мне был верен!
_________________________
Монолог лампочки
Комментарии: без комментариев.

=== === === === ===

ЕЛЕНА_ШИЛОВА 1-19. ПОСЛЕДНИЙ МАЯК
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 7 произведениям!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) +1

От рутины суетной нет житья,
И на горле будто затянут жгут...

Мне вчера приснилось, что я маяк
На крутом, изрезанном берегу,
А вокруг – бескрайний, безлюдный мир,
Шёпот моря, чаячий хриплый плач,
И представить страшно, на сколько миль
Расплескалась мгла.

Я смотрюсь в неё столько долгих лет,
Что померк от горя лучистый взгляд.
Мой огонь – единственный на земле,
Но никто не ведает, где земля,
И давно истлели останки тех,
Кто бы мог направить ко мне корабль.
Но я жду в зияющей темноте,
Я всё жду утра.

Ни зажмурить век, ни шепнуть: "Спаси!" -
Жить куда сложнее, чем умирать.
Угасая, я на пределе сил
Полыхну надеждой в последний раз,
Разгорюсь, как искра в сухой листве,
Указав дорогу домой тому,
Кто несёт в своих парусах рассвет
Сквозь слепую муть.

...Привкус соли, холод и резь в глазах.
Не реальность – выцветший гобелен.
Напоённый сыростью воздух затхл,
И простуда – меньшая из проблем.
Я коплю усталость, как яд – змея,
Обречённой рыбиной бьюсь в сети.
Только в память въелось, что я – маяк
И должна светить.
__________________________
Стихотворение о маяке
Комментарии:

Хорошо задумана тема, сюжет  нестандартный и с философским подтекстом - стихи запоминаются темой. По форме тоже задумано интересно, но неточные рифмы,  рифмы с усечением (раз-умирать, тому-муть,  корабль- утра, житья-маяк и др.), которые теоретически могут украсить стихи,  хороши не всегда: в данной строфе они,  разнесенные на большое расстояние,  не везде слышны и В НЕКОТОРЫХ МЕСТАХ этого стихотворения создается ощущение потери рифм.  Стихи выиграли бы, если бы рифмы, оставаясь столь же нестандартными, были бы подобраны более тщательно по схожести их звучания. Понравилась по глубине смысла концовка: " Я коплю усталость, как яд – змея, обречённой рыбиной бьюсь в сети. Только в память въелось, что я – маяк и  должна светить".

=== === === === ===

ТЕНЬ ВЕТРА. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-23. ОТФОНАРНОЕ
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Давным-давно за смелым мотыльком
носилась ты безудержной девчонкой
с неукротимой гребнем рыжей чёлкой,
оставив мамин завтрак на потом.
А после, за меня держась руками,
ходила бесконечными кругами…
 
Мне помнится: швырнула ты портфель
со злостью на зелёную скамейку,
ругая одноклассника Валерку,
за то, что он красив, как топ-модель;
мечтала, со щеки стряхнув ресницу,
спустя десяток лет на нём жениться…
 
Я свет ронял на первую любовь
сквозь темноту восторженной аллеи,
где губы в нежном трепете алели
от теплоты невысказанных слов.
Влюблённости подобны фейерверкам…
Ты вышла замуж. Но не за Валерку.
 
Все осени имеют жалкий вид,
надев дожди. Я наблюдал однажды,
как ты, плывя корабликом бумажным
в одной из них, расплющилась о быт.
Мелькали годы мимо, мимо, мимо,
а ты для них была неуязвима.
 
Сегодня ходишь, трогая клюкой
асфальт дырявый, взгляд утратив зоркий.
Я тоже покосившийся, с подпоркой,
жду слома в суматохе городской.
Но до сих пор в глазах твоих при встрече
играют искры юности беспечной.
__________________________
Монолог фонаря
Комментарии: без комментариев

=== === === === ===

ЛАНА ЮРИНА. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-25. У КОСТРА.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

Ночные тени мир укрыли,   
позволив таинству случиться –
в моих зрачках трепещут крылья   
вновь возрождённой алой птицы. 

Подчинена манящей песне,
вливаюсь в тьму тысячелетий
и гасну в ней… Чтоб вдруг воскреснуть
среди малиновых соцветий,
прижатых к сердцу Прометея!

Далёкий дар пещерным людям –   
он и сейчас (как орхидея
в ромашковом букете) чуден.

Из тёплой нежности бутона
жар-птица ввысь взметнётся с ветром –
и я гляжу заворожённо
на грозный столп шального света!

Но если ветер стихнет быстро –
ты сложишь крылья обречённо,
погасишь пляшущие искры…

Огонь, скажи, ты приручён мной?
__________________________
Стихотворение об огне
Комментарии: без комментариев

=== === === === ===

СВЕТЛАНА ТКАЧЕНКО 1-26. ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС ЛОКОМОТИВНОГО ПРОЖЕКТОРА
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 7 произведениям!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) +1

Мы лежим с ним в соседних ящиках, он – разбитый, а я – слепой.
Хмуро просят огня курящие. Машинисту несут настой
Валерьяны. Звонили в скорую, в МЧС…и еще бог весть…

Дребезжали всю ночь рессорами: «Бог не выдаст, свинья не съест».
Я привык, что дорога скучная: сталь по рельсам «…тук-тук, тук-тук»,
Тормоза ходовой шипучие. А на стрелочном был мой друг.
Освещая зарю туманную, колыхался он на ветру,
И сияние светомантии блекло таяло поутру.
Старый стрелочник, дед на пенсии, провожал с фонарём в руках.
Я мигал им обоим весело – мол, спасибо, «тах-тах, тах-тах».
Слух про деда ходил в диспетчерской: то ли знахарь он, то ль – мольфар.
Машинист и помощник вечером иногда не включали фар,
Аж пока переезд не кончится, чтобы деду не пыхать в глаз.

Как-то раз он изрёк пророчество, и своим фонарём потряс.

А сегодня катили буднично, и сидел на дороге волк:
С виду – пёс беспородно-будочный, но глазами – печальный волхв.
Машинист припугнул матёрого – дал гудок. Только волк – не шпиц.
Взгляд не дрогнул. И в сердце шпорою – тормозные колодки… «тсссссс»…

Полотно неисправно. Дед лежит. Как напишут врачи – инфаркт.
Я погас. И теперь – ни мёртв, ни жив…
                И щебёнка «…шарк-шарк, шарк-шарк».

__________________________
Монолог прожектора локомотива
Комментарии:

Потрясающие стихи! С какой фантазией создан  полноценный сюжет! Язык стихов с виду простой, разговорный, но такой уместный для персонажа-прожектора, и он точно передает и настроение, и обстановку. И все эти «…тук-тук, тук-тук», «тах-тах, тах-тах», «…шарк-шарк, шарк-шарк» здесь вовсе не заполнители строки, а то, что выразительно создает картинку и  наше отношение к происходящему! Трагичность, доброта к миру - сострадание к живому - все есть в этих стихах! Одна эта строка дорогого стоит: " С виду – пёс беспородно-будочный, но глазами – печальный волхв" !!!! Автор не морализирует, не учит, не судит - он просто погружает нас в обстановку, которая полна звуков, переживаний  и... добра. Замечательно!

=== === === === ===

ПОДОБЕД ЕЛЕНА 1-27. ПО СУТИ
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 7 произведениям!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) +1

Я, по сути, довольно несмелый,
но, стеклянный напялив колпак,
отправляюсь бесстрашно на смену —
в час, когда и никчемных собак
не гоняют из дома. Бездомным
остается лишь выть на луну.
Как же небо ночное бездонно,
но звезду не зажгли ни одну.
Я, по сути своей, недотрога —
за стеклом полыхает огонь.
Только я освещаю дорогу,
да еще светлячки. Шелупонь
егозит, по-над травами вьётся —
и мерцает полночная хмарь.
Я по сути — подобие солнца,
а по виду — обычный фонарь…
Только кто еще ночью поможет
тем, чье дело, по сути, табак?
Вот и рой заблудившихся мошек
так и рвётся ко мне под колпак…
__________________________
Монолог фонаря
Комментарии:

В стихах хорошая техника письма - они мелодичны, легко читаются, рифмы точные, интересные, не затертые, но при этом ни одна из них не выпячивается, не кажется вставленной напоказ, а работают на смысл написанного. " Я по сути — подобие солнца, а по виду — обычный фонарь…" - вокруг этой фразы очень много сказано доброго и нужного, например, " Я, по сути своей, недотрога — за стеклом полыхает огонь. Только я освещаю дорогу..." или " Только кто еще ночью поможет тем, чье дело, по сути, табак? Вот и рой заблудившихся мошек так и рвётся ко мне под колпак…"  С внутренним подтекстом стихи, заставляющие смотреть на простые вещи с уважением и благодарностью.

=== === === === ===

REWSKY ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-32. СВЕТЛОЕ
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

Я - светлячок. Возьми меня в ладонь,
впиши в шуршащей рощи синий вечер.
Ты - будешь там. Я буду - в том, и - в тон,
вниманием твоим сейчас увенчан,

повенчан с этой лёгкой тишиной,
тобой, луной и лиственной тревогой,
где слабый свет, неяркий отблеск вновь
рассказывает многое о многом

глазам твоим, нашедшим отсвет мой
среди темневших листьев на поляне.
Возьми его в ладони. Он зимой
в твоих воспоминаньях засияет.

Ты улыбнёшься, чувствуя опять
тепло от искры света, чем согреты            несогласов. чисел??
твои глаза, негромкий час у лета,
и ночь - накидкой синею до пят.
_________________________
Монолог Светлячка
Комментарии: без комментариев

=== === === === ===

ВЕРА УДИНЦОВА 1-33. АКТРИСА ВТОРОГО ПЛАНА
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Как больно острым языком
Лизнуло пламя.
Он раскурил меня молчком,
А после замер.
Я тихо тлела между губ,
Слетая пеплом.
А он смотрел куда-то вглубь
Себя так слепо.
Мой фиолетовый дымок
Качался рядом.
Я б распустилась как цветок,
Да только надо ль?
Ведь беспощадна жесткость губ
Его и пальцев.
Он был со мной почти что груб,
Как все страдальцы.
Мой огонёк мерцал во тьме
Звездой полярной.
А он прокручивал в уме
Непостоянность.
Я под конец почти без чувств
Дошла до фильтра.
Отсняли наш последний дубль
Для кинофильма.
__________________________
Монолог сигареты
Комментарии:

Оригинально выбран светящийся объект,   и есть много точных наблюдений, которые порадовали: "Он был со мной почти что груб, как все страдальцы", " Я тихо тлела между губ, слетая пеплом. А он смотрел куда-то вглубь  себя так слепо". А вот от концовки я ждала чего-то большего.

=== === === === ===

ЛЕДИ ДОЖДИК 1-34. ФОНАРНЫЕ МЕЧТЫ
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 7 произведениям!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) +1

Развесит вечер красный шёлк зари,
Затихнет город в сладостной дремоте,
На улице зажгутся фонари –
Бессменные коллеги по работе.

Всю ночь горю у дома на углу –
Пять лет назад электрик там повесил –
Тоскую по домашнему теплу
И собственной розетке возле кресел.

Сквозь шторы вижу несколько квартир,
В одной любуюсь кошкой и старушкой.
Мне нравится их тёплый тихий мир,
На ужин – каша, молоко и сушки.

Потрёпан плюш сиреневых портьер –
Наверно, много лет хозяйке служат,
В углу за креслом сломанный торшер
Стоит как память о покойном муже.

Пусть кто-то хочет в небо - стать звездой,
Быть светлячком на листике жасмина…
А мне б торшером с ножкою витой
К старушке с кошкой.
Так уютно с ними.
_________________________
Монолог фонаря
Комментарии:

Простые, но очень добрые и мудрые по содержанию стихи. Возможно, им не хватает изысканности поэтической речи, но данное содержание требует именно такого языка. Все здесь гармонично, адекватно выбранной теме.

=== === === === ===

ГЕР ТРУДА.  ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-35. Я - ОГОНЬ
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Чертили звёзды и полукружья,
Обожествляли, валились ниц,
Во мне сжигая, что было чуждым:
Врагов, иконы, страницы книг.
В экстазе бились, прося пощады,
И дым глотали, молясь крестам.                (?)
Я слушал оды и мат площадный,
Покорно таял, но мог восстать.
Лизал империй дворцы и стены,
В бездонных жерлах, как зверь рычал.
Меня всегда укротить хотели,
Но оставалась гореть свеча...
Я льстец и демон, я мот и стражник.
Под нервным светом моих лучин
Легенды, свитки, мечты отважных,
Молитвы старцев - живут в ночи.
Потоки песен, стихов, метафор
Пролиты щедро к моим ногам,
Но лишь курганы и кенотафы
На пепелищах, где я шагал.
Мои деяния пахнут гарью,
Они пугают, но манят ввысь.
"Венец природы", со мной тягаясь,
Сгоришь бесследно. Со мной "на вы"!
Твоя бездумность - моё безумство!
Со мной играешь? Побойся бед!
Дитя со спичкой, юнец безусый,
Забыл, что искра живёт в тебе?
Гори надеждой, пылай любовью,
Мою частицу храни в словах.
Природа примет тебя любого.
Я - факел твой по дороге в Ад...
__________________________
Монолог огня
Комментарии: без комментариев

=== === === === ===

ИРА СОН. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-36. МОЯ СЕМЬЯ.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

«Да будет свет!» — улыбаясь, он
Ввинтил изящно меня в патрон.
Щелчок. Застыли две пары глаз...
И я зажглась.

Вокруг — лазоревые тона.
Кроватка с пологом близ окна.
Мужчина гладит жене живот...
Семь дней — и вот

Внесли дрожащий комок тепла…
Теперь не скучно: то смех, то плач.
Мечтаю вечно для них сиять —
Моя семья!

Летят недели. Мрачнеет мать:
Отец не хочет малышку знать.
Смириться трудно. Бубнит в усы:
«Не сын, не сын...»

В душе — надежды лежат золой:
Футбол, рыбалку, стрельбу — долой!
Мигаю... Как же помочь семье?
Тревожно мне!

Горю-горюю со всеми здесь.
Разлита в воздухе грусти взвесь.
Глазёнки детские смотрят вверх...
Малышка, верь!

Любовь уже прорастает в нём,
Сильней становится с каждым днём.
Я знаю — видела, как вчера
Пришёл с утра...

...а ты спала. И, едва дыша,
Просил прощенья и новый шанс,
Потом сбежал — испугался чувств...
Не плачь! Молчу...

Спираль искрит от избытка вольт:
Пытаюсь выжечь любовью боль!
И ради этого жизнь отдам,
Порвав вольфрам.
__________________________
Монолог лампочки
Комментарии: без комментариев

=== === === === ===

МАРСЭР 1-37. ГРОЗОВОЙ ФРОНТ
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 7 произведениям!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) +2

Нагрянет словно грозный муж,
прознав, что ей не мил и чужд –
земля под кобальтом небес               
светилась радостью.                (просится наст вр. - сияет)
В косматом взоре блажь и муть –
(притихла, охнуть-не вздохнуть) –
да в этом тучном теле бес,
коварен, яростен.

Он знает всё: и луч ласкал,               
и шмель шушукал у виска,
дарил румянцами закат…
простить – ещё чего!
Кипит, свирепствует нутро.
Добра не жди – скандал! погром!
молниеносная
пощёчина!
пощёчина!      

А следом – ледяная брань –
в разлив, в захлёб, и вкось и впрямь –
за жар и негу напролёт
тяжка расплата… но
заходит ночь – и студит гнев,
читая нежность нараспев
и убаюкивая, льнёт
к земле заплаканной…

__________________________
Стихотворение о грозовом фронте
Комментарии:

Здорово! С иронией, сочный выразительный язык, сюжет, построенный на олицетворении грозы и земли... Запоминается, ярко, остроумно!
По технике (сущая  мелочь!) - я бы изменила глагольное время в 1 строфе: "грозовой фронт нагрянЕТ" (буд.вр), а земля "светиЛАСЬ" (прош.вр)  - здесь большой перепад глагольных времен, просится настоящее время для земли, например, "сияЕТ радостью".  И еще: может быть, вместо рефренной "пощечина" во 2 строфе сделать замену ее на что-то еще?  Хотя, и так неплохо (этот рефрен звучит, как второй удар грома).

=== === === === ===

АЛЕКСАНДР ПОНОМАРЁВ 1-40. Я
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Вам суть мою физтех и политех
Не объяснят. Но я приоткрываю.
Я - уникум. И точно не из тех,
Обыкновенных, ибо – шаровая.

Вон кумушки. Зигзаг с раскатом, шаг
В небытие, и всё…  А я  - крутая!
И формой совершенна, ну и так,
По мелочам.  А главное - летаю.

Уж  скольких нас втянул громоотвод,
Отправив в преисподнюю ли, в Лету...
Вглядитесь в мой чарующий полёт!
А кстати, ваша форточка не эта?

Добавлю и нисколько не совру -
Я в фокусах и трюках мастерица:
Могу легко пробить в стене дыру,
Могу тихонько самоустраниться...

Привет! А вот и я, увидеть чтоб
Реакцию на мой полёт удалый.
Но что же вы застыли, словно столб?
Восхищены? Спасибо! Ожидала.

__________________________
Монолог ... (не указано для сохранения интриги)
Комментарии:

Оригинальный сюжет. Что речь идет о шаровой молнии - ясно с первой строфы, но отсутствие интриги дела не портит - написано ярко, остроумно, легко.  Может быть и не высокая поэзия, но прекрасные стихи, где создан индивидуальный образ и характер персонажа (шаровой молнии).

=== === === === ===

ALEKER. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-42. СВЕТ ВНУТРИ МЕНЯ.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

Я умею, когда темно, создавать на стене картины:
Чёрно-белый скрипучий дождь или радуги дальних стран.
Из коробки горячий свет льется, тянется нитью длинной,
Киноленту живых теней проецируя на экран.

Я умею, когда темно, по проспектам водить степенно,
Проплывать под морской волной, рисовать облаков пунктир.
Вырывается изнутри необъятной моей вселенной
До причудливости смешной, до смешного нелепый мир.

Я умею, когда темно, собирать, словно паззлы, судьбы
Незнакомых пока людей, мегаполисов и планет...
К верным зрителям в кинозал мне когда-нибудь заглянуть бы -
Посмотреть им в глаза, когда - после титров - зажжется свет.

Я умею, когда темно....
________________________
Монолог кинопроектора
Комментарии: без комментариев

=== === === === ===

ТЕНИГИН АНДРЕЙ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-46. БАЛЛАДА О ФОНАРЕ.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Окончен бой. Пехота, дрогнув,
Сползла в окопы. Мир ослеп.
Очнулся я на дне воронки,
Один как перст, в кромешной мгле.
Восстав из пепла, чёрта злее,
Я, зубы сжав и весь горя,
В конце расстрелянной аллеи
Увидел свет от фонаря.
И только Господу известно,
Как выжил он среди огня,
Ведь нет на нём живого места –
И та же доля у меня.
Тела его погибших братьев
Лежали в ряд на мостовой.
Фонарь скрипел, пытался звать их,
Качал железной головой.

Я понял – там меня заметят,
А «живы будем – не помрём».
Уже не важно, что мне светит
Под этим самым фонарём:
Подстрелит вдруг немецкий снайпер,
А может быть, свои найдут.
Я полз и полз на свет – к той лампе
По мёртвой глине и по льду…
Уже сознание теряя,
Услышал оклики ребят.
Как видно, лез сюда не зря я.
– Живой! Тащите в медсанбат!
Когда, взвалив меня на спины,
Бойцы ушли с передовой,
Фонарь снесло немецкой миной –
Геройски пал товарищ мой.

Потом, заштопан и залатан,
Седой дежурной медсестре
В сырой, прокуренной палате
Я рассказал о фонаре.
Сестричка странно посмотрела
И вдруг промолвила: "Солдат,
Электростанция сгорела
Четыре дня тому назад..."
__________________________
Стихотворение о фонаре
Комментарии: без комментариев

=== === === === ===

РАМИНА ДЖАСС. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-50. СПУТНИЦА.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

В кафельной клетке, в глянцевой белизне,
Там, где сюжет историй прописан алым,
Там, где герой блуждает в наркозном сне,
Сковано солнце строгим кольцом металла.

Звонкий щелчок  –  и ровно ложится луч,
Хрупкий стерильный мир приводя к системе.
Голос хирурга сдержан и вездесущ.
Движется в ритме сердца по венам время.

Скальпель и кетгут чью-то судьбу кроят,
Круглый светильник сверху глядит с опаской –
Пусть это было множество раз подряд,
Важен здесь каждый жест человека в маске.

Мудрая лампа, ты научилась жить,
В тёмном пространстве свет превращая в чудо,
Ночью и днём рассеивать миражи,
Каждый фотон пуская на благо людям.

Но иногда, видя пару часов пути
Прежде тебе неведомого объекта,
Хочешь его узнать, вслед за ним пойти.
Стал отчего-то близким случайный некто.

Может, очнётся, бросит пространный взгляд:
«Лампа как лампа… давят бинты тугие…» – 
Так и не вспомнив, как его вёл назад
Свет молчаливой спутницы хирургии.
_________________________
Стихотворение о лампе
Комментарии: без комментариев

=== === === === ===

НБС. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-51. СТОИК, ИЛИ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

Я – стоик, то есть тот, который стойкий.
Покруче римской гвардии в строю.
Неважно, что воздвигнут у помойки
И с той поры при ней же и стою.

И день, и ночь в одной и той же позе,
Чихал на зной, а также на мороз.
Невозмутим, как камень, при прогнозе
На тему климатических угроз.

Бывает, бьют - стою с разбитым глазом.
А вот в бараний рог скрутить нельзя.
И даже волчий вой всех ветров сразу
Ни разу на испуг меня не взял.

В начале, помню, был ранимым малым,
Переживал по поводу и без.
А мне все чаще их перепадало -
Осадков от неласковых небес.

Пытаясь втиснуть в плечи кумпол лысый,
Я жил пугливым сусликом в норе.
Но каждый встречный мне на ногу писал,
И я в конце концов «офонарел».

Лицом стеклянным стал похож на ящик
И перестал расстраиваться зря.
Меняли б только лампочки почаще,
А остальное мне - до фонаря.

Фонарный принцип блюл, блюду и буду
Блюсти в круговороте лет и зим:
Светить вовсю, для всех, всегда и всюду,
Пусть даже сам ты по уши в грязи!
__________________________
Монолог фонаря
Комментарии: без комментариев

=== === === === ===

АНТАНИЯ.  ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-54. РОМАН СПИЧКИ И ОГНЯ.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Пусть век короткий - сорок пять секунд,
но миссия важна - зажжется пламя.
Мой скромный, но такой заметный труд
несет тепло, и я горжусь делами.
Не жалко мне себя - сгорю дотла.
Чем суше сера, тем эффект сильнее.
Я не умею тлеть, я - не зола...
От вспышки страсти искрами овеян
роман с огнем. Живу лишь для него,
в любви нуждаюсь, пусть и скоротечной.
Годами я согласна ждать огонь
и в танце с ним покинуть мир навечно.
Ах, наконец-то, чирк... и голова
горит, огонь кружит вокруг, терзая.
Но, я люблю! И вот - я чуть жива,
меня всё меньше, меньше... исчезаю...
_________________________
Монолог спички
Комментарии: без комментариев

=== === === === ===

ЮЛИЙ ТРЕСКИН 1-56. MON CHER 
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Хозяйка меня называет «mon cher»;
Купила в Париже для стильного зала.
Позвольте представиться: ретро-торшер;
Красивый и чувственный - люстра сказала.
Мы дружная пара лет двадцать уже:
Семейство нас ценит, хозяйка нас холит.
Откуда же эта печаль на душе?
Права моя люстра, что я – меланхолик.
Не зря её родина – яркий Милан:
Немного абсурдна она, как лимерик,                лИмерик!
Но в целом азартна, и очень мила -
Горячая штучка, типичный холерик.
С утра приезжала к хозяйке свекровь,
Хотела сменить нас на новое что-то,
Но та отказалась - вот это любовь!
Печалиться сразу пропала охота.
Сегодня хозяйка подсядет ко мне,
Склоню я над ней свою тонкую рею,
И буду светить ей усердней вдвойне!
И тоже любовью взаимной согрею!
__________________________
Монолог торшера
Комментарии:

Очень симпатичный сюжет, отчего особенно досадна ошибка в ударении: не лимЕрик, а лИмерик!

=== === === === ===

ЖИЛЬ ДЕ БРЮН 1-57. ЛОВЕЦ ТЕНЕЙ
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Я зенитный прожектор, я страж, я ловец теней.
Тени явятся вновь, когда станет ещё темней:
непрогляднее, пасмурнее, безлунней -
ночью им легче, чем здесь внизу мне.

И тогда с меня снимут чехлы, и слепящий луч
вырвется из нутра моего, и достигнет туч.
И я стану искать усердно и неустанно
хищные тени, несущие злую сталь нам.

И залают стволы, словно псы, когда близко волк,    РУ
заполошным хором затянет зенитный полк
песню слепцов без поводыря на тракте.
Но я не гадаю, я - круглый очкарик-практик.

Расчёт мой уверен: найдём их, сейчас найдём.
И я нахожу их – не логикой, так чутьём.
Выдираю из тьмы длиннокрылые силуэты
металлических птиц, расклевавших мирное лето.

Но из страшных птиц уже сыплется вниз зерно.
И сразу оранжево-жарко, где секунду назад темно.  (оборв. фраза)
Земля вздрагивает, земля от ожогов стонет.
Из земли всходят зёрна смерти, за сотней сотня.

Зенитки штопают небо, стежки всё чаще, плотней.
Горит и падает птица, и перья дыма за ней.
Вторая, третья, - строй распался, в ночи растаял.
Но я знаю, ещё вернётся страшная стая.

Боевой расчёт утирает взмокшие лбы.
Воздух снова спокоен, как будто таким и был.
Только рядом горит, и дымит удушливо рядом.
Я погашен, остужен, в чехлы до поры упрятан.

Безоружный и хрупкий, я знаю: мой долг - светить.
Тут к расчёту подходит мальчишка лет девяти,
и говорит, весь чумазый от липкой гари:
«Я могу помогать,
у меня тоже есть фонарик».

_________________________
Монолог зенитного прожектора
Комментарии:

Понравился сюжет и фраза: "Выдираю из тьмы длиннокрылые силуэты металлических птиц, расклевавших мирное лето". Интересная концовка. В остальном поэтический язык  и запас слов могли бы быть лучше. Например,  " где секунду назад темно" - разговорный обрыв фразы - не для стихов! " В строках:  "И залают стволы, словно псы, кОгда близко волк", а также: " Тени явятся вновь, кОгда станет ещё темней" - распад ритмического и фонетического ударений.   

=== === === === ===

КОРОВЕНКОВ. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-59. ФОНАРНЫЕ ОТКРОВЕНИЯ.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Я прописан здесь, на этой улице.
Днём - банальный, скучный инвентарь.
Но как только сумерки нахмурятся,
Оживаю я, простой фонарь.

Освещаю круг. Привычно. Буднично.
Не касаясь неких высших сфер.
Безнадёжно прост - обычный, уличный.
Не домашний баловень-торшер.

Освещая путь для припозднившихся,
В пух и прах развеиваю мрак.
Я - ориентир для заблудившихся
И заблудших. В сущности - маяк.

Разве не достоин восхищения
Мой удел? Грамматика права:
Освещение и просвещение
Однокоренные суть слова.

Бытие первично. Не сознание.
Я ещё служу, без дураков,
Летней ночью центром мироздания!..
Правда, не для всех. Для мотыльков.

Вижу в вашем взгляде безразличие,
Даже скепсис, мягко говоря.
Думаете, мания величия?
Думайте. А мне до фонаря.
__________________________
Монолог уличного фонаря
Комментарии: без комментариев

=== === === === ===

ЕЛЕНА_БОРОДИНА 1-60. СОЛНЦЕ
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Выходец красных рассветных туч,
с красной звездой в петлице -
Солнце, чеканя шаг –
или луч? –
маршем идет по столице.
Солнце идет километрами крыш –
пышущих жаром жаровен.
Дует на палец, обжегшись –
ишь!
Каплями ржавой крови
сохнут головки ничьих цветов –
маков,
гвоздик,
настурций.
Город зевает в сто сорок ртов
утренних революций.
Город глазеет
как ротозей.
Солнце – на красном взводе:
«Надо светить.
Всегда.
Везде!» -
так решили с Володей.
Красные стрелки столичных схем
меркнут в июльском чаде.
Надо светить всегда.

Меж тем,
ищет свой выключатель
выходец красных рассветных туч…

__________________________

Стихотворение о Солнце
Комментарии:

Понравился замысел и оригинальное исполнение - использование аллюзии  на стихотворение  Маяковского, а вот оборванная концовка почему-то огорчила: и по ритму - ненужный обрыв, и по смыслу - хочется более интересного и даже неожиданного завершения темы...

=== === === === ===

ЯВИНОГРАДОВА. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-62. РАЗГОВОР С ЛУНОЙ.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Ты вчера была круглой,
сегодня сошла на нет -
похудела, осунулась, выгнулась, заострилась.
Мне скулить на тебя,
пока не придёт рассвет -
сделает милость.

Ты висишь там и смотришь
в мой ледяной зрачок,
и смеёшься (я вижу - смеёшься!),
как будто знаешь:
я - ничто, дырка в бублике, Ванечка-дурачок.
Но ему хоть везло,
у меня - ни покрышки, ни дна нет.
И лечу к тебе словом, сбивающейся строкой, -
с рюкзаком за плечами,
а в нём - три тоски, пять ливней.

Мне - что в лоб, что по лбу,
да только к ней - ни ногой.
А она мне: а мы могли бы.

Вот она же - как ты - покруглеет и весела,
а дугой изогнётся -
рассыплет себя под ноги
и по комнате.
Отвернусь:
"Ухожу, дела".
А она улыбнётся натянуто или вздрогнет.
Похудеет, осунется - острая,
как и ты.
Буду выть на тебя,
чтобы только не на неё, но

наступает ночь,
ты выходишь из темноты
и круглеешь в глазах зелёных.
__________________________

Стихотворение о луне
Комментарии: без комментариев

=== === === === ===

ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА МИХАЙЛОВА. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-65. ОГНИ.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

Когда небес графитовый лоскут
Над бездной заворочается сонно,
Огни святого Эльма пробегут
По нитям грозового горизонта…

Тогда девятый вал недалеко,
Он пеной на людишек плюнет смачно,
И с мягким светом ведьминых зрачков
Огни взойдут на сломанную  мачту.

- Ни холодно от них, ни горячо.
По мне, так просто адовые бельма, -
Морскому дну утопший морячок
Расскажет об огнях святого Эльма.

И, в океан ушедший налегке,
Он согласится с боцманом хрипатым:
Удача, если в дальнем городке
Сияет материнская лампада.
__________________________

Стихотворение об огнях святого Эльма
Комментарии: без комментариев

=== === === === ===