Остров Пасхи и Амур

Сергей Новиков Хабаровск
                Путешествие на катамаране по Амуру.

       День выдался ясный. На Амуре стоял штиль. Мы убрали паруса, и катамаран отдался течению. Пригревало солнце…. В бесконечные протоки смотрелись изумрудные острова…
       В хлопотах время летело незаметно. Один рыбачил и тяжелые коньки, сверкнув на солнце, плюхались на палубу. Другой обмазывал их глиной и запекал в углях очага, чтобы ни одна капля жира не пропала. Из ствола вяза тесали запасное весло, конопатили палубу…. Позвякивала крышка закипающего чайника…. Катамаран скользил по необозримому зеркалу вод, бесшумно проплывал вблизи лесных островов, и ни одна цапля не взлетала, встревоженная нашим появлением….
      Уже поздним вечером мы пристали недалеко от старинного нанайского села. Это был Сакчи-Алян….
      Все глубже погружались в вечернюю синеву далекие сопки. По воде побежала оранжевая полоса и позолотила огромные валуны, которые громоздились на берегу. Мы подошли к одному из них. На базальте была выбита «маска смерти», человеческая личина, похожая на череп. Рядом из волн на другом валуне поднималось страшилище с раскосыми глазами. Его череп был покрыт спиралью татуировки и вокруг него расходились лучи, а овальный рот злобно ухмылялся…. На одном из камней  выступили ветвистые рога, а затем и вся фигура лося. Потрясенные, мы продвигались дальше…. Появились изображения лошадей….
      Вокруг бушевала тайга, а мы заглянули в музей искусства каменного века, чтобы неожиданно встретиться с цивилизацией, родившейся на берегах Амура примерно шесть тысяч лет назад.
      Наука доказала, что петроглифы Сакачи-Аляна не одиноки. Оказывается, у них  имеются свои двойники в одной из пещер Вьетнама – Донг-Ной. Встречаются они и на острове Нукухива группы Маркизских островов и еще дальше и южнее – в островном мире Южных морей: Новой Каледонии, Фиджи, Пасхи и …даже в Австралии.
      Как известно, что еще не в столь далекие времена жители тех мест были отчаянными охотниками за черепами и совсем не отказывались от привычки полакомиться человечиной.  Но главное было в том, что для островитян черепа - головы являлись хранилищем духовной силы. Для этого и устраивались походы в земли соседних племен. Ведь без черепа не мог обойтись ни один ритуальный обряд.
      Меланезийская легенда говорит: «… в Ханга-Нуи, около Аху-Тонга-Рика, сидела жрица Хиту и следила за черепом, который лежал на скале. Вдруг налетела волна и унесла череп в океан. Жрица бросилась в воду вслед за черепом. Так они вместе плыли до острова Мотиро-Хива, где жила Хауа. Хиту сказала, что она приплыла за черепом, но Хауа ответала на это: «Это не череп, это бог «Маке-Маке».
      Высушенные и татуированные головы, как и ритуальные маски поразительно, до мелочей похожи на Сакачи-Алянские личины…. Поэтому, очень может быть, что и мы расположились на ночлег у древнего стойбища охотников за черепами.
     «Говорит «Маяк» Московское время шестнадцать часов тридцать пять минут»…. В небе сверкали звезды. Наш катамаран лениво терся днищем о прибрежную гальку. Вселенский покой опустился на Землю. Но вслушиваясь в легкие мелодии эфира, мы легко могли себе представить и такую картину:
     «Из подступившей к берегу тайги вдруг послышались глухие, как стук сердца, удары бубна. Раздался нечеловеческий крик, и из леса вышла вереница людей. Их тела изгибались в конвульсиях, а на головы надеты маски-личины!  Это были члены тайного мужского союза. Начался священный обряд посвящения в охотники. Претенденты – юноши должны были претерпеть жестокие истязания, чтобы воскреснуть в новом звании…. Когда все окончилось, к валуну подкрался человек и стал быстро выбивать каменным отбойником только что им увиденное».
      Так, первый амурский художник, живший шесть тысяч лет назад, донес до нас эхо своего времени.
      Мы забрались под марлевый полог, выгнали комаров, тщательно закрыли щели. Пора спать. Сквозь марлю просвечивало небо, по которому зеленой звездочкой скользил искусственный спутник.