Людмила Калягина. Обзор стихов-победителей 240-244

Семь Дней 3
Людмила Калягина Страница на Стихи.ру:http://www.stihi.ru/avtor/bagira72

С самого начала сделаю очевидное замечание – вернее, то, которое должно быть очевидным как для автора, так и для читателей подобных обзоров. Всё, что вы прочтёте ниже – как нынче говорится, «сугубо ИМХО». Разумеется, при чтении и анализе произведений каждый из нас руководствуется некими критериями оценки, но даже при совпадении критериев разные люди будут оценивать стихи по-разному. Этот обзор – моё мнение и моё видение.
И ещё. Никогда и ни при каких обстоятельствах я не ставлю перед собой цели кого-либо обидеть или задеть. Максимум, на что способна моя человеческая вредность – на непонимание авторского замысла или незнание каких-то источников, к которым текст отсылает читателя. Если такое случится – простите великодушно и, более того, не откажите мне в праве узнать, чего именно я не поняла или не знала.
Итак, к делу.

1. Иван Грозный  Под Рождество http://www.stihi.ru/2017/01/10/11620

Луна своею половиной
Глядела в щели меж ветвей.
Виднелся  силуэт старинной
Часовни, холмики за ней.

Здесь пустота уединенья
Здесь нет соприкасанья душ
Тропинка, чёрные коренья
И мёртвый блеск замёрзших луж.

Брёл заблудившийся бродяга.
Какой с бродяги будет спрос?
Шажок, ещё, ещё два шага
И он как будто в землю врос.

Меня увидел. Не скрываюсь –
Держись, «заблудшая овца».
Смотрю в глаза и улыбаюсь
Кривой улыбкой в пол-лица.

Ну что? Опешил от испуга?
К нему навстречу еле-е…
И мы проходим друг сквозь друга,
Как все проходят на земле.

Ассоциации – сильная вещь: приходят, когда их не просят, и точнее всего характеризуют восприятие. В этом случае мне, вроде бы, совершенно не к месту вспомнился герой «Силы и славы» Грэма Грина, который носил с собой Библию в обложке «с грубо намалёванной любовной сценой». Сюжет стихотворения нетривиален, и, хотя «проходим друг сквозь друга» - идея не новая, но в этом контексте она звучит  свежо. Однако «обложка»… Странные перескоки падежей, лиц, во втором и третьем катренах что-то явно не то со знаками препинания, некоторые слова выглядят инородными, втиснутыми в текст «ради рифмы и размера». И общее впечатление неуклюжести никуда уже не денешь.

2. Елена Элентух Ангелок http://www.stihi.ru/2017/01/10/6728

а он говорит - вот бы глоток молока, у тебя было.
говорит еще – глянь за окно, весна? до того ж стыло.
помолчит и опять говорит – не греши ты, не вой часто.
потом оборачивается дитём, схоронясь за прясло.
и так ей  жалко его, без крыл, без божьей стаи.
как рассказать мужу об этом? засмеёт, знает.
вот как рассказать?  мужик всегда  - охолонь, баба.
как?  под грудью печет огонь да в коленях слабо.
мужику не понять-от, хоть пьянОй, хоть тверёзый.
ну, кинется она на крыльцо утирать слёзы,
муж всё пуще - у колодца  умойся, дурёха.
ангелок смотрит со дна, зовет -
мама, мне плохо…

Тема такая, что и трогать страшно. Проще простого поскользнуться и свалиться в слезливую банальность или, наоборот, в гремучий пафос. Ни того, ни другого не случилось, за что автору  - уважение и благодарность. Но остаются вопросы, которые не позволяют мне принять это стихотворение как близкое, «своё». Если ушедший младенчик – ангелок, то почему он без крыл, без стаи, почему ему плохо? Некрещёный, слабенький, не успели крестить – но почему тогда всё же ангелок? Или настолько мамка рвётся к нему душой, что, где бы он ни был, она уверена, что в разлуке им плохо? Если последнее верно, то, пожалуй, это слишком смело для простой деревенской женщины, хотя, ох, как всё это спорно и сложно, и разве поймёшь до конца чужое горе? Больше и определённее резануло «засмеёт». Простите, может, я что-то в мужиках не понимаю, но вот режет, и всё. Да, деревенский, да, простой, да, «дурью-то не майся, ещё ж родишь», но – «засмеёт»? Нет.

3. Ольга Королева Деревня Акулова Гора, Рождество http://www.stihi.ru/2017/01/11/4919

На дачный порог и террасу
Замедленно падает снег.
Его преогромны запасы:
Они выше крыши у всех.

Похожи на снежные кочки
Теплицы и лесенки дров.
Меж ними ложатся цепочки
Уютных кошачьих следов.

А ветер все с места не тронет
Волнистые облака,
Где солнце в последнем вагоне –
Его и не видно пока.

Стоят у обочины елки
В непуганой тишине.
Засыпаны плечи и челки:
Укутаны тетки вполне.

Но речка бурлит на порогах,
Одна от мороза удрать
Затеяла в трещину лога,
А там – через ельник – в Оять.

Двойственное впечатление. Простенькие рифмы, громоздкое и неуместное «преогромны», чёлки у ёлок, да и солнце в вагоне – находка спорная. И тут же – замечательные «уютные кошачьи следы», «волнистые облака» и «непуганая тишина»… И невозможно отрицать, что картинка всё же удалась – даже без пояснений, что за Оять такая.

4. Алекс Трудлер Провернуть бы аферу http://www.stihi.ru/2017/01/04/2701

Провернуть мне хотелось аферу в любимой стране,
где по горло - камней и по пальцам - гористого леса,
обитатели - мирны, с мозгами чуть-чуть набекрень,
днём - скромны и ботаны, а ночью - легки и повесы.

Все живут по часам, исповедуя то ли ислам,
то ли верят в Христа, в большинстве же они - фарисеи.
По расчётам святых они шествуют в трамтарарам,
разбивая молитвы на крохи вселенской идеи.

А дела остаются подбитой синицей в руке,
журавли улетают за сказкой в холодные страны.
Провернуть бы аферу по-царски в смешном парике,
и молчать о содеянном так, как молчат партизаны.

Счастье - близко, я знаю. Спасение тоже грядёт.
Всех простят и отпустят. Меня же, конечно, посадят.
Не надолго посадят. На месяц. Забудут на год.
Я сидеть буду тихо, как русский разведчик - в засаде,
не смотря в объектив на прощально-победный блицкриг.
А как выйду - рвану за удачей к предтечам.

Сохранить бы мечту и товарищей не изувечить,
не сточить бы слова об язык.

При всей моей нелюбви к аферам и аферистам – стихотворение получилось. Ещё как. Разве что «я сидеть буду тихо» как-то шершавится, но это тот самый случай, когда за текст в целом, особенное же за последние строки – многое можно простить.

5. Алекс Трудлер рыбий хор http://www.stihi.ru/2017/01/17/4523

да кому они песни глубоких рыб...
                Игорь Калина

сиди и слушай топкий рыбий хор
чешуйчато прерывистые звуки
которым повар вынес приговор
по всем законам кухонной науки

смотри вокруг на длинные круги
на солнечные радиусы света
и отраженья прошлых береги
от будущих утопленных предметов

перебирай как чётки тишину
порывисто сужая ожиданье
и под воду затягивай войну
сиди и слушай молча до свиданья

Да что ж такое. Я так не играю. Я хочу – слышите, хочу! – к чему-нибудь придраться. Ну найдите мне уже хоть что-нибудь, к чему тут прицепиться! Помогите обозревателю, он сам не справляется…

6. Светлана Илларионова Неактированный день http://www.stihi.ru/2017/01/17/4914

У зимы характер подлый и гадкий,
Всё туманами вокруг обложила.
Воскурили фимиам кочегарки:
"Да, курилки мы, но всё-таки живы!"

Настроение, конечно, не очень.
Минус сорок. До веселья ли, братцы!
Гидромет ещё вчера напророчил
Всем сегодня потеплей одеваться.

Перед мамами – почти невидимки
В шапко-шарфовое смотрят окошко.
Рюкзачки с учениками в обнимку
Выдвигаются в мороз понемножку.

"Вот бы минус сорок пять… Эх, досада!
Не спросила б англичанка домашку…", –
И вприпрыжку мимо детского сада,
Догоняя одноклассника Пашку.

А родители спешат на работу
На такси, пешком, автобусным парком:
"Хорошо, что послезавтра суббота –
Отоспимся, лишь проводим за парты."

Я не сильна в бытовых зарисовках, не умею их писать и плохо представляю, как оценивать. Здесь нет и не может быть философских глубин, лирических красивостей. В некотором роде этот жанр наиболее сложен, это набросок несколькими штрихами – и тут всё зависит от того, как эти штрихи легли и под каким углом посмотрел на них зритель. Либо сложилось, либо нет. Либо зацепило, либо прошло мимо.
Моё восприятие стихотворения – я его слышу, но не впитываю. Сценка есть – но это фото на мобильный телефон, а не рисунок, перед которым я буду стоять, вглядываясь и восхищаясь. Самое время вспомнить про «сугубо ИМХО».

7. Елька22 о сколько их... http://www.stihi.ru/2017/01/09/4530

звёздам на небе
не станет теплей
стынет замерзшая дельта
сколько погасло
вчерашних огней
кто до утра кто до лета
кто опустился
кто вместе
кто врозь
миг человеческих жизней
сколько сгорело
и сколько зажглось
воды не ведают чисел
снежные лотосы
горних дорог
дарит бездонная память

время по кругу
аморфно течёт
лимбом смыкается заводь

звёздам на небе
не станет теплей

Первое впечатление – красиво, возвышенно. Второе – по факту внимательного прочтения – ну, да, «ничто не вечно»… а что ещё? Не ощущаю привязки первых и последних строк («звёздам не станет теплей») ко всему остальному. И «снежные лотосы горних дорог» показались всё-таки слишком неестественными. Понравилось: «воды не ведают чисел» и «время по кругу аморфно течёт».


8. Ива Че Всё случилось http://www.stihi.ru/2016/12/30/106

Всё случилось естественно и легко,
звёзды баловались, поезд набирал ход;
были руки её - тёплое молоко,
были речи его - капающий в молоко мёд.

Дальний космос и тот, что невдалеке,
завращались вдоль точек одной оси
- капель мёда, растёкшихся в молоке.
И когда изо всех, из последних, сил

залетела за максимум эта ось
на мгновенье[на вечный его фантом],
не сбывавшееся всю жизнь сбылось,
остальное расплакалось за окном.

Мой внутренний математик (во многом совпадающий с внешним) споткнулся об ось, из последних сил залетевшую за максимум, ушибся и плачет. Ибо обидно ему. Стихотворение непостижимо волшебное, а ведь, казалось бы, тема «он и она в поезде» истёрта уже до дыр и затаскана до неприличия. Тёплое молоко и мёд, и «космос невдалеке», и «остальное расплакалось» - чудесно… (потирая синяк от оси и хлюпая носом).

9. Алена Шарифова Гостья http://www.stihi.ru/2017/01/10/3651
Нет, не простужен,
Обычный кашель –
Слишком ядрён табак.
Надо бы в миску насыпать каши
И покормить собак.
Не разувайся –
Не мыто нынче,
Просто не ждал гостей.
Сыро?..Воняет? –
А мне привычно.
Я бы прибрал постель,
Если бы знал,
Что заглянешь,
Ты же
Предупрежденье не шлёшь...
Давит душа
Застаревшей грыжей,
Резать пора? –
Ну что ж?
Ты, балахон не снимай, не нужно
Медлить, а сразу в путь
Только собаки теперь кому же?..
Стой!..
Косу не забудь...

«Насыпать каши» - это ведь только к сухим смесям относится или к крупе, разве можно дать такое собакам? Или это диалект какой-то? Не очень вписалось «предупрежденье», слишком длинно и неразговорно, лучше бы как-нибудь иначе – например, «весточку мне не шлёшь». «Ты, балахон не снимай…» - зачем там запятая?
Понравилось: «Только собаки теперь кому же?..» - на мой взгляд, это эмоциональная кульминация всего стихотворения, и без того очень пронзительного.

10. Бро Васёк  Комета http://www.stihi.ru/2017/01/24/11195

Комета

___________________________
День, под вечер догорая,
спрячет солнце в темноту.
Заблестит дорога рая —
по небесному хребту,
там где вечность чуть теплее
абсолютного нуля,
вдоль по звёздчатым аллеям
блеск кометы февраля
над землею пронесётся,
оставляя Гончих Псов
охранять в четыре солнца
мой покой из хрупких снов.
Снов о том, что сны реальны,
и о том, что мир вокруг
отражением зеркальным
уцелеет, если вдруг,
не прицелясь даже толком,
(тут читатель не взыщи)
жахнет вслед Стрелец осколком
из космической пращи.

Несмотря на простоту формы и рифм – интересно и необычно. «Заблестит дорога рая — по небесному хребту…» - показалось очень банальным, как-то опресняет, хочется чего-то поинтереснее. «Не прицелясь даже толком» - немного неуклюже, выглядит просто затычкой для выравнивания ритма. «Читатель», как обращение, должно быть выделено запятыми.

11. Алекс Трудлер нарисуй мне барашка

нарисуй мне барашка. когда ты прочтёшь
гигабайты журнального текста,
ты в горючих словах пропадёшь ни за грош,
заслоняя луну эверестом.

по воде разбегутся от страха круги,
и заржут облака до истерик,
и проводят тебя до бескрайней тайги
обойдённые истиной звери.

созерцай до потери зубов и волос,
как пространство сжимается в точку.
а потом удивляйся: как мальчик подрос!
и пора бы увидеться с дочкой...

в микроскоп рассмотрев ложноножки амёб,
разделяй их на пары пинцетом.
если б каждый урод за отцовство огрёб,
а потом бы ещё - за поэта!

нарисуй мне барашка! пусть пальцы дрожат
от внезапно нахлынувших трещин.
грифель ищет бумагу - не без мандража -
от конца до конца перекрещен.

вот и ты захохочешь над жизнью - простой,
как пятак, что у нищего спрятан.
и барашек коснётся бумаги чертой
из божественно скрученной ваты.



«Истина в барашках»? Возможно. Непонятно: «грифель ищет бумагу - не без мандража - от конца до конца перекрещен». И смысл ускользает, и ударение падает на «без».
«Проводят тебя до бескрайней тайги обойдённые истиной звери» - ух!..


12. Новикова Таня Текuchка http://www.stihi.ru/2017/01/27/10316

Выходной отмечаешь по списку:
в девять — танцы, к обеду — английский.
И глотает ребёнок транскрипции
вместо супа — зе тейбл, зе бас.
В ожидании чуда и чада
в вестибюльной укрывшись засаде,
где мамашки галдящие рядом,
вдруг на мысли поймаешь себя,
что суббота закончится — стерва.
Послезавтра — отчёты и нервы.
Брать придётся на офисной ферме,
как обычно, быка за рога.
В воскресенье больной притвориться:
сериал, тёплый плед, чай с корицей.
...и бегут сумасшедшие тридцать...
...всё бегут и бегут к сорока...

Это опять про зарисовки. Только тут к чисто бытовому присоединяется – переплетается – чувство времени, и чувство одиночества, и чувство потерянности: зачем я здесь, зачем это всё? Я – отдельно, мамашки – отдельно (иллюзия, что у них-то, наверное, всё не так).
Цельного образа героини у меня не вышло. Если она «всё одна и всё сама», то кто же будет в воскресенье гулять с ребёнком, кормить и делать уроки, когда она «притворится больной»? А если есть помощники – то откуда это нервно-обречённое, загнанное состояние? Бедная женщина, «сумасшедшие тридцать, бегущие к сорока» - разве ж это возраст. Всё у тебя впереди, милая.

13. Елька22  забытьЁ http://www.stihi.ru/2017/01/31/7482

Слабеют отпечатки на сетчатке,
Длиннее зимы, сладостнее дни.
Я забываю зонтик и перчатки,
Я оставляю сдачу и долги.
Дряхлеет память.
Годы, вехи, даты –
Всё тяжелее времени шаги...
Мои слова – не пухлые трактаты,
А легкие шальные сквозняки.

А вот это тот самый случай, когда штрихи (совсем немного!) легли настолько легко и точно, что весь набросок разом сложился в готовый рисунок. Если придраться намеренно и зловредно, то, пожалуй, «Всё тяжелее времени шаги» выделяется как наиболее банальная строка. Но придираться не очень хочется.

14. Алена Шарифова Назарет http://www.stihi.ru/2016/12/29/5057

Взяв в дорогу еды, я иду в Назарет,
С днём рожденья поздравить Христа.
Как-то старец один рассказал мне секрет,
Что гробница его пуста!

Он живой - среди нас, также ездит в метро,
Покупает на рынке еду.
Ходит в старом бушлате, а может в пальто,
Ловит рыбу в местном пруду.

Он ничем не приметен, хоть Господа сын,
У него в Назарете есть дом.
Мы с Ним встретимся там и чуть-чуть посидим,
Вспоминая о том, о сём...

Как меняется мир, как прошёл новый год,
И как много сейчас войны!
Как же вышло так, что человеческий род -
 Это Каиновы сыны?

***

Взяв в дорогу еды, я иду в Назарет...
Долгий путь за сутулой спиной...
Но сказали мне: "Этого города нет,
Он вчера был разрушен... войной".

Впечатление  - как от сбивчивого рассказа, полного неточностей. Если я правильно понимаю, логика событий такова: когда-то один старец рассказал секрет, что гробница пуста, а Христос живёт среди нас. С тех пор лиргерой (героиня?) всё собирался(ась) навестить Христа, и вот  - свершилось, узелок собран, в путь!
Не вполне понятно: «у него в Назарете есть дом» - так обычно говорят, когда либо не знают точного расположения дома, либо не планируют называть. Но герой идёт именно в конкретный дом. Более того, он уверен, что Христос его примет как дорогого гостя и не станет скрывать, что он и есть Иисус – почему такая уверенность?
Метро в Назарете – а оно там есть? «Долгий путь за сутулой спиной» - вроде бы ничего такого, но, на мой взгляд, человек редко употребляет слово «сутулая» применительно к собственной спине.
 

15. Алена Шарифова Сороковое лето http://www.stihi.ru/2017/02/05/6450

Сон музыканта Мойши
Цвета созревших вишен,
Мойша от Сары слышал
Страшное слово – война.
Мойшу не любит Польша,
Мойшу не любит Фишер*,
Лишь пожалел Всевышний,
Мойшу лишив ума.

Спит сумасшедший Мойша:
Там, за стеною гетто,
Падает вишней лето
Каплями в белый снег...
Нет этих ягод горше,
Ало-хмельного цвета...
Есть ли страшней планета
Той, где живёт человек?

Не просыпайся, Мойша!
Видишь, как всё непрочно?
Мир твой разорван в клочья,
Да и душа - больна...
Нет непосильней ноши –
Сна, цвета вишен сочных.
Просто однажды ночью
Люди сошли с ума.

--
Людвиг Фишер – В 1940 руководил созданием Варшавского гетто, а также других гетто в районе Варшавы.

Сон цвета спелой вишни… Точно и страшно. Из придирок: может ли сумасшедший быть в полной мере музыкантом?

16. Бро Васёк "Окно Башлачёва" http://www.stihi.ru/2017/02/08/748

 В далеком детстве вечерами
скрипела грозно половица,
на стенах тени-полулица
сверкали тёмными очами.
Окно бросалось на подмогу
луной и фарами машины,
и были веские причины,
чтоб искренне молиться Богу...

...взрослея, падали из окон
поэты, чьи стихи кричали —
слова из года в год крепчали...
А в мире лживом, крутобоком
лишь эхо по земле металось —
и разговаривало с Богом
о том, что бога не осталось.

На редкость удачно, ни одного лишнего или неточного слова. Окно на подмогу, взрослеющие поэты, лживый крутобокий мир – всё ощутимо, осязаемо и слышимо.

17. Елена Элентух Зацвел багульник на старой вазе эпохи Мин http://www.stihi.ru/2017/02/06/5775

Зацвел багульник на старой вазе эпохи Мин.
В кустах драконы на задних лапах - пускают дым.
Свирепый воин в смешном уборе разит копьем.
Бледней фарфора в лощине дальней  наш белый дом.
Почти невиден, всегда безмолвен - он погружен
тончайшей  кистью, рукой изящной в смертельный сон. 
Там, в золоченой в каменьях клетке, что у окна,
тоскует птаха, сидит нахохлясь, всегда одна.
Не слышен посвист, истлели трели – то  соловей,
он без завода хранит молчанье так много дней.
Его пружина давно ослабла и ржавый ключ
скрывает ловко дракон - разлучник в разрывах туч.
Простые вещи, простое счастье.  Непостижим,
зацвел багульник на старой вазе эпохи Мин.

Завораживает. Слова так же изящны и потусторонни, как восточная роспись. Но вот внезапный вывод о «простом счастье» остался для меня нелогичным.
«Его пружина давно ослабла, и ржавый ключ…» - здесь, кажется, нужна запятая.

Мой пьедестал почёта:
1-е место: Бро Васёк "Окно Башлачёва" http://www.stihi.ru/2017/02/08/748
2-е место: Алекс Трудлер рыбий хор http://www.stihi.ru/2017/01/17/4523
3-е место: Елька22  забытьЁ http://www.stihi.ru/2017/01/31/7482

Всем без исключения авторам – спасибо за стихи!
Удачи и вдохновения!