Божья благодать... Джерард Хопкинс

Mariya
Джерард Хопкинс (1844-1889), английский поэт, один из крупнейших признанных новаторов в литературе 19 в. Родился 28 июля 1844 в Стратфорде (графство Эссекс). В школе в Хайгейте рано обнаружил дарования филолога и поэта. В 1863 поступил в Бейллиол-колледж Оксфордского университета, на последнем курсе принял католичество; окончил университет с особым отличием. 1868 был для него переломным: он сжег свои ранние стихи и стал послушником в ордене иезуитов. Вернулся к поэзии в 1875, создав поэму Крушение "Германии" (The Wreck of Deutschland), первое произведение в характерном для него стиле. После этого он писал мало, и написанное было квинтэссенцией чувства, творческого воображения и синтаксических новшеств. В 1877 был рукоположен в священники. В 1884 утвержден профессором греческой филологии дублинского Юниверсити-колледжа. Умер Хопкинс в Дублине 8 июня 1889. Первое издание его стихотворений, подготовленное поэтом Р. Бриджесом, вышло только в 1918. Вклад Хопкинса в поэзию связан с понятиями "самовитость" и "скачущий ритм". Под первой он понимал своеобразную, неповторимую единичность формы, свойственную всему сущему: в известном смысле все на свете "несогласно, свежо, сокровенно, невиданно" (Пестрая красота), в т.ч. и само стихотворение в его стремлении отразить уникальную самовитость реальности. Скачущий ритм, оказавший огромное влияние на современных поэтов, предполагает в каждой строке четкое количество ударных слогов и произвольное - безударных, так что одни строки выходят короче, а другие длиннее. Достоинство этого ритма в том, что он приближается к темпу взволнованной разговорной речи; недостаток - что он чреват небрежностью стиля. Чтобы избежать этого, Хопкинс прибегал к внутренней и концевой рифме, аллитерации, ассонансу и другим приемам, причем отнюдь не для украшения, но для раскрытия содержания. Скачущий ритм отвечает самовитости, поскольку делает каждое стихотворение единственным в своем размере. Самые значительные стихотворения Хопкинса почти все религиозны и в целом образуют примерно три последовательные группы. В Пестрой красоте природа трактуется как отражение Бога, в ликовании жатвы красота природы отсылает к возвышенной красоте Духа. Поздние стихотворения строятся на противопоставлении природы и человека. В последние годы жизни в Дублине Хопкинс, заглянув в темные глубины души, создал знаменитые "страшные", или дублинские, сонеты.




God's Grandeur


The world is charged with the grandeur of God.
It will flame out, like shining from shook foil;
It gathers to a greatness, like the ooze of oil
Crushed. Why do men then now not reck his rod?
Generations have trod, have trod, have trod;
And all is seared with trade; bleared, smeared with toil;
And wears man's smudge |&| shares man's smell: the soil
Is bare now, nor can foot feel, being shod.

And for all this, nature is never spent;
There lives the dearest freshness deep down things;
And though the last lights off the black West went
Oh, morning, at the brown brink eastward, springs --
Because the Holy Ghost over the bent
World broods with warm breast |&| with ah! bright

ПЕРЕВОД (не совсем точный)

Мир наполнен величием Бога,
Бесконечным сиянием света,
Благодатию дышит планета.
Человек же не выбрал дорогу,
Претыкается у порога,
В мыслях только одна работа, 
Смысл жизни - о деньгах забота.
Обутым не страшна погода
(Земли не чувствует нога, пока обута).

У природы все  не так -
В глубине ее души свежесть благодати.
Ночь, погашены огни, над землею мрак,
Утро, солнышка лучи нашей жизни ради,
Дух Святой над всей землей
Дышит в души с теплотой.