Trasgredire, или в 1001-й раз про любовь

Валентин Мацкевич
Должен извиниться. Не люблю длинно писать. Но здесь по-другому не смог. Но обещаю - больше не буду.

О любви написано много. И кто писал! Знаменитые писатели, поэты, афористы, о ней снимали великолепные фильмы, и после всего этого самому браться, и что-то писать о ней, это выглядит до неприличия дерзко. Это практически mauvais ton. А если учесть, что на каждом втором сайтике (вряд ли это будет преувеличением) можно найти пассаж на эту тему, или приглашение на тренинг, то добавлять, к этому не очень качественному потоку, еще один текст про любовь - это увеличивать информационный шум, затруднять восприятие качественной информации, и тогда, это mauvais ton в чистом виде. Это последнее соображение, конечно, серьезная причина для того, чтобы заткнуться. Но, во-первых,  надо признаться, общественное мнение никогда не было моим ориентиром. К тому же, по справедливости, все мы живем одну жизнь. И наступает момент, когда мы можем, точнее, имеем право, выразить свое отношение к ней. Даже если это будет не вполне литературно. А где жизнь, там и любовь (и еще не известно, что из них больше, а уж жизнью ради любви люди жертвовали не раз).

Поводов писать на эту тему, как обычно, два. Две занозы в… (не хотелось бы патетики) … в заднице. - Что же это такое, и что с этим делать? Хотя, в реальности это, конечно же, один вопрос. Пытаясь что-то понять, мы одновременно формируем и свое отношение к этому.

Ну, и надо сказать, хотя о любви писали глубокие, серьезные люди, но их мнения только добавили вопросов. Приведу несколько очень ярких, замечательных высказываний о любви. –

У любви и у чумы симптомы одинаковые. (Маркес). «Любовь правильнее всего сравнить с горячкой…» (Ларошфуко) «Это зубная боль в сердце» (Гейне). «Какая ужасная болезнь – любовь к женщине! Тут не помогает никакая прививка» (Гейне). «Пожар в лесу любовь в судьбе» (Гумилев). «Знаю, что значит любовь: любовь — помраченье рассудка» (Эразм Роттердамский). «Любовь — это торжество воображения над интеллектом» (Генри Луис Менкен). «Единственное, чего нам всегда недодают, — это любовь. Единственное, чего мы всегда недодаем, — это любовь» (Генри Миллер). «Все побеждает любовь, покоримся ж и мы ее власти» (Вергилий).

Обратите внимание – чума, горячка, боль, болезнь, пожар, помраченье рассудка. И все же нам любви недостает. И мы покоряемся ей. Есть о чем задуматься, а если припомнить свои синяки да шишки, и подавно.

Более-менее отчетливо я слежу за этой жизнью с самого начала 70-х. Может быть с 70-го, с раннего подросткового возраста. И хотя мне так близки слова из старой книжки «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем», но все же надо признать, многое поменялось с тех пор. Что делалось, то и делаеться сейчас, но пропорции поменялись. Чего то делается больше, чего то меньше. И отношение людей к этому поменялось. Что делалось в полумраке, сейчас делается на свежем воздухе и под софитами.

Молоденькие, свеженькие девчушки, совершенно чистенькие, почти мамины дочки, с легкостью перед теле- и фотокамерами принимают приглашающие позы взрослых опытных женщин, хорошо знающих, что они делают. И стремглав бегут своими молодыми ножками в этот водоворот чувств, истрачивать свое юное тело и такую недолговечную свежесть. С какими идеалами вступают в жизнь эти юные сознания? Я, если б довелось, говоря откровенно, не знал бы, как и чему учить свою дочь в наше время. Чувственный мир прекрасен, и, конечно, женщина не должна бояться своей привлекательности, своей красоты.  Но… И сына бы не зал от чего уберегать.

Ломка старых запретов и ограничений, начавшаяся 350 лет назад с борьбы за политические и экономические свободы, через 150 лет дополнилась борьбой женщин за свои права. Новой экономике нужен был человек мобильный, способный свободно перемещаться по стране и между странами, способный самостоятельно, не спрашивая разрешения ни у сюзерена, ни церковного иерарха, принимать решения. Женская эмансипация шла теми же путями – политические права, право на равный труд и оплату. «Чего хотят женщины» - это отчасти о том, что женщины стали основными потребителями, они законодатели мод. Но главное, женщина была средством производства и выращивания детей. И освобождение женщины, ломало и все устоявшиеся отношения между полами. Сексуальная эмансипация женщины, начавшаяся более ста лет назад, привела к сексуальной революции в 60-х. Некоторые исследователи склонны считать, это была революция, окончательно оторвавшая секс от деторождения. И главными бенефициарами стали женщины.  В общественном сознании утвердилась мысль о самоценности секса,  и право женщины на желание, на удовольствие, на выбор. Одна из волн этой революции, докатившаяся до нас к концу 80-х, выразилась в том, что в каждой (центральной ли с орденами в «шапке», или провинциальной, районной) газете, каждый день, больше года на все лады обсуждался женский оргазм, его значение и его механизмы. Помогал и телевизор и радио. Под конец, от этих статей я уже шарахался.

Борьба за равноправие женщин, за освобождение из под власти мужчины, привели к тому, что в Америке в суд подавались иски за услужливо открытую перед женщиной дверь, за то, что ей уступили место в общественном транспорте, преподнесли букет, не говоря уж о масляном взгляде на ее ножки или обтянутые плотно бедра, или в приоткрывшееся чуть больше обычного декольте. 

Но прошло время, женщины наелись этой свободы. Романтизм, мужское ухаживание снова возвращается в обиход. Дарить женщине цветы, платить за них в кафе и ресторане, снова стало хорошим тоном.

Но одним из результатов этих процессов стала катастрофа традиционного брака. 30 лет с 70-х до 2000-х шли панические сообщения о растущем проценте разводов. Что только ни делали, и разъясняли и объясняли, и поддерживали, а результат тот же. Но лет 10-15 уже нет паники. Просто сообщают данные статистики – да процент разводов высокий, не падает, растет процент разводов в повторно заключенных браках.

Вполне отчетливо, на смену браку приходит сожительство, еще 20 – 25 лет назад считавшееся весьма сомнительным способом устройства своих личных отношений. Теперь это называется гражданским браком. Официальный брак заключается, когда уже есть дети. Постепенно выкристаллизовывается основное содержание брака. Брак это не любовь и секс, это юридическая форма, гарантирующая соблюдение прав (нет, не супруги, или супруга)  детей, которые еще не могут заявить о своих правах и защитить их. Именно ради детей и заключается брак. Многие молодые люди, получившие хорошее семейное воспитание, попадают в ловушку, вступая в брак, после начала сексуальной жизни. «Как порядочный мужчина, я обязан после этого жениться». Но брак умирает через два-три года. Вижу это весьма часто. Сын моего лучшего друга, приходил ко мне (не к отцу) советоваться. Мне жаль было его жену. Она была приветливая, приятная  девушка. Но брак распался. Теперь он живет гражданским браком, и воспитывает чужого ребенка. Во всей этой ситуации (по моим, и не только моим ощущениям) виноваты наши идеалы романтической любви. Очень красивые, такие родные, такие понятные. Но уже давно существует позиция, выраженная вполне категорично. Полюбить одного человека и на всю жизнь это аномалия. Это не норма, а нарушение нормы. Ну, вот несколько примеров –

 Мы так же не можем навеки сохранить любовь, как не могли не полюбить. Жан Лабрюйер (Обратите внимание – это 18 век!)

Любить... но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно...
Михаил Юрьевич Лермонтов

Любовь к одному есть варварство: ибо она осуществляется в ущерб всем остальным. Также и любовь к Богу. Фридрих Ницше

Если нравственным является только брак, основанный на любви, то он и остается таковым только пока любовь продолжает существовать. Но длительность чувства индивидуальной половой любви весьма различна у разных индивидов, в особенности у мужчин, и раз оно совершенно иссякло или вытеснено новой страстной любовью, то развод становится благодеянием как для обеих сторон, так и для общества. Надо только избавить людей от необходимости брести через ненужную грязь бракоразводного процесса. Фридрих Энгельс

Человека, который всю жизнь любит одну женщину, следует отправить к врачу, а может, и на виселицу. Джордж Шоу

Самый большой обман — обещать любить одного человека всю жизнь. Генри Миллер

Признак настоящей любви — то, что она проходит. Непреходящая любовь — всего лишь иллюзия любви. Габриэль Лауб

Здесь есть мнения некоторых афористов - Жан Лабрюйер, Габриэль Лауб, писали афоризмы Шоу, и Ницше. А афористам свойственно некоторое преувеличение в описываемом явлении. Но, думается, эти замечания о конечности любви, и о неизбежности расставания и встречи с кем-то еще, все-таки не лишены смысла. 
Тогда возникает вопрос – если все обстоит таким образом, то как можно ухаживать за женщиной, если вы не можете предложить ей вечность, если оба понимают, что все это на время, не навсегда?  А именно вечность многие выделяют в качестве непременного свойства любви. -

Не любит тот, кто любит не навек. Еврипид

Любовь — своего рода вечность. Анна Сталь

Ничего нельзя любить, кроме вечности, и нельзя любить никакой любовью, кроме вечной любви. Если нет вечности, то ничего нет. Мгновение полноценно, лишь, если оно приобщено к вечности… Николай Бердяев

Любовь охватывает все существование в каждом из его измерений, включая измерение времени. Это не могло бы быть иначе, поскольку ее обещание нацелено на определенность: любовь стремится к вечности. Папа Бенедикт XVI

Истинно только то, что вечно. Освальд Шпенглер

На первый взгляд и одни, и вторые правы. Но ведь между этими взглядами очевидное противоречие.

Дело в том, как мне кажется, что те, кто говорит о том, что любовь конечна, отождествляют любовь и страсть, желание. Страсть – это наше звериное, животное. Это циклическая биологическая программа, регулируемая гормонами, с периодом 6-7 лет. Это срок необходимый в природе для зачатия, вынашивания и вскармливания ребенка до возраста 5-6 лет, когда ребенок уже уверенно будет следовать за матерью. Природное детство заканчивается, и взросление наступает раньше, чем у человека. На этот период необходимо единство действий матери и отца, которое поддерживается повышенным гормональным фоном.  Затем гормональный фон приходит в норму. Родители расстаются. У человека это проявляется усиливающимися ощущениями радости, удовольствия при каждом общении сначала будущих, а потом и реальных родителей. Желание, страсть, напрямую связаны с сексом. Каждый сексуальный акт, каждая ласка усиливают, или поддерживают на высоком уровне гормональный фон первые 3-4 года. Лет до пяти он держится высоким. Потом падает.

На эту тему шутит Фредерик Бегбедер, современный французский прозаик, критик, публицист.- Любовь - это кратковременное повышение уровня дофамина, норадреналина, пролактина, люлиберина и окситацина. Малюсенькая молекула фенил-этиламина (ФЭА) вызывает определенные ощущения: приподнятое настроение, возбужденность, эйфорию. Любовь с первого взгляда - это в нейронах лимбической системы происходит насыщение ФЭА. А нежность - это эндорфины.

Вот только здесь он говорит не о любви, а о страсти, о желании.

Правда, отделяя страсть, желание и любовь, и относя их к природным механизмам, я вовсе не принижаю их. Это очень яркое состояние, очень положительное. Это надежда. Реализованное желание - это признание, это данная нам оценка, они очень важны для нас. Мы желанны, мы нужны. Это очень нужные нам ощущения.

А любовь, это человеческое чувство. Оно не предполагает секс. И связано оно с доверием. Мы глубоко верим в то, что любим, доверяем ему, и не осуществляем психологическую защиту. Любимое мы не отторгаем, а принимаем. Мы убираем все границы между любимым и нами, мы присваиваем любимое.  Либо растворяемся в нем. Я и мое любимое едино.  Я использую безличную форму, характеризуя любовь. Чтобы было понятно я приведу пример. Мир, Родина, дом, родители, дети, друг, любимый. Это то, что мы любим. То, за что человек рискует жизнью, и если нужно, отдает ее. Любимому, мы тоже верим. Верить кому-то, значит считать его источником блага, добра. Мы принимаем все, что связано с тем, что мы любим. То, что мы любим, мы делаем частью себя, и распространяем на них те же права, что и на нас самих. Мы присваиваем то, что любим. Присоединяем (ся). Мы нечто единое. То, что мы любим,  это наша часть. Это то, без чего нас уже нет.

Вот несколько иллюстраций. -

Кто истинно любит, тот не ревнует. Главная сущность любви — доверие. Отнимите у любви доверие — вы отнимите у нее сознание собственной ее силы и продолжительности, всю ее светлую сторону, — следовательно, всё ее величие. Анна-Луиза Жермена де Сталь

Жена должна верить мужу. А как же? В семейной жизни главное — доверие. Иначе семейная жизнь просто немыслима. Александр Вампилов

Нам дано прожить вместе целый кусок жизни. Проживем же его возможно лучше, возможно дружнее.
Для этого мне нужно Ваше и свое доверие. Будем союзниками. Союзничество (вопреки всему и через всех!) уничтожает ревность.
Это начало человечности, необходимой в любви. «Не на всю жизнь». — Да, но что на всю жизнь?! (Раз жизнь сама «не на всю жизнь» — и слава Богу!) Марина Ивановна Цветаева

Доверие — главное условие дружбы. Жан де Лабрюйер

Не люблю цитировать фильмы, но иногда это делаю.

Ты берешь то, что нравится, а это не любовь! В лучшем случае — симпатия, влечение, может, даже страсть. Любовь подразумевает другое: полное доверие, жертвенность, ответственность за свои поступки, умение прощать и признавать ошибки, и в итоге — жить во благо любимой. А теперь возведи эту мысль в степень бесконечности и получишь представление, о чем я говорю...  Знакомьтесь, Джо Блэк (Meet Joe Black) Уильям Пэрриш

Страсть, ее возникновение и окончание неподвластны нам. Мы, некоторые из нас,  можем контролировать страсть, когда она возникла. Но не можем контролировать ни ее начало, ни ее уход. Любовь, базирующаяся на доверии, тоже может быть подорвана. Но на этот процесс мы уже можем влиять. Мы боремся за доверие к нам. И когда прекращаем бороться - любовь уходит.

Но почему любовь связана с вечностью? Ведь реальная вечность, бесконечность, человеку недоступна.

В общем, с точки зрения простой конечной человеческой жизни, вечность – это всегда, это - в каждый момент моей жизни, пока я жив. 
Но нужно прояснить два вопроса – почему человеку так важна вечность? И что означает вечность любви?

Понятийный ряд вечности – это абсолют, нечто, чьи качества обладают превосходнейшей степенью. Идеал - недостижимый, но служащий нам ориентиром. Бессмертие – которое противостоит смерти, тлену, увяданию, тому, чего мы избегаем, и от чего, защищаемся в жизни. 

Про своенравную страсть мы говорили, она приходит, не предупредив, и уходит, не спросив разрешения. Но и любовь, как доверие, которое тоже возникает неожиданно, хотя мы ее можем беречь и хранить, но и она может умереть. Так какая же вечность может быть в любви?

Когда два человека начинают жить вместе, они имеют в виду именно детей, этот эквивалент вечности. Но начинают с установления чувственно-эмоционального комфорта.

Люди соединяют свои жизни не потому, что у кого-то замечательные округлости, милая улыбка и смех, а у кого-то вспыхивает взгляд, и перехватывает дыхание при виде этих округлостей, и этой улыбки. Этого достаточно для того, чтобы сойти с парохода на берег там, где вы не планировали, и провести ночь в местной гостинице, как это у Бунина в «Солнечном ударе». Люди соединяют свои жизни тогда, когда они могут, в чем-то очень важном, опереться друг на друга. Когда без этой взаимной поддержки им очень тяжело.

Можно сказать, ну, это что же, люди должны быть духовными калеками, не способными к самостоятельной жизни? – Именно. Именно такими мы и являемся от рождения. «Жизнь, это смертельная болезнь, передающаяся половым путем». Можно, конечно, как Робинзон Крузо уметь из одного зерна вырастить поле пшеницы, и выпекать себе хлеб, можно приручить козу, и научиться делать себе сыр из козьего молока, а из козьих шкур делать себе обувь и одежду. Научиться строить себе удобное жилище. И можно жить так десятилетиями, ни от кого не завися и не прося ни у кого помощи. Но выход из мира конечного, из мира конечной жизни, мира конечных вещей, конечного пространства, из которого ты не можешь вырваться, в мир вечности, в иной мир, это дети. Не нам, но им будет доступен иной мир, другие пространства, другие вещи, другая жизнь. Дети, это то, самое серьезное, что мы можем сделать для нашей мечты.

И если кто-то скажет, что ничего подобного в жизни нет. В жизни все происходит по-другому, без всяких таких глубоких рефлексий, он будет прав, и неправ одновременно. Несметное количество людей неспособно или боится видеть вещи такими, каким они есть. Иначе придется давать себе ответы на очень сложные вопросы. А у них нету этих ответов, и они не знают где их искать. Поэтому люди заменяют эту сложную, пугающую реальность, иллюзией. Кто какой может – алкоголем, разгулом, постоянной сменой впечатлений, различными утешительными учениями. Безвыходность конечного мира преодолевается двумя способами – выходом в мир вечных истин искусства и науки (Vita brevis ars longa - жизнь коротка, а искусство длинно (вечно), Сенека), и выращиванием детей.

Любовь – это не страсть, головокружение и прерывистое дыхание, это все временное. Любовь, вечная любовь, это готовность спасать, сохранять друг друга в общих детях, и тратить на это много. Всю жизнь.

Вот такая неоднозначная история с любовью, сексом, браком и вечностью.

PS: В качестве резюме. Что же тогда получается, старая добрая семья невозможна, когда влюбились, поженились молодыми и умерли в один день? - Возможна. По моему мнению, когда дело касается личных человеческих отношений, то возможно все. Люди очень заинтересованы в том, чтобы устроить свою личную жизнь. И они готовы для этого на многое. В определенном смысле (в отношении себя лично), на все.


PS: «Сказать человеку: «Я тебя люблю» - то же самое, что сказать ему: «Ты будешь жить вечно, ты никогда не умрешь…» Габриель Марсель. (Gabriel Honor; Marcel; 1889—1973, там же) — первый французский философ-экзистенциалист. Основные произведения: «Метафизический дневник», «Опыт конкретной философии».

Берегитесь исключительной и безрассудной привязанности к другому; она вовсе не является, как это часто кажется, примером абсолютной любви. Такая замкнутая на себе и питающаяся собою любовь, не нуждающаяся в других и ничего им не дающая, обречена на саморазрушение. Ялом И. Ирвин Ялом (Irvin Yalom; 13.06.1931) - писатель, психолог. Профессор психиатрии Стенфордского университета, один из создателей «третьей волны» в психотерапии. Наряду с Виктором Франклом, Дж.Бюдженталом, Ролло Мэем считается одним из основателей школы экзистенциальной терапии.