Как орлицей на пир Масленицы

Дмитрий Луг
В приближении сырной седмицы,
В примирениях прошлых обид
Наряжаются в кофрах девицы –
Чудодейством славянских ланид
В естествах завершая прикид
Видом крашенной Комоедицы*.

Околесицей новой зарницы
В колеснице задорного дня,
Как орлицей на пир Масленицы
Завихрятся на празднество для
Разгуляя, игрищ и питья
Бравых русичей сёла, станицы.

И запахнет блинами Земля,
Разольются сметаною реки –
Равноденствием календаря
Печь лепёхи, сочень, чебуреки
Станут люди – Руси человеки
И друг другу удачу даря.

Забурлит киселём Мясопуст*,
Пост храня в утешение хлеба –
Без жаркОго желудок не густ,
Hо не требует сала нутреба,
И хватает пахучего греба
В этот лакомый яствами хруст.

Всю неделю духарь удалым
Шлёт весёлые с умыслом встречи,
Где на красной горе молодым
Заготовит на сватанье свечи
И, припрятав невест в дом стеречи,
Женихам приурочит калым.

К тёщам сваты нагрянут слихва
И по масленке крепко засядут –
Загуторят делОм – не брехня,
Да историй житейских расскажут,
И блин жертвенный Комам* намажут,
Чтобы не был овёс не в коня.

Целовальник* припудрит хвалеб,
От души всех смирив в воскресенье,
И прощений повинных взахлеб
Превратит дань, моля, в уваженье –
Даст страдальцам покой, утешенье,
Милосердьем крестив длань судеб.



*Комоедица – Масленица. В весенний праздник Комоедицы принято было печь лепешки, символизирующие солнце – круглое, желтое и горячее. Впоследствии, а именно с IX века, когда появилось заквасное тесто, лепешки приняли вид современных блинов.

*Мясопуст – Праздник Сырная седмица или Мясопуст, который предваряет Великий пост.

*Комам – В это же время люди приносили жертвы почитаемому славянами священному зверю – медведю. «Медвежьему» богу – или по-древнеславянски Кому – в дар преподносили блины – откуда и пошла поговорка «Первый
блин Комам», то есть медведям.

*Целовальник – «Прощённое воскресенье» или «Целовальник»