Творческий рост и критика

Творческий Перекресток1
Юрий МЕДНЫХ:

     Уважаемые коллеги, здравствуйте. Являясь членами РСП, не будем публиковать свои тексты  в художественно недоработанном виде в нашем "Перекрестке" (так для краткости называю наш альманах), иначе выглядим несолидно. Отнесемся к своему творчеству требовательнее.

Юрий МЕДНЫХ:

Черухина Элина

       В стихах искренность – нараспашку,  но, чтобы все это стало поэзией, надо автору совсем немного –  учиться образности – видеть описываемое  по-своему и показывать его по-своему – образами. Писать не по накатанному мастерами слова, а самому искать и – находить.
Можно сказать: «над озером разгорелась алая заря», а можно сказать: «Выткался над озером Алый цвет зари».
Можно сказать:
«В шутку были сказаны слова», а можно сказать: «Шуткой закудрявились слова». И т. д. Если каждую мысль выразить образно – тексты сшагренятся сильно.  Успехов автору в творчестве. С ув. Ю.М.



Юрий МЕДНЫХ:

Носова Ирина
БАБУШКИНЫ РУКИ

Угол русской печки,
Табурет и стол,
Старенькие плечи,
Ситцевый подол.

В головах кровати(,)
На стене кривой(,)
Смотрит Богоматерь(,)
В рамке золотой.

И проворным спицам(,)
Хмурым вечерком(,)
Не угомониться
Над большим клубком.

И, как по старинке,
Вяжут (наперёд)
Белую резинку,
Пятку и (носок)

Бабушкины руки.
Господи! (Храни!)
В холод зимней вьюги
И в чужой (дали!) (-)

Узловатых пальцев
Вспомнится (тепло),
Фитилёк на сальце,
Хлеб и (молоко).

Там(,) в полях бескрайних,
Средь берёз (родных)(,)
Встретилась я  с тайной
Сказок (золотых).

Бабушки не стало…
Только холм (земли)
На погосте старом
Да мои (стихи)

Про большую печку,
Табурет и стол,
Старенькие плечи,
Ситцевый подол. 

Хороша задумка, светла  память о бабушкиных руках, а теперь повзрослевшая внучка пытается вязать кружева стихов о бабушке. Но рифмы пока слабы или их совсем нет: кривой-золотой;  земли-стихи,и так далее; знаки препинания тоже сильно хромают; тепло в стихах есть, а образности и своего вИдения поэтического – пока нет. А многословие – обильно, то же можно сказать и о «Маленьком рыцаре». Выделенный скобками текст  - для сюжета излишен. Творческих удач автору. С ув. Ю.М.

МАЛЕНЬКИЙ РЫЦАРЬ

Маленький Рыцарь на белом (коне),
С маленькой саблей в упрямой (руке)
Мчится в атаку - сразиться c врагом,
Чтобы с победой вернуться в свой дом!

Мама на кухне готовит обед,
С папой сражается в шашки сосед,
Брат разыгрался с весёлым (котом),
Только наш рыцарь всё скачет (верхом).  (лишнее слово по смыслу)

Горы, овраги, леса и забор,
Мамины туфли и папин прибор –
Смело наездник встречает врага,
Смело крушит и не дрогнет рука!

(Падает люстра, летит табурет,
Пискнул котёнок, обижен сосед,
Брат разревелся один на полу,
Мама бежит посмотреть, что к чему.

Мама всплеснула руками в сердцах,
Папа нахмуренный смотрит в очках,
Брат на полу неожиданно стих
Только наш Рыцарь по-прежнему лих!

Что для героя осколки стекла?!
Рыцарю боя – до них ли дела?!
Если в груди богатырский накал,
Кинул копьё и салатник упал!

Бой не на шутку! Сраженье всерьёз!
Кто-то впоследствии схватит невроз!)

ПОднята гордо рука седока,
И полетел на редуты врага
Маленький Рыцарь на белом коне
С маленькой саблей в упрямой руке!

Юрий МЕДНЫХ:

Черемисин Владимир
РАДУГА                -  и добавить бы:    (или почему рыбы немые)

На  Ивана  на  Купала
В  речку  радуга  упала,
Размахнула  два  крыла
И  вразмашку  поплыла
Супротив  течения  –
Так,  для  развлечения. (-)

Берег  левый,  берег  правый, (-)
Разноцветны  стали  травы, (:)
То  как  лебедь  проплывёт,
То  как  уточка  нырнёт  –
Ах,  как  это  здорово:                (ах) – дежурное (это очень)
Брызги  во  все  стороны!                (вО все – вместо во всЕ.

И  кому  какое  дело? (-)
Может  быть,  ей  надоело
Красить  только  свод  небес…
Но  от  этаких  чудес
Вмиг  покой  утратили
Речки  обитатели. (:)

Подняла  тревогу  щучка:
– Это  что  ещё  за  штучка?
Взъерепенился  налим:
– Щас  мы  с  ей  поговорим!
Что  она  бултыхает
Нашу  речку  тихую?!

– Ну  куда  это  годится? –                (этО)
Пригорюнилась  плотвица,
– Кто  такое  допустил? –
Храбрый  ёршик  возопил,
Вразнобой  заохали
Полосаты  окуни.                (забияки)

(Подкваквакали  друг  дружке
Три  зелёные  лягушки,
А  ребята-удальцы,            
Остропёрые  ельцы,
Молча  разминаются  –
В  драку  собираются. (;)

Чебачишка  чуть  не  плачет,
А  в  стороночке  судачит
Стайка  мелких  судачат,
И  пескарики  пищат,
И  дрожат  в  ужастике
Даже  головастики. (-))

В  общем,  всем  там  очень  плохо  –
Крики,  визги,(-)  суматоха…
Но  какой-то  мудрый  рак
Из-под  камня  скрипнул  так:
– Коли  ей  то  нравится,
Так  пущай  купается!

И  от  этой  тихой  фразы
Онемели  рыбы  сразу…
(А  потом, как  в  сказке,  вдруг
Изменилось  всё  вокруг  –
Улеглися  волнушки:
Пало  в  тучку  солнышко).                (развязочку поярче бы)

…На  Ивана  на  Купала
В  речке  радуга  пропала…

Забавна, сочна и хороша сказочка-прибауточка, если удалить из нее  перебор деталей, образующих длинноты,  и легкие звуковые неточности, думаю, она стала бы еще лучше. Лишнее (на мой взгляд) взято в скобки. С ув. Ю.М.

Юрий  МЕДНЫХ:

Елена Филонова
*****************
                Единственному.

Почернели у Ангела крылья...
Постарели у Ангела руки, (–)
На порог опустился в бессилье,
В нестерпимой печали и муке.

"Бедный мой! Настрадался ты тоже?
Налетавшись по белому Свету,
Ты не встретил, что Жизни дороже?
Затерялась любовь твоя где-то?               (звучит: твОя)

Ты утратил счастливую веру?                (лишний знак ?)
И не ищешь дорог продолженья?
У  тебя в твоем сердце, наверно,               (звучит: в твОем)
На века поселились сомненья?

Как глаза твои смотрят устало!  (–)               Как – нет сравнения; (твОи)
Умерла в них когда-то Надежда,
И Любви вроде бы и не стало,
Потому — почернели одежды...                хорошо.

Ангел, Ангел, не плачь!( –) Ты не знаешь?     (знаешь – уже «ты»
Я ждала тебя все дни и ночи!                (тЕбя)
Просто верила: где-то летаешь,
Но когда-то придешь ко мне(,) точно!           (кО мне)

Нет, не зря небеса нас связали, (–)
Мы не вышли с тобою из круга:
Пусть Надежду с тобой потеряли,
Но осталась нам — вера друг в друга.

Обними меня, Ангел, покрепче. (–)                (мЕня)
Мы с тобой просто очень устали.                (точнее бы)
А вдвоем нам теперь будет легче. (–)        хорошо.
Посмотри: крылья белыми стали..."          замечательно.
Присоединяюсь к высокой оценке по содержанию, но есть недочеты: стихотворение длинно, есть повторы (с тобою).Пунктуация не везде соответствует мысли содержания. Много нарушений по размерной фонетике. Успехов автору. С ув. Ю.М.


Юрий МЕДНЫХ:
И сегодня...
Элина Черухина
И сегодня женщина одна;   (слишком обобщенно – насторожило, но не больше)
В этот светлый день 8 Марта     ( об этом дне как-то посокровеннее бы)
Будничной тоской окружена,
И никто не дарит ей подарки. (;)   (теплее бы сказать)(дарит подарки – тавтология; подарки вручают, а здесь (ничего не дарят)

Можно бы соседку пригласить,
А потом развлечься хоть бы книжкой, (плохо, если книжкой развлекаются)
Но она, о празднике забыв,
Надевает старое пальтишко. (–)

(а за дверью) Шаг за дверь - всемирная капель, (Не совсем удачная метафора)-веселая…
Солнышко из каждой капли светит.( –)  замечательно.
После зимних, черно-белых дней   – хорошо.
Вновь весна пришла на белом свете. (:) (царит…)

Долгожданным(,) трепетным теплом  (теплом- путем) – слАбо.
Бережно и ласково согрела; (–)
И пошла привычным ей путем  (ей даденным…)
Женщина, почти как королева. (:) (всемирной королевой…)

Куплен торт (–) с соседкой чай попить (–)
(Им)Ведь вдвоем не будет одиноко. ( –)
Надо иногда совсем немного,
Чтоб(ы))  (солнечно) счастливой в этой жизни быть.
Замечательному содержанию стихотворения я сделал некоторые поправки, а автору, если он согласен с замечаниями, надо бы доработать стихотворение. С ув. Ю.М.



Никандр КОЗЛОВ:

     Добрый день, Юрий Ефимович! По существу Вы, конечно, правы. Я думаю, что Ваше обращение поддержат не только члены РСП, но и все, кто заходит на "Творческий перекрёсток".
     Но требовательность к творчеству должна быть взаимной. И в первую очередь мы должны быть требовательными к самим себе.
     Давайте рассмотрим с этой точки зрения три строчки Вашего обращения.

1."...ели оставим тексты". Опечатка даёт повод для острот и каламбуров по поводу того, сколько текстов мы с Вами уже "съели".

2."...будем выглядеть не солидно".
     Во-первых, критерий "солидности" для "Творческого перекрёстка" не является главным. Общение на этой страничке предполагает неформальное сотворчество, дружеское сотрудничество, товарищеские дискуссии, разные точки зрения, размещение стихотворений разного уровня совершенства, полное отсутствие страха быть "съеденными", то есть необъективно раскритикованными, и т.д.
     Во-вторых, слово "несолидно" пишется в данном случае слитно (см. словарь "Слитно или раздельно").
     В-третьих, в художественном отношении конструкция второго предложения весьма неудачна. Вместо энергичного призыва - вялый деепричастный оборот,далее - не менее вялое придаточное предложение, да ещё с весёлой опечаткой...
     Но есть во всём этом и БОЛЬШОЙ ПЛЮС:  Ваша критика, Юрий Ефимович, побуждает многих авторов чаще сверять своё творчество с  учебниками русского языка и литературой по стихосложению...
     Продолжим наши беседы на "Творческом перекрёстке"...

Юрий МЕДНЫХ: Спасибо, Никандр Васильевич, за ваши ко мне замечания, я уже исправил свои промахи в тексте обращения. Буду и впредь благодарен за замечания на промахи, мои и клавиатуры, а промахов постараюсь не делать.

Юрий МЕДНЫХ:
Беседа десятая

КРАТКИЙ КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ

    Петр КОРЫТКО

     ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ

Бог есть Любовь, пошло из века.
Подобие! - Вот верный слог:
Люби, как Бога, человека,
Тогда тебе поможет Бог.
   
    БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК

Мы с отцом однополчане.
Полк наш создан на века.
День Победы мы встречаем
без оружия в руках

по одной простой причине:
не решаются враги
нам, соратникам, мужчинам
угрожать... Не дураки.

Пусть солдаты на портретах,
Но под каждым сотни рук!
Не бессмертие ли это?
Не в единстве ль сердца стук?

Киевляне и крымчане,
белорусы, латыши...
Мы с отцом однополчане.
В нас тепло одной души.  (хорошо)

            ДИАГНОЗ

Диагноз без истории смертелен.
Верните мне историю мою!
И Грозный, и Романовы, и Ленин
Равны в моем березовом краю,
Равны и одинаковы навеки.
Я с белыми и красными живу.
В семье, как говорится, без калеки
И счастья не бывает! - Я реву,
Когда вы начинаете с азартом
Историю народную крушить...
Пусть Путин, но не Гитлер с Бонапартом,
Указывает, как мне дома жить.

       СЛОЖИЛ ОРУЖИЕ...

Сложил оружие... Баталий
Огонь и грохот надоел.
И споры глупые достали,
И суетность бесплодных дел.

Прилег, прикрыв глаза... В покое...
Но и покой невыносим,
Когда доносится в покои
Безумный гам и лет, и зим,

Прошедших в бешеном аллюре
По кочкам жизненных дорог...
И тут вошла она понуро:
- Готов? - Переступай порог...

Но я, отнекиваясь, плакал.
Она, косою дребезжа,
Скрипела: - Что ж, закончим дракой
Преодоленье рубежа...

     ВОРОНА И КУКУШКА

Кукушка на тополе дважды
берётся на дню куковать.
Заслышав, решаю однажды
её предсказанья понять.

И только она начинает
своими "ку-ку" да "ку-ку"
надежды плести, прилетает
Ворона, - и, сев на суку,

вдруг каркает громко и грубо,
Кукушку сгоняя с ветвей.
Вот так вот пророков и губят
в отчизне весёлой моей!

Надежду свою проворонив,
махнул на Кукушку рукой:
злодейку-судьбу не прогонишь
в стране в обстановке такой...

        ГОЛГОФА

От ощущенья катастрофы
вновь не отделаться никак,
а склоны древние Голгофы
опять окутывает мрак -

и вновь туда идут отряды
послушных воинов... Беда
вновь затаилась где-то рядом,
жестокость всюду, как тогда...

Опять ведут навстречу жизни
того, кто вечно жив уже,
и все мучения Отчизны
как на столбе в моей душе...

   УТРО В ДЕРЕВНЕ

На веранде тихой ранью
солнышко блестит,
а за нежною геранью
сытый кот сидит.

Он поглядывает косо
в светлое стекло,
и топорщатся у носа
усики его:

под окошком плутовато
воробьи снуют.
Кот зевает простовато:
пусть себе клюют!

Осы жёлтые летают.
А лохматый пёс
так хвостом своим виляет,
словно гонит ос! -

осы с первыми лучами
на его еду
налетели! - знают сами:
на свою беду.

Угрожающе оскалясь,
пёс на них рычит,
землю роет, - но, бросаясь,
жалобно визжит! -

Это жёлтая воровка
псу вцепилась в нос.
С виноватою сноровкой
в будку юркнул пёс.

Чья - беда, а чья - потеха.
Солнышко блестит.
Машет крыльями от смеха
воробей-бандит:

он успел к собачьей миске
быстро подлететь,
клюнуть с ловкостью в огрызки
и на ветку сесть.

Солнце выше... не стихает
свежий ветерок,
белой бабочкой порхает
солнечный денёк.

Клумбы пчёлами дымятся
и пыльцой пылят,
а подсолнухи - искрятся,
выстроившись в ряд.

Пышный тополь распушился
и роняет пух,
а петух распетушился
между пухлых клух.

На крылечке, словно в печке,
солнышко сидит
и - как я иду на речку
с удочкой - глядит...

Юрий МЕДНЫХ:

     У автора есть сочный юмор, житейская мудрость, есть и многословие, и «нейтралитет» в сравнениях политик. Есть  ирония, выраженная игрою слов, и современная «смелость» в расшиньгивании структуры формы. Хорошим был организатором автор. (расшиньгивают - растеребливают кудель (куделю)).

Никандр КОЗЛОВ:

     Считаю, что творчество Петра Алексеевича КОРЫТКО заслуживает более обстоятельного литературоведческого анализа. Вышеприведённая краткая характеристика достаточно ёмко отражает масштаб, особенности и разнообразие творческого наследия П.А.Корытко. Как раз сегодня исполняется сорок дней со времени его ухода. Я думаю, что наша региональная организация РСП сделает всё, чтобы сохранить светлую память об этом замечательном человеке и переиздать его стихи в полном объёме.
     Большая просьба к Юрию Ефимовичу Медных подготовить более обстоятельный литературоведческий анализ творчества Петра Алексеевича Корытко. При этом сложные лингвистические термины было бы желательно расшифровывать для широкого круга читателей. Для меня, например,остаётся тайной такое выражение, как "расшиньгивание структуры формы". Возможно, речь идёт о концепции дескриптивной лингвистики,в которой форма определяется как отрезок звуковой цепочки с неявной или слабо выраженной зависимостью от её смысла и значения... Впрочем, это может быть отдельной темой для очередной беседы в нашем "Творческом перекрёстке".Продолжаем работать...



Никандр КОЗЛОВ:

     Уважаемый Юрий Ефимович! Вы поступили как настоящий рыцарь, подарив автору - Галине Георгиевне - такой замечательный комплимент в преддверии 8 Марта:"По этому стихотворению видно, что автор с юмором...", в стихотворении "развитие действия есть". Но почему у Вас, Юрий Ефимович, "нет дружбы с правописанием", кому нужен "сионим"? И как же Вы не заметили, что это стихотворение имеет не только сюжет, но и композицию (завязку, развитие, кульминацию, развязку)? Соглашаясь с Вашими верными замечаниями в отношении некоторых рифм, я не согласен с тем, что в этом стихотворении "образность отсутствует". В данном случае многозначное слово "образ" , видимо, следует понимать как некий тип, характер, а точнее - образ удивлённого, счастливого ребёнка, познающего мир живой природы. Автору удаётся взглянуть на этот мир глазами малыша, передать логику его наивных, детских впечатлений.
     И ещё одно пожелание Вам, Юрий Ефимович. Вы так спешите в своих выводах и оценках, что порой забываете назвать имя автора, стихи которого критикуете, и название подборки его коротких детских стихотворений. Например, в беседе восьмой. Если читать всё подряд, то возникает впечатление, будто бы стихи "НА ПРАЗДНИКЕ" принадлежат Галине Георгиевне Рябовой-Дворядкиной. ПРОСЬБА БЫТЬ ПОВНИМАТЕЛЬНЕЙ.

На самом деле автором этой подборки стихов является Наталья БАЗАЛИЦКАЯ.


Юрий МЕДНЫХ:
Беседа восьмая

Наталья Базалицкая:
     Детские стихи хороши непосредственностью, маленькими удивлялочками. Но некоторые из них можно бы чуть улучшить - это, разумеется, решать автору:

Я спешу на праздник к вам - (я спешу: (спешу - уже "я")- по смыслу ( а не по так принято).
Вы пускаете без мам? ( вы пускаете - сливается и звучит как "выпускаете).

Вместе собрались друзья -
Без улыбок нам нельзя!
Веселитесь - встали в круг, - сначала "нам", а потом вдруг "вы" - веселитесь да Подмигните всем вокруг! еще и в повелительном наклонении. А если такой вариант:
Веселимся – встали в круг (круг - вокруг) почти одинаковое значение, а круг - И зовем друзей, подруг.
подруг - улучшает качество рифмы и смысл.

Лёве хочется на праздник,
Но сегодня он - проказник!(:)
Он сегодня так шалил: вариант: Он сегодня нашалил
Даже в угол угодил! Так, что в угол угодил.

Черепаха удивилась: вариант:
Я бежала, торопилась! Я на праздник торопилась
Вот пришла... а где же свет – И пришла – а где же свет -
Будет праздник или нет? Праздник будет или – нет?

С уважением Ю.М.


Беседа седьмая
Иван Набатов
      
«Известный сибирский поэт, получавший  призы художественной самодеятельности» – так сказано в  биографической заметке о нем. Как о журналисте и прозаике, о нем говорить не берусь – не осведомлен, скажу как о поэте на уровне художественной самодеятельности – так он назван.
Эти стихи помещены в альманах как память о хорошем человеке (это видно по стихам), написавшем их. Есть в них светлые чувства к  родному месту, есть память о войне. Но эти стихи – перепевы о сказанном много раз другими авторами советского периода,  сказавшими  лучше. Стихи простенькие, как рабочая рубашка труженика – в них поэзия натуры россиянина, но творческих находок в них нет, поэтому в творческом понимании художественности – это только стихи, но не поэзия, если сравнить их с поэзией «Золотого века", потом – "Серебряного», с лучшими авторами нашего времени.  Построчных замечаний не делаю  потому, что автор уже не сможет к ним прислушаться и что-либо поправить. Светлая память хорошему человеку.


Беседа шестая

Манн Татьяна
УДАЧА

Яркий шарик ветром гонит -
Чью-то радость вдаль уносит.
Я ж хочу поймать наивно
Праздник завтрашнего дня.
Облака твердят:"Пустое".
Но я мысленно, по крыше
Догоняю радость детства.
Им не обмануть меня.

И, сжимая крепко руки,
На бегу, схватив удачу,
Хохочу я, как ребёнок,
Убегая в никуда.
Но, наткнувшись на преграду,
Шарик лопнул, и надежды
Рассыпались незаметно -
Всё мираж и ерунда.

Опустившись на колени,
Грудь наполнив пустотою,
Посреди ночного неба
Всё ждала - когда ж заря?..
И, собрав осколки счастья,
Положила на ладошку.
Разгадала - мне удача
Встретилась совсем не зря.

Да, он лопнул, ну и что же?
Я зато хожу по крышам,
Научилась петь сквозь слёзы,
Не бояться пустоты.
И теперь я знаю точно,
Что успех - мираж и только!
А удача - мне подруга.
С нею мы давно на ТЫ!

Вариант:
Яркий шарик ветром гонит -
Чью-то радость вдаль уносит,
Я ж хочу поймать наивно         (я хочу) – хочу – уже «я».
Праздник завтрашнего дня;
Облака твердят: "Пустое",
Но я мысленно, по крыше        Но я – сливается в «ноя», а я догоняю – догоняю – уже «я».
Догоняю радость детства –
Им не обмануть меня:

И, сжимая крепко руки,
На бегу, схватив удачу,
Хохочу я, как ребёнок,               (хохочу я)
Убегая в никуда,
Но, наткнувшись на преграду,
Шарик лопнул, и надежды
Рассыпались незаметно -
Всё мираж и ерунда;

Опустившись на колени,
Грудь наполнив пустотою,
Посреди ночного неба
Всё ждала - когда ж заря?..       (все ждала) все – имеет значение всего.
И, собрав осколки счастья,
Положила на ладошку –
Разгадала:   мне удача
Встретилась совсем не зря:       (не очень точно сказано)

Да, он лопнул, ну и что же?
Я зато хожу по крышам,            (я хожу)
Научилась петь сквозь слёзы,
Не бояться пустоты;
И теперь я знаю точно,                (я знаю)
Что успех - мираж и только!
А удача - мне подруга.
С нею мы давно на ТЫ!
Хорошее жизнерадостное и жизнеутверждающее  размышление, написанное сочными мазками слов – отсутствие рифм не отвлекает от полета мысли. Некоторые речевые недочеты (по смыслу) при желании легко устранить. Успехов автору и в дальнейшем.


Беседа пятая
Листопад Галина

ПОЗОР

У соседей, погляди-ка,
Созревает земляника,
Наливаясь сладким соком,
Нас дразня румяным боком.

Мы с братишкою Егором
Смотрим в щелочку забора,
Так хотим, давясь слюной,
Съесть хотя бы по одной.

Я толкаю в бок братишку:
«Взрослых нет, давай вприпрыжку
В огород перемахнём,
Хоть по ягодке сорвём».

Страшно, стыдно даже вроде,
Но уже мы в огороде:
Землянику собираем,
С  аппетитом уплетаем.

Ароматные плоды
Довели нас до беды –
Увлеклись с братишкой сбором
И попались, точно воры.

Больно, ухо оторвут...
Глядь, а это папа тут.
Мы стоим, потупив взор,
А отец сказал : « Позор!

Для моих-то, для седин.
Я считал, взрастил мужчин,
Будет в старости опора,
И не ждал, что дети – воры.

Говорил я вам, друзья,
Что чужое брать нельзя?
Не послушали совета,
Наказанье ждёт за это».

И на грудь и мне, и брату
Он повесил по плакату
С крупной надписью : «Я – вор!»
Вот позор уж так позор!

Осуждали даже куры.
Во дворе сидим понуро,
И следим со стороны,
Как играют пацаны.

Нам нельзя плакаты снять,
Ну, а с ними как гулять?
Перед сном лишь те плакаты
Снял отец с меня и брата.

Уяснили мы с тех пор –
Я и младший брат Егор,
Что не зря сказал народ:
«Не бери чужое в рот».

Убедится папа скоро:
Сыновья его не воры.
Всю редиску, что нарвём,
Мы соседям отнесём!
Вариант:
У соседей, погляди-ка, (взято для рифмы)
Созревает земляника,
Наливаясь сладким соком,
Нас дразня румяным боком.

Мы с братишкою Егором  (Егором тоже взято для рифмы)
Смотрим в щелочку забора,
…………
Я толкаю в бок братишку:
«Взрослых нет, давай вприпрыжку  (пошли, вперед)
……….
Ароматные плоды
Довели нас до беды –
Увлеклись с братишкой сбором
И попались, точно воры. (здесь «точно» в значении "словно, будто".
Осуждали даже куры.
Во дворе сидим понуро,
И следим со стороны,
Как играют пацаны.

Уяснили мы с тех пор –
Я и младший брат Егор,
Что не зря сказал народ:
«Не бери чужое в рот». (в рот – не то слово: а не в рот – можно брать?)

Хорошая задумка  стихотворения для подростков. Если убрать лишнее многословие и неточные для текста слова, А оставшееся соединить в текст – может получиться хорошее стихотворение. А прислушаться или нет к моему мнению – дело автора.


Беседа четвертая
 
Гунько Андрей

    ИСПОВЕДЬ
БЛУДНОГО СЫНА
    НА МЕЖЕ
 РОДНОЙ ЗЕМЛИ

Матушка родная,
Матушка-Земля!           (Земля – планета, а земля – почва – о чем идет речь?)
Не прожить и дня мне
Ныне без тебя. (:)               (только – ныне, а прежде жил?)

От печали-муки
Горестно в душе,
Как в молитве руки
Тянутся к тебе.

Вены да прожилки
Вьются по рукам,
Мы с тобою жили,
Кланялись богам...    (намек на язычество) – лучше – кланяясь, иначе получается:      
                жили и кланялись, а не жили, кланяясь.
Тишина какая          ( и какая же?)
На твоей меже.       (межа должна относиться не к земле, а к владельцу)
Ты прости, родная,
Свет погас в душе.   (почему погас?)

Поздние рассветы      (зима)
Бродят по лугам...      (луга – лето)
Мы же твои дети!        ( твОи) – по размеру, вместо таоИ - по грамматике.)
Где дорога в храм?     (храм есть, но дорога к нему потеряна?)

Где, скажи, родная
Нам найти приют?
Родины не зная,
Холода грядут...

Брошеным родителям     (смена рифмы на дакт.) – смена мелодии.
Как детей вернуть?          (откуда?)
За морем обители,
Где обратный путь?

За каким пределом   
Будем дальше жить?
Что теперь нам делать,
Как теперь нам быть?..

До садов цветущих
Много ль трудных лет?

...Но в мечтах влекущих
Тишина в ответ...

Матушка родная,
Матушка-Земля!
Не прожить и дня мне
Ныне без тебя.
В стихотворении- раздумье  ярко выражена  боль за родину, названную планетой, и изуродованную войнами цивилизацией. Мысль не нова, высказана угловато. Есть сюжет, есть его развитие (композиция), стихотворение заканчивается рефреном (повтором). Это – положительные стороны. Стихотворение длинно,  образов нет – сплошная риторика. Рифмы или отсутствуют: приют-грядут; земля-тебя, или штампы глагольные: жить-быть. Есть одна попытка создать свою рифму: родная-дня мне.
Хорошие намерения автора – соболезновать своей земле-родине надо бы подкрепить хорошей литературной учебой – освоить художественные примы (тропы). Научиться не рассказывать мысль, а рисовать ее образами. Успехов автору в его творчестве. 


Беседа третья.
Брагина Ирина
КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Чтобы дочка спала сладко,  (СпАла – куда, с чего? – спалА)
песенку спою,
Уложу её в кроватку:
баюшки-баю.
Ночкой темной пусть приснится  (для темной хоровод должен быть светлым, а не   
                дружным – прием противопоставления);
Дружный хоровод:
Есть в нем зайка и лисица,
ёжик и енот.

Спи,  дочурка,  засыпай,
Я с тобой, родная -
Баюшеньки, баю-бай,
Моя дорогая.                Звучит по размеру (мОя) – кого мОя? – вместо моЯ.

Песенку пою дочурке -
Будет крепким сон;                сон – дом (нет рифмы)
Угольки горят в печурке,
согревая дом.
Так и песня твоей мамы                (твОей) – звучит по размеру.
обогреет пусть -
Вырастай счастливой самой,
Пусть уходит грусть.

Спи, дочурка, засыпай,
Я с тобой, родная -
Баюшеньки, баю-бай,
Моя дорогая.
В стихотворении есть искренность и нежность, элементы сказочности, но исполнено оно без любви к языку: а детей и стихами учим думать и говорить грамотно.

НАВСТРЕЧУ ВЕСНЕ

А мне уже не терпится:    (в данном случае, почему «уже» понятно лишь автору)
Скорей приди, весна!
Уже достала зеркальце -   (снова «уже» - обеднел русский язык?)
Веснушкам быть пора.

Зиме уйти не хочется,
Метели всё сильней -
Весна на сердце просится:
В душе уже капель.            (капель в душе – слезы) – о чем, почему?- вместо   
                радости.

Пройдёт немного времени -   (поэтическая находка?)
Природа расцветёт -
И с радостными трелями
Весна к нам в дом войдёт!   

И, следом за капелями,
Иду к тебе сама -                (к кому?)
Оделись по-весеннему
И люди, и дома.
Попытка передать радостное самочувствие встречи весны – хороша, но мало творчески продумана  и угловато оформлена словами: есть стихи, но маловато поэзии? -

            БРОШЕНКА

Снова за полночь: только усну -
Будут мысли тревожить разум:     (мысли и разум – в данном случае – синонимы.
Как встречала я нынче весну,
В Доме для престарелых разных:    (разных – в слове есть пренебрежение) – слово 
                поставлено для рифмы.

Неба просинь звала в полёт,      (просинь – небо в облаках)
Птицы радостно пели песни -         (радостно пели песни – а они и печально поют? 
                Песнями нами названо их пение)
Знать - не знала, что день придёт,  (в смысле: и не думала)
Тот, в котором спасение - крестик.   (не мотивировано для образа)

Дети (гордость моя!) дочь и сын,    (добавлен слог – изменен ритм)
Двое внуков - судьбу решили:
Мать больную, в уме, но без сил,
В дом "казенный" на смерть поместили -  (до смерти, а не на смерть)

Много дел у них... Мне не понять:      (У них – по размеру, вместо – у нИх.
Я жила для них - вся в заботах -      (у них)
Вот отправили мать умирать -         ("вот" – слово для размера)
Сами - в отпуск, на отдых, в полётах...

Жить немного совсем... отойду
В мир иной, меня Бог заждался;     (мЕня)
Груз жестокости я заберу,
Чтобы деточкам не достался:

Пусть они доживут в семье -
Не желаю пройти им такое;
Пусть не царствует на Земле
Время брошенок, бремя раздора.

Неужели нет сердца у них?
Счастья в старости не заслужила?
Больно мне от терзаний таких,
Но, любя, дочку с сыном простила.

Здесь хороший, конечно, уход.
Дети деньги приносят - забота -
Откупился деньгами народ
От Любви и ещё от чего-то...

Болен, стар, у кого нет детей,            (лишняя строфа – по сюжету)
Есть такие, кто сам рад укрыться
От побоев своих сыновей,
Иль от дочек-пьянчужек забыться;

Скоро за полночь - мне медсестра
Доброй ночи желает с улыбкой -
Сердце сжалось - в глазах - слеза,
А душа тщетно ищет ошибку...
  В стихотворении, очень многословном, есть искренность   переживаний и обид  матери, отодвинутой из семьи. С ув. Ю.М.

                *   *   *

Юрий МЕДНЫХ.
Беседа вторая

О РЕФРЕНАХ И ПОДТЕКСТАХ

Здравствуйте, уважаемый собеседник,продолжим разговор, 
Уважаемые авторы и читатели Перекрестка, здравствуйте. Продолжим наши  размышления о творчестве. Пока – не о мысли и ее занесении на бумагу – чтобы это сделать, нужны некоторые упражнения в «графомании» - надо овладеть способами ть – творческой грамотности - тропами.
О Рефрене в стихах и поэмах. Ими может быть строка в строфе – она усиливает смысл уже сказанного,
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе  поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ. – первая строка – обращение, а рефрен – раздумье.
Школьницу приятеля  Есенина так звали, потом она стала учительницей. А некоторые  «литературоведы»  утверждают, что Шаганэ уже была учительницей, и  Есенин ею увлекся и посвятил стихи. Поэт же  выдумал образ Шаганэ поэтически превратив школьницу в девушку.

Свет вечерний шафранного края,
Тихо розы бегут по полям.
Спой мне песню, моя дорогая,
Ту, которую пел Хаям.
Тихо розы бегут по полям. – усиливает созерцательное содержание второй строки.

Рефрен может быть строфой в поэме – тоже усиливает, меняя тональность мысли предыдущего текста:

Любо хворостиной управлять скотиной,
Тяжко хворостиной управлять скотиной,
Трудно хворостиной управлять скотиной – каждый повтор придает смыслу текста новую окраску.

Припев в песне – усиливает, меняя тональность, содержание песни. Рефрены есть у Гете в «Фаусте», у Есенина, особенно, в «Персидских мотивах».  Но рефрен не должен быть перепевом сказанного.

А теперь немного о рифме: она – не повтор букв, а повтор звуков, а это в языке – не одно и тоже: лоб – хлоп (лоп – хлоп), (грамота – рама там).  Глагольные рифмы самые «легкие» - по созвучию, не всегда являются рифмами:  (уверять – проверять).
Лучшими рифмами считаются разные части речи: (ровно – скромный).  (Рассказ – напоказ). Лучшая рифма – новая, найденная самим автором. Подобно стихотворению, рифма должна быть – находкой – она создает образ: подает мысль в новом свете:
Нашел автор рифму, и поворачивает смысл под нее – рождается образ. Даже самые правильные (грамотные) стихи, с эпитетами (часто - штампами) без образности – только зарифмованная проза, а не поэзия. Поэзию в стихах и не только – мало создать – ее еще нужно понять (читающему). Мне могут возразить: Пушкин понятен всем. Не всем: у Пушкина в стихах глубочайшие подтексты – читатели их обычно не видят, даже не догадываются о них. Простой пример:
«Мороз и солнце; день чудесный!» –
многие утверждают, что после «солнце» - тире. А у Пушкина – точка с запятой. Тире дает «приложение», а точка с запятой – «параллельность мыслей»;  мороз и солнце (понимаем: ясный день) – это само-собой. А у Пушкина: мороз  и пламя – рядом. Разумеется,  в параллель таким условиям – чудеса дня (день полный чудес) –это и раскрыто в стихотворении.  Немногие обратили внимание, что стихотворение написано полусонетами – второй их частью – терцетами.

Есенин тоже глубинен:
«Не бандит я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам» - «исповедуется» перед читателем поэт, а на самом деле – «не бандит я и не грабил лесом» - И. Джугашвили в свое время бандитствовал. «Не расстреливал несчастных по темницам» - расстрел царской семьи в подвале дома Ипатьева. А поэт – в противовес этому – только повесничает. «О, Александр, ты был повесой».
«Я спросил сегодня у менялы,
Что дает за полтумана по рублю»   - разговорно-вступительная фраза, а в ней - сравнительная экономика двух стран: в России деньги вдвое дешевле, чем в «Персии». 
До следующего разговора, уважаемые собеседники. С ув. Ю.М.

 
                *   *   *

 Юрий МЕДНЫХ:
 Беседа первая.

ЗВУКОВАЯ ДОЛЯ

Начнем разговор с малого: со звуковой доли.
Любая безударная гласная в слове равна  одной доле, а ударная – двум.
К примеру, в слове «мама» - 3 доли: маа (ударная) – две доли и ма (безударная – 1 доля.
Любой стихотворный размер – это упорядоченные временнЫе ячейки для слогов.
Есть вспомогательные размеры: спондей (два слога ударных рядом), и пиррихий (два безударных слога рядом).

«Вместе собрались друзья -  вмЕсте – собра –лИсь дру - зьЯ
Без улыбок нам нельзя!»    - без у – лЫбок – нАм нель - зЯ   

В первой строке 3 ударения, и во второй – три; (собра) и  (без у)- безударные стопы – пиррихий – они придают строкам  дополнительную музыкальность.
А, к примеру,  в хореической строке «Моя мама не пришла» –  нарушен звуковой строй: слово «моя» стоит не на своём звуковом месте, поэтому звучит не «моЯ», а «мОя»,
А если сказать: «наша мама не пришла» – ударения встанут на место: в слове «нАша» - ударная «а» совпадает с ударным местом размера. 

В трехсложных размерах это явление тоньше:
«И пошли они, солнцем палимы»,    -  и пошлИ - они сОлн - цем палИмы (в слове «они» - ударение падает на онИ, а в строке это слово звучит как Они.
«Повторяя: суди его бог»   – повторЯ – я судИ – Его бог – то же самое.
Чтобы исправить эту звуковую фальшивинку, достаточно заменить слово: и пошли люди, солнцем палимы – в слове «люди» - ударения, размерное и грамматическое совпадают. Это считается небольшим «огрехом» - в стихосложении, а  если бы в музыке? Это - пример - не редактирование, а лишь пример.
Внимательность к звуковым «мелочам» в стихах – не мелочи.