Как уходили правители земли Русской. В Мономах

Мфвсм-Словарь Рифм
                ВЛАДИМИР МОНОМАХ
                (1053 – 1125)
 
Владимир Всеволодович Мономах - великий князь Киевский, автор «Поучения». Он был любимым сыном Всеволода, Великого Киевского князя.  Мать - Анна, последняя жена Всеволода. Анна была дочерью византийского императора Константина Мономаха, Византийская царевна. У Владимира было три имени: Владимир - княжеское, Василий – крестное, Мономах – дедовское (со стороны матери).
Владимир Всеволодович был  не только крупнейшим политическим и военным деятелем Руси на рубеже XI и XII в., но  и вместе с тем, выдающимся писателем,  покровительствовал литературной, летописной, законодательной работе наиболее просвещённых людей своего времени.

ШТРИХИ БИОГРАФИИ

Детские и юношеские годы Владимира прошли в Переяславе - Южном, при отцовском дворе. Опыт участия в государственном управлении и военном деле был ранним: 13-летний Владимир самостоятельно княжил в Ростово-Суздальской земле, с 1073 по 1078 гг. являлся князем смоленским. Часто он отправлялся  в  военные походы с отцовской дружиной. В 1076 г.  вместе с Олегом  ходил два раза против Всеслава Полоцкого,  был участником похода в поддержку поляков, воевавших с чехами. 
В 1078 г. Всеволод Ярославич  становится великим князем киевским,  а  Владимир, которому тогда было 25 лет, становится правителем Чернигова. В течение полутора десятков лет нахождения у власти отца сын всегда был его правой рукой в решении военных и политических вопросов, много раз стоял во главе великокняжеских дружин в походах против не желавших подчиняться князей и половцев.
Когда великий князь Всеволод в 1093 г. умер, Владимир мог  стать  его преемником, однако старшим из рода Рюриковичей оставался его двоюродный брат Святополк Изяславич. Чтобы не спровоцировать новый виток междоусобной вражды, Мономах признал его право на престол, а сам отправился к себе в Чернигов.
Эти два десятка лет жизни, пока страной с 1093 по 1113 гг. правил Святополк Изяславич, были для Мономаха весьма насыщенными, он познал горечь жестоких поражений и побед, которые помогли ему снискать славу выдающегося полководца. На его новые владения также постоянно нападали половцы; общаясь с другими князьями, он призывал к сплочению перед лицом врага, выступал  за объединение русских земель. С 1103 г. русские войска постоянно предпринимали походы в Половецкую степь. После знаменитого успешного выступления 1111 г. набегов не было еще очень долго.
 
Будучи светским правителем Владимир Мономах, тем не менее,  скептически относится ко все более нараставшему в XI в. - аскетизму. Он утверждал, что исполнение Божиих заповедей не составляет больших трудностей, а включает в себя всего лишь «три малых добрых дела»: покаяние, слезы и милостыня. Он призывает своих детей: «А Бога для не леенитеся, молю вы ся, не забывайте 3-х деелъ теехъ: не бо суть тяжка; ни одиночьство, ни чернечьство, ни голодъ, яко иние добрии терпять, но малым деломь можно улучити милость».
В 1113 г. Святополка Изяславича  умер, и Владимир становится великим князем Киевской Руси. Его восшествие на престол проходило в условиях народного восстания, которое Мономах подавил, но при этом провел реформы, частично облегчающие положение низших слоев населения. Период его правления  характеризовался усилением Киевской Руси. С помощью сыновей Владимир Мономах контролировал 3/4 территории всех древнерусских земель. Этому способствовали как огромный авторитет Мономаха, так и концентрация всей власти в его руках.
Владимир Мономах оставил след в истории как автор литературных произведений, из которых до наших дней дошло три: письмо к Олегу Святославичу, рассказ автобиографического характера о военных походах, а также прославленное «Поучение Владимира Мономаха», настоящий кладезь житейского опыта, который правитель хотел передать своим пятерым сыновьям.

                СМЕРТЬ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

Князь Владимир Всеволодович Мономах умер 19 мая 1125 года, на семьдесят третьем году жизни. Смерть  его наступила в  загородной резиденции вблизи родного Переяславля, на реке Альте, «у милое церкве, юже созда потщаньем многым», — то есть у выстроенной им близ Переяславля церкви Святых Бориса и Глеба. По случайному совпадению именно здесь веком ранее принял смерть святой князь Борис — его сродник по крови и особо почитаемый им святой.
Согласно преданию, накануне смерти Мономах собрал князей, духовенство, бояр, купцов и сказал: “Не нужен на Руси царь. Если будет царь, то удельные князья из зависти будут воевать с ним, и государство погибнет”. Он передал царские регалии на хранение сыну Юрию, позже прозванному в народе Долгоруким.
 
Смерть  Владимира Мономаха ознаменовала завершение целой эпохи в истории Древней Руси. Ему удалось погасить пожар княжеских усобиц, укрепить Русь, добиться стабилизации русско-половецких отношений.
Владимир прожил ровно столько, сколько было нужно, чтобы вопрос о наследовании великокняжеского престола был снят с повестки дня. Из старших князей, принадлежавших к его поколению, в живых оставался один только младший Святославич Ярослав, ставший после смерти Давида черниговским князем. Однако не то, что претендовать на Киев — даже удержать в своих руках Чернигов он, как оказалось, был не в состоянии без поддержки Мономаха и его сыновей.
   Узнав о смерти князя Владимира Всеволодовича, в Переяславль немедленно съехались его сыновья и киевские бояре. Они и перевезли тело князя в Киев. Место для погребения давно было выбрано им — в кафедральном Софийском соборе, рядом с телом его отца, великого князя Киевского Всеволода Ярославича. «И спратавше (обрядивши) тело его, — писал о погребении Владимира Мономаха киевский летописец, — положиша у Святей Софье, въ тьца (у отца) Всеволода, певше обычныя песни над ним. Святители же жалящеси, плакахуся по святом и добром князи весь народ, и вси людие по немь плакахуся, якоже дети по отцю или по матери, плакахуся по нем вси людие, и сынове его Мьстислав, Ярополк, Вячьслав, Георгии, Андреи, и внуци его, и тако разидошася вси людие с жалостью великою…».
Среди тех, кто хоронил князя, назван и Юрий. В это время он находился не  в  своём Суздале, ав Киеве, и, узнав об отцовской болезни и смерти, поспешил  в Переяславль. 
Суздальский летописец посвятил князю Владимиру Всеволодовичу пышный некролог: «…преставися благоверный и великыи князь русскыи Володимер, сын благоверна отца Всево[ло]да, украшеныи добрыми нравы, прослувыи в победах. Его имене трепетаху вся страны, и по всем землям изиде слух его, понеже убо он всею душею възлюби Бога…» .
   Еще сильнее выразился киевский летописец, автор похвалы почившему князю в Ипатьевской летописи: «Преставися благоверный и благородный князь христолюбивый великыи князь всея Руси Володимерь Мономах, иже просвети Рускую землю, акы солнце луча пущая, егоже слух пройде по всим странам, наипаче же бе страшен поганым, братолю-бець и нищелюбець и добрый страдалець за Рускую землю…».
За этими обычными, подобающими случаю фразами, можно увидеть истинное отношение людей к своему князю. И в самом деле, не многие правители средневековой Руси удостоились названия «доброго князя» или тем более — «доброго страдальца за Русскую землю». Последнее выражение — особенно точное. Именно «страдальцем» — в исконном смысле этого слова, то есть, прежде всего работником, тружеником, — выступает Владимир Мономах на страницах русской истории. Он «много пота утер за землю Русскую», по выражению другого летописца…
Своим сыновьям князь Владимир Всеволодович оставлял сильную державу. После его смерти киевский престол занял его сын Мстислав, и это уже ни у кого не могло вызвать возражений.
Остальные же сыновья разъехались по своим уделам: «разидошася кождо в свою волость с плачем великом, идеже бяше комуждо их раздаял волости».
Из восьми сыновей Владимира Мономаха ко времени его кончины в живых оставалось пятеро. Старший, Мстислав, занял великокняжеский стол. Ярополк княжил в Переяславле, Вячеслав — в Турове, Юрий — в Суздале и Ростове, Андрей — во Владимире на Волыни. Еще два города — притом важнейших в волости Владимира Мономаха — держали сыновья Мстислава: Новгород — Всеволод, Смоленск — Ростислав.

ВЛАДИМИР МОНОМАХ. ЦИТАТЫ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ

«Без нужды не клянитесь, но дав клятву и поцеловав крест, соблюдайте клятву крепко.
- Не гордитесь, ибо все мы смертны: сегодня живы, а завтра в гробу.
- В доме своем не полагайтесь на слуг, отроков и туинов, чтобы не посмеялись приходящие к вам, над вашим домом и над вашим обедом. Сами назначайте стражу и ночью, не разместив стражи  не ложитесь. Ложась, оружие с себя не снимайте.
- Куда поедете, не давайте вашим слугам притеснять жителей тех мест, по которым будете проезжать. Напротив, где сделаете остановку, напоите и накормите просящих.
- Чтите приходящих к вам гостей и послов. Если не можете оказать им почесть дарами, угостите их едою и питьем. Гости по всем землям разносят молву о человеке и создают ему славу или добрую, или худую.
-  Больного посетите. Праху мертвеца поклонитесь, ибо все мы смертны.
-Не проходите мимо человека, не обратившись к нему с приветом и добрым словом.
- Жен своих любите, но не давайте жене власти над собою.
- Леность — мать всех пороков. Не ленитесь ни на что доброе, а особенно не будьте ленивы к церкви.
-  Да не застанет вас солнце в постели. Узрев солнце, прославьте Бога и садитесь думать с дружиною, или судить людей, или поезжайте на охоту».