На той стороне провода. Леди Годива -2-

Сан-Торас
Коллаж Санто.
 
 НАЧАЛО http://www.stihi.ru/2017/02/25/317

Рецензия на «O tempora! O mores!» (Сан-Торас)
_____Привет, Санто. Классно зарифмовал легенду;
На эту тему много картин, одна из них от Эднунда Лейтон,
 где он изобразил сцену договора между леди Годивой и графом Леофриком:
История Леди Годивы вероятно возникла из языческого ритуала плодородия, и была популяризована в сочинениях норманского хроникера 13 века Роджера Виндовера.
В легенде говорится, что Годива, после договора с мужем, приказала всем закрыть окна в назначенный день, так жители и сделали.
Однако, как всегда нашёлся один хитрец, у которого недоставало совести, он решил полюбоваться дворянским телом, как будто оно чем-то отличается от крестьянского (разве что бледностью и костлявостью). Как только он увидел обнажённую деву в тот же миг и ослеп.
"Подглядывающий Том" - более позднее приукрашение, поводом к которому послужила странная череда событий. В 1586 году совет города Ковентри сделал заказ Адаму ван Ноорту (1562-1641) изобразить легенду Леди Годивы.
Он так и сделал, но поместил на картине в оконном проеме Леофрика, глядящего на проезжающую мимо Леди Годиву. По неизвестным причинам отцы города выставили картину на главной площади Ковентри, и население ошибочно подумало, что Леофрик был ослушавшимся горожанином - так возникло дополнение к этому сюжету.
Маршал Клакстон
Леди ГОДИВА (легенда и реальность)
Косолаповскиий   25.02.2017 13:26   
• 
_________Эх, ВиктОр! - Привет!
Для кого пишем, для кого работаем?
Авторский анализ, который я сейчас сделаю - редчайшая вещь,
ибо авторы пишут немало, но мало кто способен дать анализ
собственной нетленке.
А, ведь, именно этот ход продвигает историю вперед на пути
осмысления произведений искусства.
В стихо «O tempora! O mores!», что ты прочел - есть открытие,
а не просто зарифмованная легенда.
Каждое произведение только тогда искусство, когда в нем содержится
 нечто, исключительно АВТОРСКОЕ, а не камуфляж интерпретаций из Википедий.
Параллель, которую я провел между Джоном Вольерой и Петровом-Водкиным
- искусствоведческая вкусняшка диссертационного уровня.
Ибн "Купание красного коня", было написано гораздо позже,
чем Леди Годива, но именно картина Джона Вольеры - источник
вдохновения шедевра Петрова-Водкина - это видно по композиции,
колориту и общему живописному рисунку - вот так один шедевр,
 порождает другой! А потом уже Есенин -
"Весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне"
 -  все это будто отдаленное ЭХО -  великолепного полотна Вальеро,
 и мы сачком своего интеллекта  ловим воздух,
 в котором витает исторический дух творческих ассоциаций.

Такая находочка - ценность для изобразительного искусства,
как наблюдение развития его жанровой трансформации в срезе времени.

А в самом стихотворении ключевой момент, вовсе не в истории
Лели Годивы - она рассказана до меня, и для меня, является,
 лишь вспомогательной основой, на базе которой высмеивается пошлость,
 вульгаризм и страсть к сплетням моего поколения,
опустившего планку понятий о порядочности ниже плинтуса.
Люди, столь оголтело гонятся за рейтингом  внимания к себе,
что позор потерял эквивалент стыда. НУ, допустим, ПРИВЛЁК ВНИМАНИЕ!
А ПОКАЗАТЬ-то НЕЧЕГО, КРОМЕ ГОЛОЙ ЗАДНИЦЫ!
 - Ни ума, ни таланта - ПУСТОШЬ ДУХОВНАЯ.
И В СИЛУ ЭТОГО позор - стал синонимом не  стыда, а пиара! - ЭТО ПО ФАКТУ ЖИЗНИ.
Недаром, стихотворение опубликовано в раздлеле "САТИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ".
Ибо по легенде - в 11 веке люди закрывали окна, чтобы не видеть
унижение другого человека, в отличии от наших людей, нашего времени:

А зрители программ: "Пусть говорят",
Чьи души в желтой прессе свили кокон"
Судача сплетни, просто все подряд
Повыпадали б, вылезши из окон!

Кроме выше сказанного в отношении ИЗО, в самом стихотворении:
- "ДУША, СВИВАЕТ КОКОН В ЖЕЛТОЙ ПРЕССЕ "
- это тоже, своего рода, шедевр авторской метафоры,
"ОКУКЛИВАНИЕ ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ" - вот о чем речь!
Этот образ  - чистое достояние лирики и, весьма далек,
 от понятия "зарифмованной легенды".
Ибн, такое определение не столь ОПРИМИТИВЛИВАЕТ произведение,
сколь критическую мысль, высказанную по его поводу.
Плюс в тексте дана аллитерация с "латинской афоризмой":
«O tempora! O mores!», которая выведена в название,
что  усиливает, подчеркивая ключевую мысль.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, АВТОР ПЕРЕДАЕТ ЧИТАТЕЛЮ
 НА АВТООТВЕТЧИКЕ СВОЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ МЕССЕДЖ:
- "СТЫДИТЕСЬ БЕСПАРДОННОСТИ, ГОСПОДА!"
Вот что, в первую очередь, должен поймать читатель,
 как собеседник автора, говоря по-старинке, "на той стороне провода"
:)
Сан-Торас   25.02.2017 20:19

______Извини, Санто, возможно ты прав насчёт картин, это гипотеза.
 А в остальном я с тобой соглашусь, хотя меня честно отвлёк
 сам сюжет легенды, намёк на пусть говорят я понял.
Как говорили раньше, не тот бескультурный, кто опрокинет нечаянно
бокал за столом, а тот кто этому начнёт возмущаться...
О, времена, о, манеры!!!
Косолаповскиий   25.02.2017 20:26 

_______Угу, опрокинутый бокал можно не заметить,
а вот морду в салате, трудновато пропустить мимо глаз,
всему есть мера!
К тому-ж стихо не нравоучает и не воспитывает,
ибн и то, и другое - дурновкусие.
Оно,  лишь метафорично ПОДРАЗУМЕВАЕТ и, как видишь,
 столь деликатно, что читатель, даж не потрудится
 ВРУБИТЬСЯ в смысл сказанного!
Однако, пишу с айфона - куча буккоф пролетела
мимо и опечатнулась. Знаешь, в Бельгии, где ты
живешь, делают потрясающие гобелены и Леди Годива,
один из популярных сюжетов.
Когда буду в Бельгии, это же рядом с Парижем -
меньше двух часов езды, куплю этот гобелен!
У меня слабость, именно, к таким украшениям стен:)
Никогда не повешу копию картины - не могу это воспринимать,
а ГОБЕЛЕН - ДА! - КРАСОТЕНЬ:)))
Сан-Торас   25.02.2017 21:58

______Санто, будешь в наших краях, дай знать, помогу, чем могу,
 Париж от нас 280 км.
А гобелен и брюссельские кружева - это гордость Бельгии,
не включая абатского пива, так называемые траписты))
 угощу, тут нужны знатоки)))
А про твоё стихотворение, конечно здорово написано,
но неожиданная тема, особенно для неподготовленного читателя)
Косолаповскиий   25.02.2017 23:13 

______В том и суть, друг мой, что ЧИТАТЕЛЬ ИДЁТ ЗА ПОЭТОМ!
А не наоборот!

Когда публика начинает диктовать художнику дорогу к себе -
ИСКУССТВО СТАНОВИТСЯ НА ПУТЬ ДЕГРАДАЦИИ!

А ты, ведь был, намедни, с супругой во Флориде, мог бы
и в Лос завернуть - наши пенаты, весьма экзотичны и
я готов дарить бельгийцам Лос-Анджелес большими дозами гостеприимства:))
Однак, убегаю - у меня ЩАС лекция, ланч заканчивается, люди ждут:)))
Сан-Торас   25.02.2017 23:38

Рецензия на «На той стороне провода...» (Сан-Торас)
_____Если нет нравственного начала внутри нас, то всем пора кричать Атас.
Всегда отвечаю словами Римлянина, что под горку легче.
 Всё просто. Д Е Г Р А Д А Ц И Я.
 Как хорошо быть художником. Мастерство и талант всем видны.
 Мне с вами интересно и познавательно.
Одна радость, если не считать курение!
Алексей Малышев 5   25.02.2017 22:06   
• 
_____УГУ!!!
 Давай закурим, товарищ, по одной.
Давай закурим, товарищ мой! ____ Военные песни - это лучшее, что я,

когда-либо слышал в песенном жанре, не считая БАРДОВСКИХ.

"Если нет нравственного начала внутри нас,
то всем пора кричать Атас!!!"___(с)

СОГЛАШУСЬ, в ответ  ЦИТАТНУВ КАНТА:

"Две вещи приводят меня в изумление - звездное небо
 над головой и нравственный закон внутри нас."

ИМЕННО, ТОТ ЗАКОН ВНУТРИ НАС,
ЧТО ВОПИЁТ: -  АТАС!!!
Сан-Торас   25.02.2017 22:28


_____Рецензия на «На той стороне провода...» (Сан-Торас)
Санто, что  касается параллели между двумя картинами, которую Вы провели,
то это действительно замечательное искусствоведческое открытие.
 И параллель эта не только в плане композиции и цветового решения, но и в плане идеи, авторского отношения к образам. Благоговейно художник изобразил прекрасную леди — без вызывающей чувственности, но с преклонением перед ее чистой красотой. И юноша Петрова-Водкина с ангельски кротким выражением лица - не воин и не Георгий Победоносец, с которым его любят ассоциировать...(...)
 Наш русский художник хотел, мне кажется, сказать, что России нужна не буря революционная, а смирение и кротость перед лицом страшных потрясений,
уготованных XX веком...
Я как-то стиш на эту тему написала - "Красноконная поэма Петрова-Водкина" http://www.stihi.ru/2015/01/22/60

В отношении понятий о чести и бесчестии, то они поменялись местами.
В сегодняшнем мире всё перевернулось:
(...) и дамочке из студии Малахова не зазорно выяснять в присутствии многомиллионной аудитории, кто из восьми "претендентов" является биологическим отцом ее ребенка...
Не позорно в наше время то, что англичане называли wash dirty linen in public - стирать при людях грязное бельё (кстати, первоначально программа "Пусть говорят" называлась "Большая стирка" - кто-нибудь помнит это?)
Действительно, нравы поменялись. "Нам, как аппендицит, поудалили стыд", - писал А.Вознесенский. Он же провозгласил лозунг "Долой порнографию духа!"
Легенда о леди о Годиве целомудренна: женщина ценой позора готова купить спасение для голодных горожан. И они благодарны и чисты в своих помыслах и поступках, как и она. Все до одного буквально ЗАКРЫВАЮТ ГЛАЗА на ее невольный стриптиз.
Унижения, которого жаждал ее жестокосердный супруг, не состоялось!
А в наши времена ликует порнография духа!
В XXI веке количество эпатажных акций и перформансов, участники которых обнажаются в публичных местах....
 государственные СМИ, тиражируют тот позор, который творится в студии
"Пусть говорят"!
Бесстыдство преподносится с большого экрана чуть ли не как норма жизни!
"Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно" (М.Лермонтов).
Лина Чирко   25.02.2017 22:34   

_____Знаете, Линочка, у меня явно  смещены нравственные акценты,
 по отношению к общему вектору моральных ценностей.
  Ибн меня не смущает, что женщина ищет из 8-ми претендентов
 биологического отца своего эмбриона - в конце, концов - такова се ля ви:)
Но меня смущает, что масса людей находит приличным для себя - наблюдать это дело.
И отвращение вызывает не эта женщина - а эта масса!
Прости меня небо.
Сто лет назад  Гоголь спросил:
  - "А СУДЬИ КТО?!"
И резюмировал:
 - НАД КЕМ СМЕЁТЕСЬ?
 - НАД СОБОЙ СМЕЁТЕСЬ!
Хотя, все закономерно приходит к формуле:
"Какова се ля ви - таково и искусство"

Но в одном моменте, не совсем согласен с Вашей трактовкой этой легенды:
"Унижения, которого жаждал ее жестокосердный супруг, не состоялось!"(с)
Все же Супруг НЕ ЖЕНУ ЖАЖДАЛ УНИЗИТЬ, а хотел доказать, что те люди,
 ради которых она готова пожертвовать собой - выкажут ей ПРЕЗРЕНИЕ
 и втопчут в грязь!
ХОТЕЛ ПОКАЗАТЬ, НАСКОЛЬКО ГЛУПО ЗАСТУПАТЬСЯ ЗА ТЕХ, КТО ЭТОГО НЕДОСТОИН.
Этим, граф проявлял презрение к своим гражданам, а не к супруге.
НО ЕЕ ПОСТУПОК и, главное, отношение к нему жителей,
 убедили графа, насколько и она и эти люди - лучше того,
 что он думал о них!
Она проявила - ВОЛЮ и МУЖЕСТВО - они проявили УВАЖЕНИЕ и ТАКТ.
И он сдался, ибо сохранил честь, сдержав своё слово.
А тема эта возникла у меня, в результате беседы о Надсоне,
http://www.stihi.ru/2017/02/19/13304
во время которой я привел одни из моих любимых его виршей:

Не презирай толпы: пускай она порою
Пуста и мелочна, бездушна и слепа,
Но есть мгновенья, когда перед тобою
Не жалкая раба с продажною душою,
А божество - толпа, титан - толпа!

И подумал: когда ж это и где, я видел БОЖЕСТВО ТОЛПУ?!
Ааааа - вот, где - в Англии в 11 веке...:)))

А, господин Малахов приезжал в Лос, я познакомился с ним
 на дне рождении Олега Видова.
И потом решил посмотреть его программы - что за фрукт?
Дык, поверите ли, НЕ СМОГ! - Ни одной передачи не выдержал.
ЖУТКАЯ ПОШЛОСТЬ - моральный эксгибиционизм!
Это зрелище, весьма похоже на демонстрацию половых органов незнакомым лицам.
И он, как ведущий, столь крикливо наскакивает, разжигает темы,
ковыряет каки, что буквально, выворачивает до тошноты, даже доктора,
видавшего виды:))Но не буду углубляться и развивать тему.

А стиш Ваш славный, особенно строки:

Не обуздать буревую стихию –
Корчатся сёла и веси в огне.
И ожидает в тревоге Россия:
Где же он, отрок на красном коне?

Хотя, и эти строки могут вызывать ассоциацию революции
- красная конница:))
Той революции, которую замышляют романтики, а пользуются
преступники, ну, как-то так...:)

Сан-Торас   25.02.2017 22:57
.
"С детьми столпились матери, и громко
Звучали вопли: "Подать нам грозит
Голодной смертью!" - в графские покои,
Где граф, с своей аршинной бородой
И полсаженной гривою, по залу
Шагал среди собак, вошла Годива
И, рассказав о воплях, повторила
Мольбу народа: "Подати грозят
Голодной смертью!" Граф от изумленья
Раскрыл глаза. "Но вы за эту сволочь
Мизинца не уколете!" - сказал он.
"Я умереть согласна!" - возразила
Ему Годива. Граф захохотал,
Петром и Павлом громко побожился,
Потом по бриллиантовой серёжке
Годиве щёлкнул: "Россказни!" - "Но чем же
Мне доказать?" - ответила Годива.
И жёсткое, как длань Исава, сердце
Не дрогнуло. "Ступайте, - молвил граф, -
По городу нагая - и налоги
Я отменю", - насмешливо кивнул ей
И зашагал среди собак из залы"
Такой ответ сразил Годиву. Мысли,
Как вихри, закружились в ней и долго
Вели борьбу, пока не победило
Их Состраданье. В Ковентри герольда
Тогда она отправила, чтоб город
Узнал при трубных звуках о позоре,
Назначенном Годиве: только этой
Ценою облегчить могла Годива
Его удел. Годиву любят, - пусть же
До полдня ни единая нога
Не ступит за порог и ни единый
Не взглянет глаз на улицу: пусть все
Затворят двери, спустят в окнах ставни
И в час её проезда будут дома. А.Теннисон, "Годива".

Наверное, я всё же отталкивалась от Теннисона... Его поэму тоже читала давно.
Там речь всё же о позоре, назначенном Годиве.
Лина Чирко   26.02.2017 08:20
.
______Дык, в том и суть, что образ женщины-жертвы,
размусоленный и засмакованный в литературе,
АФФТОРАМИ МУЖЧИНАМИ - мне опротивел до нельзя!
Я облагородил эту легенду на свой вкус.
Когда уже люди ПОЙМУТ, что толпа, кидающая в грешницу камнями -
В МИЛЛИАРД РАЗ НИЧТОЖНЕЙ, ОТВРАТНЕЙ И ГАЖЕ - ДАЖЕ СОБСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ!
И КАЖДЫЙ С КАМНЕМ В РУКЕ - НЕСОИЗМЕРИМО ХУЖЕ ЭТОЙ ГРЕШНИЦЫ!!!
Так же, как фанаты программы "Пусть говорят" - НИЧТОЖНЕЙ ЕЁ ГЕРОЕВ.
Все горазд пялиться на кого-то - СЕБЯ НЕ СТЫДЯСЬ!
- СКОЛЬКО МОЖНО грехи валить на бабу и ЕЗДИТЬ НА ЭТОЙ ТЕМЕ?!
Веками елозят одно и то же!
Задницы уже протёрли катаясь на фишке обвинений,
укоров и разоблачений.
Хочется сказать этим праведниками:
Когда твой указательный палец тычет в кого-то, то все
остальные пальцы - указывают на тебя!
И, поскольку, речь шла о моём произведении, а не об
этой тошнотворной поэме, то я расценил Вашу ремарку
соответственно своему тексту, но теперь вижу, что Вами
двигали другие ассоциации:)
Но с Вашей оценкой Бесприданницы, Линочка, по сей день
не согласен. Она не с пьяными мужиками пошла на "Ласточку",
как Вы тогда сказали, а с любимым человеком, в окружении
близких людей: - друга детства Васи, уважаемого в обществе
Кнурова, часто бывавшего в её доме.
Но её обманули и убили. И когда я слышу, вместо сострадания
ещё и осуждение в её адрес - мне делается дурно:)
Ей Бог:))
Сан-Торас   26.02.2017 09:35