маковое поле

Уменяимянету Этоправопоэта
Уже не первый раз так бывает, когда разговариваю или переписываюсь с кем-то из Донбасса, мне присылают фотографии степных видов.

На этом разговор обычно прерывается.

Никогда не думал, что меня будет тянуть туда.

Когда впервые увидел степи из окна поезда, они показались мне скучными.

Хвойные и смешанные леса с блюдцами озёр, где я вырос, манят издалека, а в степь нужно войти.

Так я и сделал 30 лет назад и сразу почувствовал степную терпкую сладость, открытую взгляду обманчиво близкую свободу горизонта и притворно ровную поверхность – с оврагами и курганами.

Дурманящие воздух травы, бахрома и шёлк под ногами.

Но я о людях, присылающих фотографии.

Ведь говорим с ними о материальном, и почти не говорим о жизни как таковой.

Говорим на специальном языке, где мало слов из общего словаря.

«Почему актив и пассив в балансе не равны?»

«Это предварительный отчёт для выравнивания».

«Уменьшили водосброс на четвёртом гидроциклоне».

«Решили во вторую смену поднять фикскарбон».

И в конце: «Ну, до свидания. Это наши в прошлом году весной снимали за шахтой».

И фотография.

Уставишься и полчаса не можешь в таблицу смотреть – голова не соображает.

Безымянный фотограф едет на фабричном автобусе утром и смотрит в окно ещё затемно.

И вечером уже в сумерках едет домой в посёлок. Дорога разбита – трясёт.

В перерыв идёт в степь и снимает. Покажет кому-то фотографию. Другой вышлет третьему.

Так и до меня дойдёт: «Вот как мы живём».

Люди. Тысячи людей сбились в кучу, пытаясь выжить в бедности.
 
И коммунизм наш и православие нашего разлива – всё это попытки выжить в бедности, сбившись в кучу.

Давно уже не удивляюсь, что у них икона в доме и красный флажок с серпом и молотом на заборе – иное люди видят в этих символах.

Скажу, кстати, что муравейник не панацея – есть ещё путь угрюмых протестантов, заселивших Дикий Запад.

Многое зависит от того, как текут реки, как залегает в земле чёрное и жёлтое золото, от плодородия почвы и свирепости аборигенов, их податливости на христианскую проповедь «не убий, не укради».

Невозможно оторваться и бросить людей, рассылающих такие фотографии.

Кто не увидит здесь людей, очень бедных, но вцепившихся в жизнь, тому просто не сюда.