Мат признак мужественности?

Священник Александр Хлебников
Почему люди матерятся? Казалось бы совершенно разные люди по социальному статусу, какой-нибудь сантехник, механик, и директор крупной компании. Человек искусства и науки, военный и зек в тюрьме. Приходилось общаться со всеми. Доводилось служить около трёх лет в Азинской колонии строгого режима, видеть и зеков и военных которые их охраняли, и те и те часто выражались матерной бранью. Военные в разных частях, бывал во многих по служебной надобности, военные, МЧС (около 7 разных).  Работал около 25 лет с подростками, та же история. Проводилась Комитетом по делам молодёжи г.Ижевска зарница среди военно-патриотических клубов 23 года назад, Председатель Комитета подходит ко мне и говорит, вы и ваши курсанты резко отличаются от других, никто не курит и не матерится.  Встречался со многими бизнесменами и чиновниками и опять то же самое.  Много лет назад, когда занимался вебдизайном, приходим в офис одной компании, ген.директор делает заказ, при этом мат через слово. И таких знаю лично не мало, как и приличное кол-во чиновников разного уровня. Компьютерщики, спортсмены. И т.д. И т. подобные.

Что объединяет всех этих людей, от военных, чиновников, бизнесменов, до механика из гаража и забулдыги, который испражняется на улице?

А они все хотят показать «мужественность» или говоря современным отупевшим языком «крутость». Только показывают, только то, что не имеют даже зачатков этой самой мужественности, потому что мужественность – это умение владеть собой, даже в непростых условиях, сдерживаться. А тут в обычных условиях, в обыденной простой и незамысловатой жизни человек не может удержать свой язык от брани. Не владеет собой. Или даже просто не может выразить свою мысль без сквернословия – ну это крайняя степень творения этого греха, когда он уже въелся в душу настолько, что стал частью души человека, пороком.

Человек безбожный не может жить без гордости, ему надо занять нишу, «найти место в жизни», где ему будет комфортно, где он будет что-то значить, и поэтому он и залазит в скорлупку и в этих тисках думает, что это и есть жизнь, он чего-то достиг. А от этого и проистекает то, что составляет главную манеру поведения этого человека в его короткой земной жизни, по слову Евангелия «гордость житейская» - гордость своими  «достижениями», и тут неважно какое положение в обществе имеет человек – главное то, что это и есть и смысл, и цель жизни человека – гордость.  И эта гордыня заставляет человека, и показывать и доказывать свою значимость через внешнее поведение в т.ч. через матерную брань.  А то, как поймут окружающие, что ты «немеряно крут и значим», а тут выразился площадной бранью и доказал. Доказал только то что ты такая же мёртвая рыба, которая только и может плыть по течению, «в струе». Что у тебя нет своего мнения и своего понимания жизни, что ты не личность, как бы ни хотел это показать, а как раз, наоборот, как все и вообще ничем не отличаешься от других, сидишь в своей скорлупке и пыжишься, чтобы доказать, что ты что-то есть.

Матерная брань  - это в первую очередь самопроклятие, а потом проклятие. «От избытка сердца, говорят уста» - так какое сердце у человека, если он постоянно сквернословит.

Военным особо хочется сказать. Есть «Наука побеждать»* А.В.Суворова, где Суворов, любивший лаконичность и ясность выразил краткими словами, как вести себя военным, начинается она словами: «Молись БОГУ: от НЕГО победа. Бог нас водит, Он наш генерал. Пресвятая Богородица спаси нас. Святителю отче Николае моли Бога о нас. Без сей молитвы ружья не заряжай, ничего не начинай».

А тут вместо молитвы хула на Богородицу, на родную мать давшей вам жизнь, на Землю-матушку по которой мы ходим, на которой живём, из которой по плоти мы созданы, и в которую плотью и ляжем. Проклятие своей плоти - физического тела (от этого и болезни), своих детей. 

Хотите доказать свою мужественность – докажите, умением сдерживать себя, вести себя достойно, умением держать своё слово, качественной и ответственной работой, благородством души, рассуждением, сильным характером на добро. 

протоиерей Александр Хлебников, руководитель Ижевской городской молодёжной организации содействия военно-спортивному и патриотическому воспитанию "Витязи" (ИГМОО ВИТЯЗИ) 1993-2015гг., инструктор по рукопашному бою и каратэ, 3 дан, судья по военно-прикладным видам спорта.

Фрагмент картины «Несение креста» Иеронима Босха  1490—1500 выложен в ознакомительных целях.

*Выдержки из книги про Суворова написанной дочерью маршала Жукова.
«Твой есьм аз» Суворов. Москва 1998. Составитель Мария Георгиевна Жукова.



Рекомендую к прочтению книгу Епископа Митрофана Североморского и Умбского, до принятия священства потомственный военный моряк, капитана 2 ранга «Вся правда о русском мате» (есть в интернете).

Владыка служит там, откуда у меня родом мама, пос. Умба Мурманской обл., и где я бывал практически каждое лето в своём детстве. И Владыка служил в с.Варзуга, а я как то сплавлялся на лодках по рекам Пана и Варзуга и с.Варзуга было крайним пунктом нашего похода.

О Владыке. Епископ Митрофан Кандидат богословия. Автор многих книг и публикаций по истории Крайнего Севера, богословию и проблематике агиографического наследия Церкви.  Потомственный военный моряк. Его прадед 12 лет отдал Императорскому флоту, служил под началом адмирала Макарова, прошел вместе с ним два кругосветных похода. Его отец, капитан 1-го ранга, участник войны, служил на подводных лодках в 50-е годы ХХ века. Другой прадед игумена Митрофана, Степан Пименов, был управляющим дворцом Великого князя Михаила Александровича. Родился в 1953 году в Ленинграде во Дворце Великого Князя Михаила Александровича. Его семья проживала во флигеле Дворца вплоть до 1959 года. В 1976 году окончил Высшее военно-морское училище и в том же году в звании лейтенанта начал службу на Северном флоте. С 1979 года — в должности командира корабля и в дальнейшем командовал кораблями различных классов. В 1995 году окончил Военно-морскую академию имени Н. Г. Кузнецова. В 1997 году демобилизовался по сокращению в звании капитана 2 ранга.  В 1999 году поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2005 г., поступив в аспирантуру. Назначен настоятелем Успенского прихода села Варзуга.
    До меня в Варзуге сменилось четыре священника, после чего все они, показав себя с худшей стороны, перестали быть священниками. Варзуга поедала их. Когда владыка Симон сказал, что отправляет меня в Варзугу, я не ожидал этого. Страшно, когда сюда отправляли четырёх человек, и они переставали быть священниками. <…> Было тяжело. Жить негде, дом не достроен. Наступила зима — нет ни воды, ни дров, печку пришлось переделывать несколько раз. Не всегда был свет. В храме холодно. Надо готовиться к причащению. Хлеб превращается в камень, его не разрезать, вино льдом покрывается. Прикоснуться к металлическим предметам невозможно. Через всё это надо было пройти. Потом Господь послал помощников. Постепенно ситуация стала меняться, изменилось отношение людей.



СКАЖИ ВСЕМ, ЧТОБЫ НИКОГДА НЕ МАТЕРИЛИСЬ!
(из воспоминаний священника Валентина Бирюкова)

Когда с фронта вернулся, начал работать продавцом в селе Гришкино Томской области. А мне так хотелось поступить в семинарию или уйти в монастырь. Но меня не отпускали с работы. Шел 1948 год, когда произошел случай, который я до сих пор без волнения вспоминать не могу. Было 7 часов вечера, рабочий день уже закончился. Вдруг приходит ко мне в магазин человек. Я его не знал, да и до сих пор не знаю, кто это был, - с виду обыкновенный, лет 55, лицо очень доброе. Сразу я к нему расположился, ведь лицо - это зеркало души. Запер незнакомец дверь на крючок и говорит мне: «Встань, Валентин, на колени - лицом на восток, перекрестись трижды. Слушай - я тебе расскажу прошедшую и будущую жизнь, про твоих друзей, что с тобой было - всё как есть расскажу. Слушай внимательно.» Говорил он медленно, внятно - будто хотел, чтобы я каждое его слово понял и запомнил. И рассказал, где, что и как со мной произошло, описал все места, где я побывал. Назвал моих родных и всех друзей - с кем я жил и воевал, про ранения, про операции, про будущую мою болезнь. Посмотрел я на него чуть недоверчиво и думаю: «Не может он все это знать! Откуда ему известно, что я в блокаде был?» А когда тот человек сказал, что у меня осколок сидит в пояснице, тогда я поверил, что он, действительно, правду говорит. Я даже заплакал от ужаса - ведь здесь, в Сибири, никто не знал про осколок, никто! Думаю: ну, где я был, ему может быть известно - вдруг он разведчик какой. Какие и за что у меня награды - это тоже нетрудно узнать, кагэбэшники хорошо работают. Но про осколок, который засел между третьим и вторым позвонком, я даже папочке с мамочкой не говорил - расстраивать не хотел, думал: перетерплю. А потом этот человек спрашивает меня: «Помнишь, вы договорились вшестером, чтобы никакого хульного слова никогда не произносить и друг друга ничем не обижать?»
- А как же... Помню! - только и сказал я (кто же, кроме моих друзей-солдат, мог знать об этом?!). У меня прямо слезы потекли от ужаса, что он все знает. Человек не может знать таких секретов - я никогда никому не рассказывал об этом. Да и зачем оно, кому это надо?

«Вы пламенно молились, просили Господа оставить вас в живых. И вот ты жив. И твои друзья все живы. А видел, как трупы вокруг вас лежали? Так что если бы вы матерились, хульные слова говорили - точно так же лежали бы и ваши косточки...»

ВОТ ЧТО ЗНАЧИТ «МАТЕРОК» - А ВОТ, ЧТО ЗНАЧИТ - МОЛИТВА.

Скажи всем, чтобы никогда не матерились, а молились во время скорби. И Господь оставит в живых.

Молитва сохраняет жизнь на войне, матерщина - забирает , потому что ты матерщиной оскорбляешь Саму Богородицу, Свою родную Мать и Мать землю.




О МАТЕРНОЙ БРАНИ. ПОУЧЕНИЯ СВТ. ИОАННА ЗЛОТОУСТА.

Не подобает, братья, православным христианам матерью ругаться, поскольку Она есть Матерь Божия, Пресвятая Дева Мария родившая Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Ее же знаем, как Госпожу заступницу и молитвенницу нашу, всякому человеку в скорбях покровительницу и спасение душам нашим.

Вторая мать у всех людей, от которой родились и познали белый свет и от груди ее вскормлены. Это мать человека, которая труды и болезни понесла, всякую нечистоту нашу приняла, обмыв и запеленав, воспитала нас и одела.

Третья мать наша земля: от нее же первый человек Адам от Бога сотворен, от нее кормимся, пищу и одежду принимаем, в нее же и снова возвратимся, в гроб ложась.

Если человек ругается матерно, в тот день у него уста кровью закипают, горят пеною, и паром скверным смрад исходит из уст его: и тому человеку, пока не раскается, не подобает в церковь Божию входить, ни Евангелия целовать и икон святых, и креста, и причастия давать. Из-за человека, не удержавшегося от проклятого слова матерного, Ангел-хранитель плачет, а диавол радуется. Поэтому, братья и сестры, молю вас, не бранитесь матерно, удерживайте язык свой, от Бога удаляющий злым и неподобным словом. Написано в святом Евангелии: «яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный» (Мф. 12, 36).

Когда человек матерными словами ругается, тогда у престола Господня Мать Божия данный Ею молитвенный покров от человека этого отнимает и Сама отступает. Если человек матерно выругается, то себя проклятью подвергнет, так как матерь свою ругает и горько ее оскорбляет. С тем человеком не подобает нам есть и пить, если не оставит он матерного слова.

За сквернословие Бог попускает на человека беды, напасти и многие болезни. Поэтому, братья и сестры, бросим этот обычай язычников и безбожников и послушаем Святого Апостола Павла, говорящего так: «Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших» (Ефес. 4, 29), но больше станем молиться Иисусовой молитвой, и вечных мук избавлены будем во веки веков. Аминь.



В данной статье высказаны оценочные суждения. Статья не претендует на документальность, а также никого не призывает к активным действиям и не призвана кого-то оскорбить.
Как всегда, до этого, ныне и в последующее время всё что я выкладываю на стр. приводится только в развлекательных целях, личные умозаключения, фантазия.
Мнения с др стр. выкладываются только в развлекательных целях, совпадают, частично совпадают, иногда и совсем не совпадают с моим мнением.
Каждый просто сам должен иметь своё мнение, на ту или иную тему. Рассуждение - одна из величайших христианских добродетелей.