Иванюк О. Н. Автобиография

Иванюк Ольга Никаноровна
       Я, Иванюк Ольга Никаноровна, согласно официальным документам родилась 11 декабря 1929 года (реально - осенью 1930-го). Место рождения - деревня Барсуки Лебедянковского сельского совета Белыничского района Могилёвской области Белорусской ССР.
       Росла в простой крестьянской многодетной семье верующих. В семье было пятеро детей (ещё двое умерло), родители, а также бабушка по маме. В доме царило спокойствие. У родителей не было дурных привычек: никто не курил, не пил, хотя в гости к нам приезжали наши родственники, и родители к ним тоже ездили. Было заведено: когда гости в доме, дети - на улице, за стол не садятся.
За всю свою жизнь с родителяии, я никогда не видела папу пьяным, даже выпившим: не знала, как это выглядит, и что пьяные люди могут вести себя неприлично.
       Родители были очень трудолюбивы: мама в молодости училась на портниху. Шила не только платья, но и тёплые кожухи, катала валенки из овечьей шерсти. Во время войны шила нам бурки (сапожки), обшивала их мехом. Папа окончил семь классов, всегда много читал: книги, газеты. Он интересовался жизнью своей страны и мира вообще. Библия была его настольной книгой. Родители были добрые, порядочные, честные. Много внимания уделяли нам, детям. Приучали нас к труду с самого детства. Все это положительно сказалось на нашем развитии. Нас было пятеро, мы были дружны, любили друг друга, помогали друг другу, защищали. Я видела только хорошее отношение друг к другу. А жизнь в хорошей семье для ребёнка самое главное.
       У меня рано появилось желание пойти учиться, и однажды, в начале осени, я, шестилетняя девочка, побежала за старшей сестрой Ниной в школу. На школьном дворе я остановилась возле малых детей. Это были первоклассники. Учительница встречала ребят: заметила меня, обняла и тоже привела в класс. Посадила за первую парту. Я все выполнила, что она говорила. Меня похвалили и привели в пример другим. Так я стала ученицей вместе с семилетками. Это было в 1936 году. До войны я окончила пять классов Прихабской семилетней школы. Во время войны школа не работала, так как все учителя-мужчины ушли на фронт.
       В 1945-1946 гг. я училась в седьмом классе Нежковской семилетней школы, минуя шестой класс. Я жила у своей тёти, папиной сестры, Марии Егоровны Морозовой, которая в тот период была директором этой школы. Она взяла меня к себе, чтобы я имела возможность учиться и помогала ей по хозяйству и в присмотре за детьми, которых было двое: Галя - с 1936 г. и Рема, с 1941 года. Когда тётя уезжала на собрания или конференции, мы оставались одни, и я досматривала девочек. Могла выполнять любую работу, даже не по возрасту.
       Окончила семь классов "на отлично". Из районо Белынич мне выделили премию: 500 рублей. Моя фотография отличницы до сих пор хранится в школе: это первый выпуск 7-го класса в послевоенные годы. Только теперь эта Нежковская школа перестроена в новую, современную Вишовскую среднюю школу.
       По совету тети Мани и своему желанию я поступила в Могилёвское трёхгодичное педучилище (1946-49). Училась хорошо, но не отлично. Труднее было с написанием сочинений, изложений. Это связано с тем, что во время войны я не читала книг, не слушала радио: не было возможности. Это всегда ощущалось во время учёбы. Пришлось навёрстывать упущенное в течение всей жизни. Лучших студентов направили на работу в Брестское облоно, так как здесь в то время своих учителей было мало....
       Я приехала в Брестский отдел народного образования, оттуда направили в Высоковский район, а из него - в Новоселковскую среднюю школу (в 1949 году). Директором был Бурцев Михаил Петрович. Мне сразу дали вести математику в 5-м, 6-м, 7-м классах и во вторую смену в 1-м классе. Было трудно, но благодаря моему старанию, терпению и умению преодолевать трудности я успешно работала, и мне вынесли благодарность. Я за этот год смогла помочь семье. Папа пришёл с войны только в 1946 году, так как был контужен. Его солдаты откопали, несли 6 км в госпиталь, где он долго восстанавливался. Домой вернулся инвалидом 1-й группы. Дома после отхода немцев было пусто: все хозяйство уничтожено. Хорошо, что мы, пятеро детей и мама, остались живы.
       Так за первый учебный год я постаралась купить самое необходимое для каждого члена семьи. Себе покупала меньше: все старалась для родителей: их двое, братьев двое, сестёр двое. Когда приехала в отпуск, привезла все подарки: родители были очень благодарны.
       В Новоселковской школе я работала один год: там в то время было мало учеников. Меня перевели в Малозводскую среднюю школу (в 1950 году) математиком 5-7 классов. Я тогда еще имела только среднее педагогическое образование. Как-то в школе была проверка по линии облоно под руководством зампредседателя облисполкома Старовойтова Владимира Петровича. Я в коллективе была самой молодой (20 лет). Директор был Канаревский Николай Иванович. Очень хороший: всегда вставал на защиту учителей. Мою работу он высоко ценил. В. П. Старовойтов вызвал меня к себе, повёл разговор о работе, о жизни, предложил мне продолжить учебу в институте. Я тогда об этом только могла мечтать! В 1951 году я поступила в Брестский учительский институт им. А. С. Пушкина на математический факультет (заочное отделение). Проректором была Курбако Любовь Ефимовна. В 1952 году я вышла замуж. Свадьба была 3 июня, на Троицу. 26 марта 1953 года у нас родилась дочь Галя. Учебу я не оставила: продолжала работать и учиться. После замужества жила у родителей мужа, в деревне Огородники. До школы нужно было идти 2 км, но я со всем справлялась: и в учебе, и в работе. Помогали растить дочурку родители мужа: свёкор и свекровь. Мы жили дружно, с уважением относились друг к другу. Я у них прожила до 1957 года.
В 1956 я окончила брестский учительский институт по специальности "математика". В 1961 поступила в пединститут, сразу на третий курс. В 1964 окончила его, получила высшее образование.
       Мой муж Алексей жил и работал в Бресте, там строил дом. В 1957 году дом был готов, и я с дочкой Галей переехала в Брест, в свой дом. После переезда в Брест я устроилась на работу в СШРМ 4, и только потом поехала увольняться с работы в Высоком. Привезла документы в Брест, директору Рубису Марку Фёдоровичу. Он сам меня оформил. Коллектив этой школы был небольшой, но дружный, сплочённый. Так как руководил им опытный, мудрый, спокойный, украшенный сединой директор. Ученики в основном в то время были семейные (школа рабочей молодёжи): работали и учились одновременно, так как в войну их учеба была прервана. Мне, молодому педагогу, пришлось перестраивать свою работу, учитывая возраст, знания, особенности этих учащихся. Удалось довольно быстро разобраться в этих нюансах. Благополучно включилась в процесс, окунулась в свою работу. Первое, что требовалось, это организовать высокую посещаемость. Школа работала в 2 смены. Главное, чтобы не было пропусков без уважительных причин. Я к работе относилась ответственно, строго вела учёт посещаемости. В случае пропусков, посещала учащихся на дому или ходила на предприятия по месту работы. В классе я установила взаимную дружбу: живущие по соседству или коллеги могли сообщить мне причину пропуска уроков. Мои классы всегда были в числе лучших. Мне директор школы и коллектив доверили, попросили провести открытый урок в своём 10-м классе для учителей областного семинара г. Бреста. Этим семинаром руководил зампредседателя облисполкома... знакомый мне Старовойтов Владимир Петрович! Урок прошёл хорошо и интересно. При его анализе мою работу оценили очень высоко. До этого я никогда не получала такую высокую оценку своего труда. Благодарили директора за талантливых педагогов. Работала я в этой школе 17 лет. Потом почувствовала, что стали болеть ноги, ведь много приходилось ходить, особенно когда нужно было набирать учеников в школу. Мы, учителя, сами ходили на предприятия и в каждый дом той улицы, которая за каждым из нас была закреплена. Я ходила на пару с учительницей Гедрис Алиной Викторовной. Это "хождение" подорвало мое здоровье. Почувствовала, что долго так работать не смогу, и подала заявление в гороно о переводе в другую школу. Так я начала работать в 16-й школе г. Бреста. Директором этой школы был Гончаров Анатолий Лаврентьевич, а завучем - Линевич Георгий Владимирович. Они меня сразу приняли в свой большой и дружный коллектив учителей. В коллективе ко мне и моей работе стали присматриваться. Изучали мою работу директор и завуч: посещали мои уроки, классные часы. Работа им понравилась, ведь Георгий Владимирович сам был преподавателем математики.
       На работу в СШ 16 я пришла в 1974 году. В этой школе не было учителя математики в 5-х классах, а классов было три. Учительница, которая там преподавала, уехала к мужу, военному. Для меня намечали эти классы. Но завуч по воспитательной работе, Богомолова Александра Ивановна, отказалась от своих 10-х выпускных классов и перешла в пятые. Так мне достались самые сложные классы. Пришлось очень трудно: нужно было оценить знания учеников и перестроить свою работу после вечерней школы. Когда из нашей школы нужно было вывести одного учителя математики, директор на собрании объявил об этом. Все посмотрели на меня, как на новенькую. Но он назвал другую фамилию. Потом в другую школу перевели еще одну учительницу математики, - снова не меня... Тогда я почувствовала, что мой авторитет высок и я уже равноправный член этого большого коллектива.
       После болезни Анатолия Лаврентьевича директором назначили Линевича Г. В., а завучем - учительницу биологии Рубленко Аллу Аркадьевну.
       За годы работы меня награждали грамотами по линии гороно, облоно, а в 1986 наградили медалью Президиума Верховного Совета СССР "Ветеран труда" за многолетнюю добросовестную работу. В этом коллективе я отработала 14 лет, а всего в школе - 40. В 1988 году ушла на пенсию. В этом же году, незадолго до меня, на пенсию ушёл мой муж, с которым мы прожили 48 лет и 2 года дружили. Ушёл он от меня на другую планету 24 октября 1999 года...
       Как мы с мужем познакомились, дружили, поженились, растили детей, жили на пенсии, я подробно описывала в своих рассказах.      
       24.10.1999 я осталась без моего любимого дорогого Лёши, Лёнечки, но меня в настоящее время окружают мои дети, внуки, правнуки. Все живут парами, дружно: меня это очень радует. Дети, внуки и правнуки ко мне относятся с уважением, с любовью, я их тоже очень-очень всех люблю! Любовь моих детей, внуков и правнуков помогает мне дольше и счастливее жить на этой замечательной земле. Я благодарю Бога за все, что дано мне в этой замечательной жизни.