СТО ЛЕТ. 1937-1942. Сталин и Красная Армия

Александр Сергеевич Трофимов
«Если завтра война,
Если завтра в поход –
Мы сегодня к походу готовы!»
Слова из популярной довоенной песни

Использовав факт убийства советского посла в Польше в 1927 году, в борьбе за власть Сталин начал раскручивать кампанию репрессий. Кульминацией её стали 1937-1938  годы. Миллионы людей были обездолены и морально раздавлены, высланы в тайгу и степи, посажены в лагеря и тюрьмы, физически уничтожены, включая их родных и близких. Особенно роковые последствия репрессии имели в Красной Армии. Это фактически был её разгром. Начальник генерального штаба с октября 1941 года маршал Василевский, вне сомнений, – главный свидетель, обобщая мнения своих боевых товарищей, в интервью с писателем Симоновым прямо сказал, что последствия 1937-38 годов нанесли убийственный удар по Красной Армии, и «без тридцать седьмого года, возможно, и не было бы вообще войны в сорок первом году».
Уничтожена была верхушка командования; сильно пострадала военная разведка; резко качественно ухудшился  состав командиров;  практически вдвое сократилось количество опытных начальников и политработников полков, дивизий, корпусов и армий; упали уровни подготовки и управляемости; в армии воцарилась атмосфера недоверия, безынициативности, перекладывания ответственности на высшее руководство; реабилитированные в 1938 году командиры,  из числа уцелевших, в большинстве уже были сломленные духом слабые военачальники.
Из-за непрофессионализма новых идеологов в военном строительстве и истребления специалистов на предприятиях и в конструкторских организациях был нанесён значительный урон разработкам и производству новейшего и необходимого в грядущей войне - войне танков и самолётов - оружия, а также их рабочему ресурсу и качеству.
Идея наступательной войны погубила линии укрепрайонов и привела к отсутствию программы обороны приграничных районов и эшелонированной системы обороны важных центров страны.
Решениями по подготовке к войне стал заниматься лично Сталин, как и всем в стране, со своим ближайшим невоенным непрофессиональным окружением. В 37-м году он заявил, что любые кадры под его руководством решат всё. И в 39-м с шапкозакидательским настроением мы завязли в Финляндии, понеся огромные потери. Вопреки здравому смыслу с 1940 по 1941 он четырежды  менял руководство Генеральным штабом (а в начале войны сократил его до 8 человек и верхушку раскидал по армиям и фронтам, вероятно осерчав и свалив на генштабистов вину за разгром).
Вслед за Финляндией, Румынией и Польшей Сталин усиленно скрытно в срочном порядке готовился к наступлению на запад. Он даже не рассматривал вариантов защиты от нападения Германии и подготовки к возможной обороне, упрямо самоуверясь, что обхитрит Гитлера и ударит первым, строго запретив предпринимать любые действия при немецких «провокациях». «Вообще, если какой-то план и имелся, то он явно не соответствовал сложившейся к началу войны обстановке» - из мемуаров Рокоссовского.
В результате - армии и корпуса, по максимуму укомплектованные людьми, техникой и оружием, сконцентрированные у границы, руководимые нерешительными, неопытными, не соответствующими занимаем должностям выдвиженцами Сталина, такими как Кирпонос (Киевский ВО), Павлов (Белорусский ВО,) оказались в первые месяцы войны полностью разгромлены. Около 4-5 млн попало в плен, было отрезано, уничтожено со всем вооружением и армейским обеспечением, к 9 июля было потеряно почти 3,5 тыс. танков; огромное количество самолётов не взлетело с аэродромов.  Ресурсоважные центральные промышленные и сельскохозяйственные области с огромным количеством населения, в том числе призывников, оказались у немцев.  Брошенные на произвол судьбы, отрезанные от снабжения и командования, солдаты, поднявшие руки вверх, по приказу от 16 августа стали считаться изменниками.
Амбициозное проявление неумелого, губительного, руководства военными операциями Сталиным и его упрямство привели опять к новым, после Москвы, катастрофическим потерям в 1942 году огромного, чудом в невероятно трудных условиях воссозданного количества техники, новых армий  призывников (7 млн. чел.), а также громадных территорий с заводами, сырьём, хлебом и гражданским населением. Лично Сталин, представлявший собою Ставку, повинен в окружениях и разгромах под Киевом, Москвой,  Харьковом,  Вязьмой, Ржевом, в Крыму, под Сталинградом (самым удручающе большим для нас за историю войны было соотношение погибших красноармейцев и немцев в боях под Москвой и Ленинградом, и это при том, что успех нашего контрнаступления под Москвой был обеспечен приказом немецкого командования оставить позиции). Сам он на фронте был только раз, в сорок третьем.
Безумное безжалостное губительство солдат и техники,  потери территорий, бездарность командования, всколыхнули скрытую ненависть к Сталину и возродили  гражданскую войну  - около миллиона граждан СССР оказались на стороне Гитлера, только в окружённой под Сталинградом группировке немцев, чуть не каждый пятый – был нашим соотечественником!
В СССР во время войны погибло более 40 млн, а сколько обездоленных, потерявших дома, кормильцев и близких, угнанных в Германию мирных жителей и пленных, сколько сирот, телесных и психических калек!
А сколько было депортировано до военных операций и после, сколько отправлено в лагеря из немецкого плена «изменников», сколько расстреляно солдат и офицеров СМЕРШем и загранотрядами, и далеко не всегда заслуженно…

Не смотря на вредительский тридцать седьмой, разгромный сорок первый и «учебный», как цинично называли некоторые наши командующие сорок второй, жуткой ценой мы победили. И при всём случившемся Красная Армия, ставшая потом советской, при необыкновенных стойкости и мужестве народа, всё равно, как ни парадоксально, своей мощью и победами обязана И.В.Сталину.


Дополнительный видеоресур: д/ф "Сталин против Красной Армии" https://www.youtube.com/watch?v=BcRPpegctZk