Анна Германова. Обзор стихов-победителей ВВП 20-24

Семь Дней 3
 Анна Германова. Страница на Стихи. ру: http://www.stihi.ru/avtor/anna361134





Взявшись за неблагодарное дело оценки чужих стихов, чувствую себя обязанной ухватиться за некий измерительный инструмент, "аршин", который во всех околостихотворных прениях кажется мне наиболее точным и прямым.  Да, можно оспорить мой выбор мерила, сказав, что доверие  к суждениям Анны Андреевны в оценке поэтических текстов равносильно приглашению Рембрандта в жюри конкурса современной живописи. Но, похоже на то, что ААА это обвинение предусмотрела (см. первую часть цитаты). Среди заметок «Из дневника» Ахматовой есть такая запись (1959): ««Знакомить слова», «сталкивать слова» – ныне это стало обычным. То, что было дерзанием, через 30 лет звучит как банальность. Есть другой путь – точность, и еще важнее, чтобы каждое слово в строке стояло на своем месте, как будто оно там уже тысячу лет стоит, но читатель слышит его вообще первый раз в жизни. Это очень трудный путь, но, когда это удается, люди говорят: «Это про меня, это как будто мною написано». Сама я тоже (очень редко) испытываю это чувство при чтении или слушании чужих стихов. Это что-то вроде зависти, но поблагороднее»» («Двухтомник, 1990», т. 2, с. 284–285).


Елена Элентух В подворотне http://www.stihi.ru/2013/02/18/40
Он решил, что пронесло, проканало,
по хребту скользнуло вниз льдинкой малой.
Ворохнуло у виска, сжало горло.
Это ж надо, без замаха, так подло!

Как же дочка и жена? Как же Верка?
Интересно, голосить будут крепко?
Вот взглянуть бы хоть глазком на поминки.
Слышь, Колюня, не подваливай к Нинке!
Молодой вдове с дитём – знамо дело,
сердце в клочья, да любви просит тело.
Ты, Семёныч, не такой уж поддатый,
возврати вдове, что брал до зарплаты.
Мама, мама, ты держись, сделай милость…

Фу, ты ёлы, как вживую примстилось!
Точно помню, пронесло. Жить до сотни.

Только, кто это? Ничком…
в подворотне…

Энергетически заряженный текст, достоверность почти кинематографическая, достигнут эффект присутствия.
Хорошо.

2.Ольга Королева. Старый Изборск http://www.stihi.ru/2016/06/24/23

Прошмыгнула в ногах лягушка –
 Берегиня болотных мест.
 Белой церкви в бору макушка.
 На погосте – Поклонный крест.
 
 В ночь Ивана Купалы месяц
 Собирает русалок-прях
 Плесть веночки, и ленты вешать
 На дубы в полевых колках*.

 Как спадает с небес Денница
(Сын зари) – так на холм отлог
 Класть поклоны траву–былицу*
 Гонит к Велесу ветерок.

 Под горою лежит долина
 С длинной цепью холмов за ней.
 Величава ее судьба и дивна –
 Стать гробницей прошедших дней.
 
 Здесь на каждой крутой тропинке
 Глухо шепчется известняк:
 Как причалил в туманной дымке
 К мысу Трувор – лихой варяг.
 
 Год прошел – и вдова варяга
 Жать ходила одна за тракт;
 Вдаль неслось причитанье сагой:
 Где-то гусли звенели в такт.

 Но в ответ на призыв любовный
 Лишь один белостенный Псков –
 Словно парус ладьи огромной –
 Появился из облаков.

 Хоть заснули в курганах предки –
 Мир настроен на древний лад:
 Крест Поклонный, дорог разметки,
 В лебединых крылах закат.


*Денница – утренняя заря

*колОк м. – отдельная рощица, лесок или лесной остров; Роща, лесок в поле, степи или островок крупного леса среди мелколесья, болота и т.д. Берёзовый к.кустарник на сухом, непоемном месте.

*былИца – стебелек, травинка

Начало замечательное, продолжать бы в том же духе, не срываясь в  красивости, получилась бы прекрасная пейзажная зарисовка.
Пожалуйста, посмотрите это место:
"Величава ее судьба и дивна" - здесь явно сбивается ритм.
Выскажусь за предельно осторожное отношение к эпитетам "величавый", "дивный" и им подобным. Хотелось бы читать стихи, дающие ощущение "величия" и "дива" без прямого использования этих слов.

3.Сибила Невейн интро http://www.stihi.ru/2016/07/14/8552
Знаете, я патологически люблю одиночество.
Даже на собственной свадьбе
помню —июль, жара - плюс сорок.
На мне платье китайского версасе плотное,
а на муже костюм тёмно-синий  .
На столах: икра заморская,
икра чёрная паюсная
и совсем чуть-чуть: икры красной
и шучьей.
Людей -тьма-тьмуща, что даже сплит- система фирмы "самсунг" не справляется.
А я представляю, что  сижу на берегу
острова необитаемого.
Меня гладит бриз будто скульптор свою лучшую скульптуру.
На коленках книга "Сто лет одиночества"
На мне одежда Евы.
Рядом гости-раки устроили пиршество.
И, когда чайки истошно скандируют: "Горько!",
я целуюсь c морем, в него ныряя.


Избегаю судить верлибры, т.к. подобные проявления стихии не позволяют применить к ним какие-либо критерии, кроме собственного вкуса. Покатала на языке - понравилось. Видеоряд выстраивается беспрепятственно. Хорошее.

4.Сергей Ясонов "Тихо. Осенняя грусть..." http://www.stihi.ru/2015/01/08/8542
 Вечер лохматою лапою ели
                Машет за окнами мне на прощанье.
                Речка, березы вдали забелели.
                Осень. Последние дни расставанья.

                (От автора).               

                Внучкам Жене и Вике.

                *  *  *

Тихо. Осенняя грусть.
Листьев последних кружево.
Сердцем прощаться учусь,
Боль, что в душе натруженной,

Птицей на юг отпускать,
К вечеру улетающей -
Ниточку не оборвать,
Держит, как шар витающий

В детстве далеком.
                Любовь
Первым заката всполохом
В нас отзывается вновь,
Листьев последних шорохом.

Счастья подаренный шанс,
Кистью рисуя беличьей,
Выдам не мастер-класс.
Что-то иное, девочки.

Сердцем любить научу.
В душах
               из букв, что пройдены,
Или, скорее, из чувств
Складывать слово Родина.
.     .     .     .     .     .     .     .

Тихо. Осенняя грусть.
Греют места, что дороги.
Там у берез задержусь
Листьев последних шорохом.

При всём уважении к чувствам автора, приходится сказать, что банальные средства выражения этих чувств не дают стихотворению выделиться из рядов аналогичных стихов.

5. Экологиня "Я - Жизнь!"http://www.stihi.ru/2016/11/02/9526
Я – жизнь, лечу как ураганный ветер,
Навстречу незнакомому вдали
Пусть скажет тот, кто безраздельно светел
Духовна я иль все ж греховна ли.

Я – влага: то живительная сила,
То сок цикуты предлагаю пить, …
Пусть скажут те, кого я им поила,
Как там, в безвременье звенит зенит…

Я – свет, который лишь слегка мерцает,
Показывая людям путь сквозь тьму,
И злой огонь, который обжигает,
Того, кто прикасается к нему…

Я – ласковая кошка, я – собака,
Лежать могу я возле ваших ног…
Но стану я коварным львом, однако,
Когда меня посадите в острог!

Я – сила, что ведет меня по свету
Дней непреклонных, мыслей непростых…
Но как зима во всем враждебна лету:
Я – слабость, бьющая себя под дых…

Я – океан, манящий глубиною
В пучину ярких и больших страстей,
Но становлюсь спокойною рекою
Качающей чужую колыбель…

Автор попытался увлечь читателя в "пучину ярких и больших страстей". На мой взгляд, попытка не удалась. Все громкие и большие слова, применяемые часто и без веских на то оснований, просто перестают работать, воспринимаются как некий шумовой фон. Использование таких слов очень и очень обязывает. Если ими злоупотреблять, то получается "медь звенящая, кимвал бряцающий".

6.Ольга Королева.Балкон открыт, и хлещет теплый ливень... http://www.stihi.ru/2016/05/23/4314

Балкон открыт, и хлещет теплый ливень.
Цветет сирень, немного смущена:
Как будто стала женщиной счастливой,
Под сердцем сохраняя семена.

Грохочут струи, рвутся о перила.
Отскакивают брызги; слышен звон.
Уже с утра так мучило, парило...
И дождь был в сильный ливень превращен.

Он падает, соцветия сминая,
Течет по ней; он так еще не млел…
В ногах лежит сорочка кружевная
Пузырящейся лужей на земле.

Милая такая пейзажная зарисовка,  аккуратная, гладкая. Строка "И дождь был в сильный ливень превращён" трудно проговаривается и утяжеляет стих. В целом - вроде всё добротно сделано, но оставляет читателя вполне равнодушным. Всё же от стихов подсознательно ждёшь, чтобы по  прочтении они оставляли хоть какой-то след в душе.

7.Елена Элентух Облачный блюз  http://www.stihi.ru/2011/05/15/4027

в  тёплом баре гитара так безбожно фонила.
льнуло облако к шее,  наливаясь текилой.
плыло, липло, шептало, это было занятно.
я звонила …
два раза …
зАнято.
ты ведь сможешь простить. он совсем не мужчина
или может не он, чё-ёрт, на всё есть причина.
он/оно было нежно,  прядь убрал возле глаза.
зАнято…
я звонила…
два раза.
пропади оно пропадом,  мы поднялись на крышу.
связь исчезла с землёй,  не кричи,   не услышу.
он /оно поманили, я взошла и поплыла…
зАнято…
я  два раза…
звонила.

Хочется воскликнуть: "Соев, посмотрите финал!" Неправильное ударение в слове "поплылА" почти не оставляет стихотворению шансов. Жаль.

8..Сергей Ясонов "Стучался дождь в стекло оконное..." http://www.stihi.ru/2016/02/08/8128
 Девушка пела в церковном хоре
                О всех усталых в чужом краю.*(с)
                Пела!.. Сквозь годы звучат в мажоре
                Надежды ноты. Душой поют...

                (От автора)

                *  *  *

  Стучался дождь в стекло оконное
  В такт, в унисон с церковным пением,
  И отступали все сомнения,
  И в счастье верилось исконное.

  Плыл голос девушки под куполом
  Знакомой блоковскою темою.
  А на пороге
                с хризантемами
  Лишь осень встретила. Не скупо ли?!

  Тонул ноябрьский день в реальности.
  Согрела тема незабытая.
  Дождь постучал в былой тональности -
  Его впустил в окно открытое.

  Жаль, птица счастья за засовами
  Да на пути стена кирпичная,
  Очаг не греет нарисованный -
  Мечты - лишь идолы тряпичные.

  Но платье белое и длинное
  Для всех, кто в лучшее поверили,
  Та сказка детства. Под холстиною
  В глухой стене
                в мечту не двери ли?!

  Не кукла – нечто бутафорное,
  Не путь для ищущих отмеренный.
  Пусть ранят ноты не мажорные:
  Дверь заперта`, ключи утеряны,

  Но в сказку верится с младенчества.
  Идем на голос там, где падали.
  Пророка нет в своем отечестве.
  А что в устах младенца? Правда ли?!

Во избежание повторов, смотрим  комментарий к стихотворению N4.
Имя им, подобным стихотворениям, - легион. Пожалуйста, дорогие авторы, старайтесь избегать банальностей и красивостей! Это путь в никуда!  Опять-таки, лучше бы без особой необходимости не использовать инверсии (см. последнюю строку 5-го катрена).


 
  *(с) Александр Блок  «Девушка пела в церковном хоре…»

9.Елька22 Грозный Рыцарь_ http://www.stihi.ru/2015/01/28/7729

– Грозный Рыцарь, расскажи, что ты видел за морями?
– Видел землю под ногами, видел небо над холмами;
города, деревни, пашни; стены, рвы, мосты и башни;
много злата, много фальши; дым пожарищ, лица в саже.
      
Видел – блеск мечей тускнел
напитавшись кровью алой.
Видел – много, помню – мало:
взгляд врага сквозь щель забрала;
мы брели толпой усталой,
боль дождями омывала
ночь  холодным покрывалом;
…как друзей смерть забирала.

– Грузный Рыцарь, покажи, что привез ты из похода?
– Брать чужое –  дело сброда. Герб  с крестом прибит у входа.
В сердце боль, лицо урода. Шрамы ноют. Непогода.
Давят, давят замка своды. Перемешана колода 
из тузов и королей. Кто проигран, тот – ничей.
Ни жены, ни сыновей. Память с каждым годом злей – 
сотню, тысячу ночей  сотни, тысячи теней
возвращаются кошмаром: воем женщин и детей.

– Грустный Рыцарь, расскажи, что оставил ты за морем?
– Только – горе, горе, горе…

Хорошее стихотворение в традициях балладного жанра, стилистически выдержанное, я бы посмотрела строку "…как друзей смерть забирала" - здесь, во-первых, ритм сбивается, а во-вторых и в главных, я вообще сомневаюсь в необходимости этой строки. Не стану рекомендовать автору править пунктуацию, т.к. подозреваю, что это авторская пунктуация.


10.Михаил Эндин "Холсты" http://www.stihi.ru/2016/10/05/8272 

 Несбывшееся зовёт нас...               
                Александр Грин, «Бегущая по волнам»               
               
Меня сегодня мучили холсты
художника, которого едва ли
я узнавал, но  странные черты
его работ меня околдовали...
...так падал свет и так ложилась тень
идущего из но;чи человека,
что мне казалось — начинался день
какого-то неведомого века,
каких-то неизведанных планет.

И я переносил живые чувства
на этот удивительный портрет
Несбывшегося...вот оно — искусство. 
Всего и только: краски и холсты,
всего и только — ничего иного.
Казалось мне, и линии просты,
как в простоте родившееся слово,
то, первое: «Да будет...», и чисты,
и достижимы призрачные дали.

Меня сегодня мучили холсты
художника, которого едва ли...

Стихотворение - один из лидеров конкурсной подборки. Автору удалось в рамках выбранной (пусть и не новой!) темы высказаться ясно, легко и полно, не впадая в суесловие и высокопарный тон. Ни одного слова пустого, неточного, необязательного. Ни одного образа, выбивающегося из заданного темой образного ряда. Ни одной фальшивой интонации. И техника на высоте. Достойно!



11.Ольга Домрачев.майское. http://www.stihi.ru/2016/05/09/4637 

май идёт бычком по брёвнышку.
несмотря на ветробой,
что ни ива, то – Алёнушка,
тополь в поле – граф Толстой.

вперепев дождю весеннему,
чуть нескладно, но вразмах
шелестит стихом Есенина
близлежащий березняк.

и не высмотреть исконную –
хоть застойся на яру–
глубину тоски, с которою
чайки звонкие орут.

Яркие необычные образы, точная и грамотная работа со словом, изящные аллитерации. Вообще-то, я не сторонник упоминания имён великих в стихах, но в данном контексте очень и очень уместно получилось. Пожалуй, даже расхожая рифма "весеннему-Есенина" не портит общего благоприятного впечатления. Стихотворение краткое (ещё один плюс!), но самое главное сказано. Смысловой акцент приходится на последний катрен, всё стихотворение с точностью хорошо  оперённой и сбалансированной стрелы безусловно попадает в цель. Может, стоило бы ещё подумать над неточной  рифмой "исконную-которую", но эта лёгкая зазубрина, как мне кажется, не особенно препятствует восприятию. Ещё один претендент на призовое место.

12.Ирина Михайлова 13 Сонет http://www.stihi.ru/2014/01/20/1064

Актер не внемлет голосу дельца.
И пошлость закулисных компромиссов
Ему чужда. За сладость леденца
В угоду сильных мира, их капризам,
Не продает он совести своей
И не играет купленных ролей.
Хотя ни раз шептали змеи в уши:
"Ты не шуми, а нас, дружок, послушай...
Красивость жертвы - чушь, пустая чаша,
Вверх не гляди - земля опора наша...
Витать тебе довольно в облаках,
Останешься, несчастный, в дураках..."

Но были тщетны гадовы старанья -
Крылатому смешны увещеванья.

Стихотворение претенциозно, изобилует общими местами и выспренностями. Выражение "в угоду" требует после себя дательного падежа, не родительного. Хотя ещё каких-то два века назад употребление родительного падежа в этом случае допускалось, но сегодня звучит странновато, тем более, что сразу за родительным падежом "в угоду сильных мира" всё-таки появляется дательный "их капризам". Неуверенность в грамматике сама по себе не так страшна, можно было бы исправить одну буковку. Но большого смысла в поправках не вижу, откровенно говоря. Сонетная форма соблюдена, но она полая, автор ничего в неё не положил, к сожалению.


13. Бро Васёк "Отражение" http://www.stihi.ru/2015/05/16/3038

Сжимала осень тёмные кварталы
в своих холодно-призрачных руках.
И фонарей огромные овалы
болтались, словно луны на крюках.

Я брёл домой уставший... Одиноко
по улице метался звук шагов:
его ловили стены, водостоки, —
в тумане проползающих домов.

Войдя в тепло подъезда, снял перчатки
и в тусклом свете молча закурил —
прозрачный дым на лестничной площадке
соприкасался с плотностью перил.

Пронзив ключом замок закрытой двери,
не разуваясь, в комнату прошёл.
Уют постылый в скромном интерьере
варил мой быт, как дьявольский котёл.

Смотрел в окно на небо и на вечность,
на звёзды, что огромны, но малы
сквозь гладкую стеклянную поверхность,
вмещающую в плоскости миры...

И не спеша, под мерное движенье
по циферблату стрелки часовой,
вселенную в оконном отраженьи
смешал с тетрадкой, тенью и собой.

Стихи о стихах. Неровное стихотворение. До середины ещё местами интересное, пожалуй, только "холодно-призрачные руки" стоило бы расцепить, поскольку "холодно-призрачный" - это даже не оксюморон, а словообразование по принципу "летели два крокодила, один зелёный, а другой в Африку". А с поворотом ключа в замке в четвёртом катрене заедает читателя рутина происходящего, и никакие последующие звёзды и множественные миры не вытягивают его из этого состояния. И крылья вроде приделаны, а полёта не получается. Вот стихотворение Михаила Свищёва на ту же тему. Предлагаю сравнить и почувствовать  разницу:

Теория относительности
Михаил Свищёв
по всей Москве погашен верхний свет,
и гербовой не отличить от писчей,
и дважды заподозрят в колдовстве,
пока отыщешь тапочки и спички,

пройдёшь к окну, присядешь на диван,
в пяти квадратных саженях без метра
не находя, куда себя девать,
поскольку обнаружил, что бессмертен,

что есть окно, бессонница, среда,
есть сажени, и даже, без базара,
есть смерть твоя, но как бы не всегда,
и битый час проходит, как в слесарной

по ржавчине проходится наждак,
как скорая проносится по встречной…
часы стоят? – какая в них нужда,
когда с тобой опять случилась вечность?

http://www.stihi.ru/2012/03/15/3009

14.Евгений Хорус. Светлячок. http://www.stihi.ru/2016/09/12/7417
Он так упорно рвался в небо,
Пленённый звёздной красотой.
Никто как он настойчив не был
В погоне за своей мечтой.

А старики ворчали дружно:
Зачем тебе всё это нужно,
Ведь вон твоя в кустах сияет,
Столь ярких звёзд-то не бывает.

Но отвечал светляк-герой,
Что свет её мол с зеленцой.
Его ж в небесной вышине
Влечёт ко звёзд голубизне.

А все «друзья» наперебой:
Какой поэт, какой талант –
Великий светомузыкант.
Ну и к подруге шасть порой…

Зачем-то намекали тихо:
Что твой-то сам с голубизной –
Вон как отплясывает лихо
Он в небе танец световой.

Он танцевал как можно выше
В надежде, что звезда услышит
Его любви сердечный зов
И снизойдёт с над облаков.

И чудо всё-таки настало,
Или случайно так совпало –
Одна звезда среди подруг
На зов его сорвалась вдруг.

И вниз падучим метеором.
А он желанье загадал:
Чтоб им никто не помешал,
Не зная, что у звёзд за норов.

Таким красивым фейерверком
Спалил родимые кусты.
Отброшенный горячим ветром,
Совсем один остался ты.

«Звезда» остыв на пепелище,
Её теперь с трудом отыщешь,
Лежит могильным камнем серым –
Укором всем мечтам без меры.

Что для неё теперь: плясать
Иль эпитафии писать?!

* * *

Ему бы лучше слушать старших.
Подружке – той, что с зеЛЕНЦОЙ,
Свою ленцу, «друзей» – подальше,
Да и за суженого – в бой!

* * *
Хотя мечту конечно жалко –
О двух концах-то эта палка:
Коль хочешь к небесам взывать,
Лелея странные мечты,
Придумать не мешало б раньше,
Не доверяя звёздной фальши:
От них как будешь защищать
Родной свой дом – свои кусты.

Мораль сей басни для меня, случайного читателя, такова:  стихотворение демонстрирует ряд проблем в технике  стихосложения. Один из наиболее серьёзных недочётов - слова-затычки. Не утруждая себя излишними поисками, автор добавляет к словам частицу "то", чтобы вписаться в размер:  "столь ярких звёзд-то не бывает", "о двух концах-то эта палка". С пунктуацией тоже очевидные трудности. Не буду вдаваться в утомительные подробности и подвергать это стихотворение подробному разбору, чтобы  поберечь своё время, терпение читателей и самолюбие автора.

15.Илья Бровтман "Храм Афродиты" http://www.stihi.ru/2016/10/08/3048

Слова любви стократно повторю,
её врата передо мной открыты.
В священный храм богини Афродиты
войду, чтоб прикоснуться к алтарю.

Но на Олимпе Зевс и Посейдон
По новому обряду правят мессу,
А тень от Артемиды и Гермеса
От Феба заслоняет небосклон.

Пронёсся  Арес с криком и огнём
Близ Пафоса по горам и долинам,
Святилище  любви  лежит в руинах
И вороны блаженствуют на нём.

Нам не найти дороги в этот храм
Пока любовь рабыня вожделенья.
В стремлении к чудесному мгновенью
Мы молимся неправильным богам.

Нет, это стихотворение вряд ли спасут все боги Эллады, сколько их ни призывай.  И здесь пунктуация хромает, но на неё можно было бы закрыть глаза.  А вот неправильное ударение "по гОрам" сильно режет слух. Вообще, к большому сожалению, имеет место явный переизбыток пафоса и громких словес в ущерб не только чувству меры, но и самому смыслу стихотворения.


16.Елена Элентух Простенькое http://www.stihi.ru/2013/05/12/7460
Мелодия моя проста –  рожок пастушеский.
Лишь попросил, я отдала 
рукой послушною.

Сплету венок себе, мой принц, левкой душистый.
Свободно косы распущу волною быстрой.
И никакой твоей вины, что в эту встречу
меня к стремнине унесёт поток беспечный.
Меж валунов и бурунов по перекатам
к тебе доносится, мой принц, моё Bel Canto.

Ещё до смерти /помнишь ли?/ о жизни пела я.
Прощай.  Пиши, мой нежный принц.
Твоя Офелия.

Да, простенькое. Такое письмо, пущенное по реке, до принца датского вряд ли доберётся, а доплыть до читателя имеет все шансы. Я бы подумала над следующими местами:
"Свободно косы распущу волною быстрой." Надеюсь, мне ясно, что хотел сказать автор, но неточность высказывания заставляет слегка спотыкаться на этом месте.
Да и "Bel Canto" ломает образный ряд, перенося Офелию в воды, скажем,  венецианского Grand Canal, но никак не в окрестности датского Эльсинора и не на зелёные поля шекспировской Англии.


17.Елена Элентух Ваниль  http://www.stihi.ru/2015/05/05/3882


Под урожаем звёзд перезревших, сочных
зной до утра дремал разомлевшей кошкой.
Мягко июньский зной заползал на дорожки,
жар разогретых камней выпивая ночью.

Падали с крыльев пыльца и запах ванили,
от напряжения вниз золотистой пылью,
нежно блестели фасетки, дрожали крылья –
бабочек, в рамках спящих, свечи будили.

В окнах качались, ознобом ложась на плечи,
тени цветов и трав, что без солнца умерли.
Так наступали летние длинные сумерки.
Взрослые лишь к темноте заносили свечи.

Удачное стихотворение, полное интересных находок. В конце несколько ломается ритм "умерли-сумерки", но, пожалуй, общего позитивного впечатления это не нарушает.

18. Бро Васёк Твёрдость http://www.stihi.ru/2015/05/16/3074
************************
Памяти Гумилёва
************************

Взгляд прямой:
до встречи с Богом
не отмолишь все грехи.
не очистить монологом
нерв души от шелухи,
что от страха защищала
перед смертью...
Ах, не зря
жаждой жизни полыхала
та последняя заря.

Дым табачный липнет к горлу,
звёзды липнут к небесам —
помереть погодка впору.
Глупо верить в чудеса:
нет дверей в расстрельной стенке —
на развилке двух эпох
красно-белые оттенки
приобрёл чертополох.

Ни крестов и ни ограды —
только твёрдый пух земли,
словно те прямые взгляды,
что свободами цвели.

Интересное стихотворение. Опять неровное (видимо, это фирменный стиль автора!), но есть замечательные места. Спорным и недостоверным показался мне финал. Как могут взгляды "цвести свободами", представляется с большой натугой.
____________
19.Новикова Таня Начать бы заново... http://www.stihi.ru/2015/03/08/7608 

Начать бы заново, когда финал  известен:
прошла любовь, завяли по... и  был ли  boy.
И ты опять включаешь старенький винчестер
и занимаешься словесною стрельбой
со мной, как водится, /а с кем ещё/ тем паче,
вошло в привычку-- передёргивать затвор.
Mein бывший liebe, время лечит. Это значит...
/Хотя не значит ровным счётом ничего./

C утра весна сдирает кожу с  мёрзлых улиц.
И пробивается подснежника росток.
А мы сидим по разным сторонам, сутулясь,
пробив друг другу сердце, и висок.

 Стихотворение самобытное, безусловно, у автора есть своя интонация, а это всегда радует.
Мне не очень импонирует использование в стихах иноязычных слов. Считаю, что это делать можно только в особых случаях. Здесь я острой необходимости в иностранных словах не вижу, особенно во втором случае ("mein бывший liebe"). Кстати, для справки, правильно будет "mein lieber". Потому что если "liebe", то тогда уже "meine". Над концовкой стоило бы поразмышлять ещё. Это стихотворение заслуживает более удачного завершения. Да, запятую после слова "сердце" хорошо бы убрать, она там не нужна.



20.Ольга Королева. Череповец, 1987 год http://www.stihi.ru/2016/08/11/3367

В далеком лете – счастье под рукой:
По запаху с соседней Первомайки
Все знают, сколько раз привозят сайки
В ближайший магазин, и в час какой.
 
В проулках – двухэтажные дома
С облупленной на стенах старой краской.
Дрова – к стене; на них валежник связкой.
И кошка наверху, как в теремах.

Двор создан для фантазии детей.
Песочница – не остров ли сокровищ,
Которые во глубь земли зароешь...
Но в зарослях – разбойники весь день.

Валяется в траве велосипед,
На лавочке – прохожему есть место.
Пекут пирог, гармошка "жжет" в подъезде:
Взял отпуск мичман Вова, наш сосед.

Здесь, в городе чердачных голубей,
Поближе бы сойтись с подросшей Варей
На парковой скамейке на бульваре –
За чтеньем книг (чтоб все, как у людей).

Затем – в кинотеатр, где тот же фильм
Идет весь год: «Москва слезам не верит»,
Который все сто раз пересмотрели,
И верится – что сказка это быль.

Кто Вову покорил – того – вся даль:
Моря, Москва и все, что неизвестно
Мечтателям, пиратам этим местным.
Пускай себе уходит их корабль.

Стихотворение производит двойственное впечатление. Пока идут воспоминания о детстве, без труда складывается живая картинка, получается добротная пейзажная лирика, всё просто замечательно. Примерно до велосипеда в траве. Как только появляются "мичман Вова" и "подросшая Варя", сразу исчезает свободное лёгкое повествование. Не получается почему-то у автора оживить своих героев, застывают они в объемных и живых декорациях двора картонными статистами, забывшими указания режиссёра. Первоначальный очень неплохой замысел рассыпается, грустно, что задуманное не удалось. Вообще, автор органично себя чувствует в пейзажном жанре и знает, что здесь его сильная сторона. Так оно и есть, и это уже замечательно. Заключительная строка стихотворения, к сожалению, банальна до оскомины. Про уплывающий корабль детства только ленивый ещё не писал. Собственно, единственным оправданием избитой темы может служить мастерское исполнение и необычный ракурс.  Но здесь, увы, нет ни того, ни другого. А начало стихотворения было многообещающим. Жаль.


21.   Бро Васёк ***Гномы*** http://www.stihi.ru/2015/05/16/8548


знакомой Надежде посвящается
                ***************************************

Гномы живут в опустевшей душе,
греясь у сердца во мраке развалин:
что же поделать, коль рай в шалаше
не уберёг их уставший хозяин.

Он говорил им: «пройду я весь путь,
что приведёт нас к достатку и счастью…»
Шёл очень долго, ветра били в грудь —
сердце в порывах крошилось на части.
К счастью дороги — всегда без конца
(он заплутал средь болот и туманов)
______________________________

гномы сжигают в разбитых сердцах
веру, надежду, любовь великанов.

Хорошее, нетривиальное стихотворение.  Подумать  бы над строкой "шёл очень долго, ветра били в грудь" - размер сбивается, да и звучит она коряво. Ещё: "что приведёт нас к достатку и счастью". К достатку, т.е. , к финансовому благополучию. Подозреваю, что автор не совсем то хотел сказать, отчего и предлагаю поискать другие возможные варианты. Тут, слава Богу, есть над чем думать, стихотворение живое и интересное.

22.Сергей Ясонов "Перетерплю. Переживу..." http://www.stihi.ru/2014/06/23/10589 
С благодарностью к Фриде Полак за вольный, свободный перевод
      на белорусский и украинский языки. http://www.stihi.ru/2016/02/28/7817               
               
                Любовь… - безумство и блаженство.
                Ждешь, жадно ты играешь роль,
                Где чувств полет и совершенство,
                Все то, что называем «соль».
                .     .     .     .     .     .     .     .     .
                Лишь чувств иных страшит главенство
                В душе, лишь расставанья боль.

                (От автора).
               
                *  *  *

                -1-
      Перетерплю. Переживу.
      Излом судьбы на горе данный
      Натянет нервов тетиву,
      Стрелою вырвав звук гортанный.
    
      Но в прошлое не запущу
      Ее. В те дни не брошу камень,
      Где счастлив был. Не открещусь
      От них, войдя в разлуки пламень.
    
      Звучит любви прощальный блюз
      В душе открытой нараспашку.
      Я не сгорю. Перебешусь
      И без смирительной рубашки.
      
                -2-
      Рассеивающийся дым.
      Я выйду из него спасенным
      Когда-нибудь. Уже другим.
      Без чувств в душе опустошенной.
      Без них, утратив смысл, я мим,
      Забывший роль?! Умалишенный?!

      P.S.
      Но, может, все-таки потом,
      Как вспышка света в день неброский,
      Вернется в душу чувство то.
      .     .     .     .     .     .     .     .     .     .
      Жизнь, помнится, она в полоску.

Классический пример версификации. Громкие фразы, за ними -  пустота. И расхожая сентенция в финале. Чтобы не повторяться, отсылаю читателей к предыдущим комментариям (см. стихотворения 4,5,8,12,14,15).

 Вот что получилось в результате:

1-е место:
11. Ольга Домрачева. майское. http://www.stihi.ru/2016/05/09/4637 

2-е место:
10. Михаил Эндин. "Холсты" http://www.stihi.ru/2016/10/05/8272 

3-е место:
17. Елена Элентух. "Ваниль"  http://www.stihi.ru/2015/05/05/3882


На десерт ещё одна цитата, имеющий уши да услышит!

"Ведь все и без поэзии знают, что надо любить добро – но чтоб добро потрясало человеческую душу до трепета, нужна поэзия, а поэзия без техники не существует."
Анна Ахматова.