Почему мы стихотворим?

Александр Апарцев
Понятие «Стих» в переводе с др.-греч. звучит как «Ряд, строка, строй», нечто упорядоченное. «Стихотворение» означает небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными (упорядоченными), обычно рифмованными, строками. Обращаю внимание на слова «ряд, строй, порядок, упорядоченность». Эти определения и понятия необходимы для понимания причин, которые побуждают многих людей обращаться к поэтическому творчеству в качестве читателей или творцов. При этом, что касается творцов, речь идет не о качестве создаваемых произведений, а о самом процессе стихосложения.

Так в чем же заключаются вышеозначенные причины?
Рассмотрим основные из них: квантовую, социальную, психологическую.

1.  Квантовая причина.

Согласно утверждению квантовой теории, вся Вселенная, в том числе и Человек,  состоит из малых субстанций ритмично пульсирующей энергии. То есть в человеческую сущность изначально заложено стремление к определенному ритму как первооснове бытия. Ритмичность проявляется во всех аспектах жизнедеятельности: физиологическом (повторяемость процессов жизнеобеспечения), бытовом (относительная цикличность житейского распорядка), и, конечно же, творческом (упорядоченность формы и содержания).

Если рассмотреть на сущностном уровне не только явно ритмичные музыку и стихосложение, но и любой другой вид искусства, то в каждом из них можно увидеть внутреннюю, иногда скрытую на первый взгляд, ритмическую пульсацию. Например, ритм в архитектуре можно задать расположением или точнее сказать, закономерным чередованием архитектурных элементов (проемов, простенков, каркасных стоек, балконов, и т. п.).

Учитывая еще одно утверждение из квантовой теории о том, что подобное притягивается к подобному, мы приходим к пониманию того, почему нас так притягивает творческий процесс и результаты творческой деятельности в виде произведений и предметов искусства. А дальше включается система выбора, которая побуждает человека обращаться к тому или иному виду искусства, в том числе и стихосложению, в зависимости от ряда внутренних и внешних факторов (способности, талант, мировоззрение, бытовой и социальный аспекты, культурные особенности, экономические предпосылки, географическое расположение и т.д.).

2. Социальная причина.

Очевидный факт: ничто не рождается на пустом месте. Но что, где и когда необходимо посадить, чтобы взрастить желание стихотворить?

Для ответа на этот вопрос обратимся к филологическому исследованию К.И.Чуковского из книги «От двух до пяти»: «Самой структурой своего лепета младенцы предрасположены и, так сказать, принуждены к стихотворству. Уже слово «мама» по симметричному расположению звуков есть как бы прообраз рифмы. Огромное большинство детских слов построено именно по этому принципу: бо-бо, бай-бай, ку-ку, па-па, дя-дя, ба-ба, ня-ня и т.д., у всех у них такая двойная конструкция, причем вторая часть каждого слова является точным повторением первой. Эти звукосочетания заимствованы взрослыми из детского лепета и, получив от взрослых определенный смысл, снова предоставлены детям, но в начале для каждого ребенка это были просто самоцельные звуки, многократное произнесение которых доставляло ему бескорыстную радость.»

Кстати, теперь нам понятно, почему «многократное произнесение которых доставляло ему бескорыстную радость». Мы уже ознакомились с квантовой причиной. Ребенок раннего возраста со своим чистым разумом, еще только начинающий осваивать разговорную речь, находится гораздо ближе к природе, более тонко чувствует ее пульсацию, и поэтому, воспринимая на генном уровне чувство ритма в произносимом звуковом чередовании, входя с ним в гармонию, получает наслаждение и выражает радость.

С социальной же точки зрения посредством повторяющихся звуков, слогов или в дальнейшем коротких стишков происходит освоение детьми разговорной речи и смысловое знакомство с окружающим миром. В стихотворной форме дети гораздо легче и быстрее усваивают огромный объем информации. «Нельзя не удивляться тому, за какой маленький срок ребенок овладевает таким несметным богатством разнообразных познаний» (К.И.Чуковский, «От двух до пяти»). А как раз вышеуказанные положительные эмоции, полученные от ритмического эффекта, служат прекрасной психофизиологической мотивацией для этого процесса.

Далее по ходу освоения и совершенствования социально необходимой способности, каковой является речь, ребенок начинает расширять свои речевые возможности, творчески экспериментируя (стихотворя) с известными ему звуками и словами, используя простейшие ритмы (в основном, хорей) и рифмы (часто даже искажая слова с целью рифмообразования). Такой естественный подход в совокупности с деятельностью детских педагогов и родителей, предлагающих детям различные стихотворные жанры: стишки, дразнилки, считалки, загадки и т.п., формирует в детском сознании культуру поэтического восприятия и творческого самовыражения.

Чем старше становится человек, тем меньше в его разговорной речи используются стихотворные формы, но в определенном объеме они остаются, проявляя себя в виде пословиц, поговорок, прибауток, стихотворных тостов, поздравительных стихов, песен и т.д. Конечно, в данном случае большинство людей используют чужое творчество, но примечательно то, что практически у всех людей есть в какой-то степени внутренняя тяга к стихотворной форме как средству общения, которое обогащает и оживляет речь, концентрирует выражаемую мысль, расширяет коммуникативные возможности. А при наличии даже минимальных способностей и желания эта тяга приводит человека к созданию собственных виршей. Повторюсь, что в контексте анализируемого в данной статье вопроса уровень авторского мастерства не рассматривается.

3. Психологическая причина.

Творческий процесс (художественный, технический, научный) – это человеческая деятельность, направленная на создание качественно новых материальных и нематериальных ценностей, основанная на индивидуальных особенностях личности автора и накопленного им жизненного опыта. Отсюда следует, что психологических причин существует столько же, сколько и людей, занимающихся творчеством, в частности стихосложением. И, тем не менее, несмотря на субъективные отличительные нюансы, все психологические причины можно классифицировать по нескольким общим категориям. В рамках данной статьи охарактеризую их достаточно кратко.

а) Самореализация – высшая потребность человека, заключающаяся в желании реализовать свои таланты и способности. Стремление проявить себя в обществе путем применения своих знаний, умений и навыков в избранной человеком сфере деятельности, в том числе творческой. 

б) Сублимация – защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, в том числе и на творчество.

в) Развлечение – активная деятельность, в результате осуществления которой человек испытывает удовольствие.


В заключение отмечу, что все причины (квантовая, социальная, психологическая) неразделимы и оказывают совокупное мотивационное воздействие на творческую, в том числе стихотворную, деятельность человека.
 
Формулировки терминов взяты с сайта http://dic.academic.ru