Конкурс 7 Лепестки сакуры. Невидимая связь в хайку

Клуб Золотое Сечение
Приветствую постоянных и новых участников нашего конкурса!

Во втором конкурсе «Лепестки сакуры. Два полюса» мы уже работали над понятиями сопоставления и напряжения двух частей в хайку. Двуплановость двухчастной хайку создаёт картинку, которую хочется достраивать и возвращаться, чтобы рассматривать её ещё и ещё раз. Думаю, что полезно будет остановиться ещё раз на этом аспекте в виду следующего комментария по теории написания хайку.

Сергей Волковский о структуре хайку (из комментария к хайку):
*
«Вопрос касается самой сути хайку как жанра. Его логики и красоты. Между частями хайку НЕ ДОЛЖНО быть связи по типу "а поэтому", "а раз так", "и благодаря этому". Не должно быть объяснения, дополнения, "раскрытия темы". Первая строчка не должна "давать прогноз" о второй. Вторая не должна цепляться за первую. Первая строка не должна быть "заглавием" стиха, титульным листом, введением. Вторая строка не должна "напрашиваться". …вторая строка не должна быть прогнозируема, "вытекать" из первой… По той же самой причине - мазки по одному и тому же месту, ничего нового в ощущении, читаешь и думаешь "ну-ну, понятно". Повороты в хайку должны быть как речь и действия ребенка - вы не знаете, что он выкинет в следующую секунду (верно?), но при этом поведение ребенка, парадоксально (на первый взгляд), оказывается естественным и, трепещите, глубоко логичным, как логична сама природа. У вас же часто стихи - как речь старенького профессора - все об одном и том же в каждой строке, хочется уйти в начале лекции. Вторая строка, повторю, не должна лазить по той же самой картинке. Она может или
а) уйти дальше, в следующий кадр, да, связанный с первым, но совершенно другой...
б) уйти вообще в другое измерение, перпендикулярно, из цвета в звук, из себя в космос, из зачета в тополиный пух, без видимой связи вообще и! если вы "ушли" удачно, то там, в другом измерении, вы, словно через мост между черными дырами, выскочите, "закоротитесь" на первую строчку. Как влюбиться, быть прокинутым, разбить себе сердце, улететь в Аргентину, выйти на вечерний пляж - и бац! - она там сидит, ножками в воде болтает.
Автор произнес первую строчку и... не отходит от нее. Связан с ней пуповиной. Он все там же, на все том же листе, просто дорисовывает новые детали. А лист должен быть новый. Новый кадр. Пусть это будет кадр на той же опушке, в той же комнате, ради бога. Но объектив нужно повернуть в сторону. Когда  два кадра об одном и том же, второй вычитывается из первого, вытекает из него. Так нельзя, это не хайку.» (смею заметить, что автор, видимо, под строкой подразумевал одну часть хайку, которая не обязательно совпадает с одной строкой. Речь идёт о двух частях в хайку)

Давайте приведём примеры с нашего прошлого конкурса:
*
Вечер морозный
 Дремлет на теплой трубе
    Белый котёнок (Георгий Булычев)
*
в еловых ветках
 изобилие шишек
   клесты мельтешат (Арина Шик)

Когда мы говорим: всё сказано – что подразумевается под этим? Один из критериев – можно ли вставить  между двумя частями хайку: ПОЭТОМУ, ТАК КАК? В двух приведённых примерах первое прекрасно объясняет наличие ВИДИМОЙ связи и поэтому никакого напряжения между частями не наблюдается. Т.е. в хайку не должно быть видимой причинно-следственной связи. Но, безусловно, связь должна быть, расширяющая поле восприятия и обзора. А значит, и глубина впечатления и длительность послевкусия от прочтения хайку станет более ощутимой!


Итак, задание для данного конкурса «НЕВИДИМАЯ СВЯЗЬ В ХАЙКУ»:

1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах ( от 13 до 20, например)
2. Хайку будут оцениваться за отсутствие причинно-следственной ВИДИМОЙ связи. Будет оцениваться наличие внутреннего напряжения, как искры, оставляющей после себя впечатление и послевкусие, создавая хотя знакомые и понятные образы, но поражающие неожиданным раскрытием. А значит, каждая хайку должна быть находкой и содержать свою изюминку!  По этим критериям мы будем ставить основную оценку хайку.

Для настроения рекомендуемая тема "ЗИМНЕЕ ТЕПЛО". Но не обязательно.

Заявку на участие в конкурсе публикуем в виде рецензии ниже! Но ТЕКСТ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:

Текст хайку в количестве о 1 до 3 от каждого автора присылайте мне на почту:
ignattur@gmail.com   (можно послать сообщение на страницу "Клуб Золотое сечение" или "Татьяна Игнатова 5", но обязательно должен прийти от меня ответ)
По форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку

Если от меня не приходит ответ, то посылайте на почту другой ведущей, Анне Вербе:
an-verba-na@yandex.ru

Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ.

Призовой фонд:

1-е место - 400 баллов,
2-е место - 300 баллов,
3-е место - 200 баллов,
4-е место - 100 баллов.

Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее  у читателя   ассоциации  пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя  и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдаленны друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное остутствие рифмы
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10)Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы  действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Отсутствие инверсий, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.
Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.

Жду только новых работ! Вдохновения Вам, дорогие поэты!
27 ФЕВРАЛЯ, ПОНЕДЕЛЬНИК - последняя дата приёма или до 30 хайку!

На данный момент принято - 17 хайку.

С вами Татьяна Игнатова.