Русская литература 18 в

Вл.Шилин
      
               
              НАШ  ВЕК
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвётся из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознаёт свою погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит.

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня!  – Я верю, боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»
10 июня 1851 г.      Ф.И.Тютчев


А скажите мне, друзья- читатели, с чего вообще начинается литература, если уже написаны некоторые книги? 
Нет, я говорю не о прозе или поэзии.  Если какие-то книги уже написаны, значит, авторы знают,
в каком виде творчества они хотят работать.  Я говорю о том – ЧТО делает книгу литературой. 
Ведь автор может написать книгу и спрятать её в стол или прочитать нескольким близким людям.

Так почему (как, когда)  написанное произведение становится литературой?
Потому… что его начинают читать… не близкие автору люди, не родственники, а совсем неизвестные читатели. Представьте, что дело происходит в античные времена или в Древней Руси.
Печатный станок появится очень и очень не скоро. А литература – существует задолго до принятия христианства («Веды славян», «Велесова книга»).  Поскольку речь пойдёт о русской литературе, то надо сразу сказать, что и в Древней Руси у нас писатели были,  но читателя – массового,   а  не просто нескольких грамотных людей – не было. Кто, к примеру, имел доступ к библиотеке Ярослава Мудрого 
или  Ивана Грозного?

Официально считается, что  русская литература началась в XI веке, когда митрополит Илларион написал «Слово о законе и благодати»,  а затем: произнёс его публично и оно попало в летописи. Это произведение, по словам исследователей, было обращено к князю Владимиру.  Но вряд ли это произведение читали все грамотные на то время люди.

Это сейчас печатают целые тома древнерусских повестей, сатирические произведения, духовную поэзию. Но  в X-XI веке у наших предков в основном существовала переводная литература. Не богослужебные книги – апокрифы, жития, синаксарь, сказания – для благочестивого чтения, а такие как,  «Сказание как БОГ сотворил Адама»,  «Повесть об Акире Премудром» (VII в.). И книги светского содержания, которые сочинялись в основном в Византии.  Переводчиками и распространителями рукописных книг были прежде всего монахи.  Очень популярной была книга об Александре Македонском («Александрия»), книга поучений «Пчела», сборник  повестушек «Физиолог» о животных, камнях и разных диковинах. А такие произведения, как «Шемякин суд» или «Повесть о Ерше Ершовиче» и подобные им повести или сказки были известны из лубка.  Лубок на Руси появился в XVII в., это липовая доска с вырезанными рисунками и надписями.  Такие «потешные листы» (другое название лубка), печатавшиеся с доски, разносили коробейники.

Книгопечатание на Руси началось в эпоху Ивана Грозного, когда Иван Фёдоров в 1564 г. выпустил книгу «Апостол».  Вскоре  появляются периодические издания «Куранты», «Вести». Конечно, ни отчёты землепроходцев и послов царю, ни письма Ивана Грозного к Андрею Курбскому  и прочим адресетам народу были не известны.  Всё это стало достоянием читателей лишь гораздо позднее.

Подлинная литература, доступная населению, появилась с приходом на царство Петра Первого . Тогда стали издаваться вирши. В 1680 г. напечатана «Псалтырь рифмованная» Симеона Полоцкого. В предисловии к читателю автор пишет – Пусть обычная «Псалтырь» во церкви да будет хранена, а моя, рифмами переложенная, предназначена для домашнего чтения, к «домашней потребе». И не слушай читатель невежественных и злых людей, хулящих моё произведение. Будь «не слов ловитель, но  ума искатель… благодарно прими труды сия, иным обычны, в России новыя».

Виршевиками были религиозные деятели Феофан Прокопович, Сильвестр Медведев, а  знаменитый поэт-сатирик  Антиох Кантемир  был послом.   Вообще русская  литература находит массового читателя с XVIII века. Тогда же начинают создаваться всевозможные альманахи, такие как «Аглая» и «Аониды» Карамзина.

Восемнадцатый век многим известен, как век поэзии.  До нас дошло множество поэтических произведений того времени. Наиболее видными авторами были М.Ломоносов, А.Сумароков,  И.Богданович, Г.Державин. Они в основном писали оды, поэмы, сказки, басни, пьесы. Такие авторы, как В.Озеров,  были знамениты своими трагедиями. Есть трагедии у В.Майкова,  А.Хомякова и др.   М.Херасков наиболее известен своей поэмой «Россияда», в ней рассказывается о взятии Казани.

Но это всё крупные поэты XVIII в., а были и таланты меньшего масштаба. Это, к примеру,  Н.Поповский, написавший большое стихотворение «Начало Зимы»:
Ярившийся Борей разверз свой буйный зев,
И дхнул он хладностью на те места прекрасны,
Где Флора, истощив свои труды ужасны,
Пустила по лугам гулять прелестных дев.

Посмотрите на формы отдельных  слов – разверз, дхнул, хладность. Это всё образцы устаревших (словесных форм) речений высокого стиля. Или, проще говоря, церковно-славянские формы слов. Поэты начала XVIII века ещё вовсю ими пользовались.
Да и усечённых слов (прекрасны, ужасны) было достаточно. А сколько античных заимствований! Борей, вместо мороза, Флора, вместо природа. Это была изящная словесность, со своими правилами, своим словарём. Обычная русская речь (разговорная) очень робко входила в поэзию.
Тут весьма уместно говорить о языке литературы, очень отличавшимся от языка бытового, и не всем он был понятен. Да ведь и сама литература создавалась для узкого круга высокообразованных людей. Следует помнить, что в то время даже не все дворяне умели хотя бы просто читать.

В моей библиотеке имеется двухтомник поэтов второго ряда, как принято их называть.  Сюда, между прочим, относится  и В.Л.Пушкин, дядя А.С.Пушкина. Это был довольно даровитый автор, достаточно вспомнить его поэму «Опасный сосед», о которой в романе «Евгений Онегин» упоминает А.Пушкин.
Вряд ли сейчас многие хорошо знают поэзию XVIII века.  А она очень интересна не только тем,  что является фундаментом для дальнейшего развития русской литературы и особенно творческих  достижений А.С.Пушкина, но и своими сюжетами. Я не говорю о творчестве М.Ломоносова или Г.Державина. Их творчество   особенно выделяется из всего, что было написано в то время. Не забыто оно и в наши дни, но едва ли сегодняшняя публика помнит, что  знаменитая песенка «Если б милые девицы» из оперы «Пиковая дама»  написана на текст  Гавриила Державина!

Был в то время и такой талантливый автор, как В.П.Петров, который называл себя карманным поэтом Екатерины II. Он сделал первый перевод «Энеиды» Вергилия.  О нём также упоминает А.Пушкин в своих  стихах. Хочется привести пример из стихотворения  Петрова «На карусель»:
Молчите, звучных плесков громы,
Пиндара слышные в устах;
Под прахом горды ипподромы,
От коих Тибр стонал в брегах,
До облак восходили клики,
Коль вы под оным не велики,
Кой нам открыт в прекрасный век
Екатерининой державы;
Когда, питомец вечной славы,
Геройства росс на подвиг тек!
               

А вот сонет, написанный  другим автором того же времени А.Ржевским:
Пройдёт моя тоска, и век драгой настанет,
Минуется напасть, не буду я тужить.
Сулит надежда то, она и не обманет.
Не вечно в горести и муке мне прожить.

Желаемый душе покой моей предстанет,
Судьба смущённый дух не будет мой крушить.
Зловредный случай мой со временем увянет;
Начнут приятные  утехи мне служить.

Прейдёт мучение, настанет жизнь другая,
Наполненна утех, приятная, драгая.
Смягчится рок, скорей прейди печаль моя,

Престань меня терзать, окончись время слезно,
Приди душе покой, сокровище любезно!
Когда же он придёт? – как жизнь окончу я.

Замечу кстати, что к литературе этого периода надо отнестись не просто с уважением, но и с пониманием, ведь это был период ученичества. Русские авторы постигали те формы литературы, в которых писатели запада уже достигли больших успехов. Тут необходимо помнить о том, что наша словесность ещё совсем недавно создавала виршевую поэзию. И только после реформы В.Тредиаковского (1735 г.) и работ М.Ломоносова в области стихотворной техники,  русская поэзия, наконец, заговорила понятным, правильным русским языком.  Появилась теория силлабо-тонического стихосложения.  Но она ещё должна была получить все права гражданства, укрепиться и развиться. 

В своём знаменитом  письме «… о сложении стихов русских» Антиох Кантемир пытался отстоять  все права виршевого стихосложения.  Вот небольшой отрывок из его сатиры:
Уме недозрелый, плод недолгой науки,
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Посмотрите, насколько отличаются эти стихи от приведённых выше.  Ведь в виршевой поэзии строки строились на одинаковом количестве слогов (силлабика), а не на чередовании долгих и кратких слогов (тоника). При этом приходится несколько искажать звучание привычных нам слов: уме (вместо ум),  проводити (вместо проводить),  слыти (вместо слыть). Это так называемые поэтические вольности. 

Теория Тредиаковского старалась избежать подобных казусов, что ей  не всегда удавалось, но всё же её ожидало прекрасное будущее. Виршевая поэзия знала только двустишия, а новая форма стиха открывала широкие возможности в построении строф. Тредиаковский создал свою теорию тогда, когда ещё не было образцов стихотворений такого рода. Он первый и начал их создавать.  Его сборник «Езда на остров любви» имел у читателей большой успех. Вот одно из стихотворений:
Без любви и без страсти,
Все дни суть неприятны:
Вздыхать надо, что б сласти
Любовны  были знатны.

Чем день всякой провождать
Ежели без любви жить?!
Буде престать угождать,
То, что ж  надлежит  чинить?

Ох, коль  жизнь есть несносна,
Кто страсти не имеет!
А душа к любви косна,
Без потех вся стареет.

Чем день всякой провождать,
Ежели без любви жить?
Буде престать угождать,
То что надлежит чинить?

Конечно, сейчас такие стихи кажутся нелепыми, но это только сейчас.  А в то время на не избалованного хорошей поэзией читателя они производили сильное впечатление, представляли интересную новинку тем, что в них не только изображаются всем понятные чувства, но главное, что написаны они более стройным русским слогом.

Нам, читающим такие стихи, надо хоть на минуту забыть наше время, стать человеком XVIII века, так же, как читая античную литературу, мы как бы становимся греками или римлянами.  Нельзя отвергать литературу прошлого только потому, что она не отвечает нашим сегодняшним требованиям и достижениям. Надо быть очень снисходительным к тогдашнему читателю. Ведь не презираете же вы своих дедушек и бабушек за то, что они не знают того, что знаете вы. Мир не родился таким, каков он есть сейчас, он развивается  эволюционно, постепенно.  Только понимая и чувствуя это, мы сможем оценить и то, что было достигнуто нашими предками, как развивалась изящная словесность во времени. Знать русскую литературу во всей её полноте – это долг наш перед прошлым, настоящим и будущим одновременно. 

Выше шёл разговор о поэтах почти никому не известных в наше  время. Но в XVIII веке кроме поэтов в чистом виде были и такие  авторы, кто писал и стихи и прозу. И тут главное место принадлежит четырём авторам: Д.Фонвизину, А.Радищеву, Н.Карамзину и И.Крылову. Эти авторы прочно входят во все учебники по литературе.  Д.Фонвизин написал две пьесы: «Бригадир» и «Недоросль». Кроме того у него есть много переводов.  А.Радищев – знаменитый автор «Путешествия из Петербурга в Москву» и «Жития Фёдора Ушакова».  Н.Карамзин больше известен как автор повести «Бедная Лиза» и «Истории государства Российского». А вот  знаменитый баснописец И.Крылов начинал с прозы.  Им также была написана пьеса «Урок дочкам», комедии и крупное произведение «Почта духов». Только гораздо позднее он стал писать басни.

Однако это не единственные прозаики того времени.  В.Лёвшин более всего известен своими русскими сказками, но у него есть драма «Торжество любви» и повесть-утопия  «Новейшее путешествие». М.Чулков написал несколько повестей:  «Драгоценная щука», «Пряничная монета» и «Горькая участь». В последние годы XVIII веке работал поэт и драматург В.Капнист. Самое знаменитое его произведение – комедия «Ябеда», песенку из которой распевала чуть ли не вся Россия:
Бери, большой в том нет науки;
Бери, что только можно взять.
На что ж привешены нам руки,
Как не на то, чтоб брать?

Ведь без указу нам не стать
        Пословицы ломать,
Котора говорит, что взято,
          То свято!
   
Но надо, чтоб уйти прижимки
И что б не оплошать,
Перчатки-невидимки
На миг не скидывать.

Все пьесы тогда писались по классическим правилам: единство места, времени и действия. То есть всё происходило в одном месте и в течение одного дня.  В.Капнист также писал и стихи, но слог его очень сильно отличался от того, каким писали его более ранние предшественники. И если не знать, что он поэт XVIII века, то можно принять его за одного из авторов пушкинской поры. Вот небольшое стихотворение В.Капниста «Камелёк»:
Вчера я в тереме Элвиры
Один у камелька сидел
И на струнах ей милой лиры
Горациевы песни пел.

Давал совет он Левконое
О будущем не ворожить;
В весёлости, в любви, в покое
Лишь настоящим часом жить.

Но между тем как я распелся
И позабыл летящий час,
Без дров, покуда осмотрелся,
Тихохонько огонь погас.

Элвира! Скрыв на сердце рану,
Давно горю любовью я:
Когда один гореть я стану,
Погаснет скоро жизнь моя.

Он, как и все поэты того времени, не называет свою любимую настоящим именем, а в целом это довольно милое стихотворение с чувством юмора. На таком примере очень интересно проследить эволюцию языка. В нём нет ни одного церковно-славянского или усечённого слова.  Надо отметить, кстати, что почти все стихи того времени – рифмованные. Белыми стихами написаны лишь переводы античных авторов.  А вот в одной из пьес Островского, герой декламирует кусок из трагедии В.Озерова, написанной стихами. В XVIII веке все пьесы писались в основном стихами. Авторы писали чаще всего
по такой схеме: оды, стихи, героические поэмы, песни, басни, пародии и трагедии.  Но, несмотря на это, каждый автор обладал своим, ни на кого не похожим,  голосом, своим слогом.

Но крупнейшим представителем русского просвещения того времени  стал Н.Новиков. Он издавал журналы, в которых проводил главную свою мысль – борьбу с крепостным правом, с преклонением перед всем иностранным.  Его сатирический журнал «Трутень» был как бы антиподом журнала Екатерины II «Всякая всячина».  Такие передовые люди, как Радищев и Новиков конечно же не остались не замеченными властями и были взяты под стражу. 

Самым большим событием в области литературы в то время явилась находка, сделанная  коллекционером старинных рукописей А.И. Мусиным-Пушкиным (1744-1817) в Спасо-Преображенском монастыре города Ярославля. Будучи обер-прокурором священного синода, он имел возможность пополнять свою коллекцию рукописями из монастырских архивов. И вот  в 1787 г.  ему посчастливилось отыскать никому дотоле не известную рукопись – «Слово о полку Игореве», поэтическое произведение XII в.! Им же был сделан и опубликован перевод этого документа.   Впоследствии один из переводов «Слова»  сделал В.А.Жуковский.

«Слово» поведало нам «О Бояне, соловию старого времени».
Его имя упоминается несколько раз в тексте «Слова»:
Начати же ся тъй песни  по былинам сего времени,
А не по замышлению Бояню… //
Легендарный Боян был знаменит не только во времена князя Игоря, но и в наше время он отмечен замечательным памятником в городе Трубчевске.

Восемнадцатый век – очень важный период в становлении и развитии русской литературы и языка. Ломоносов впервые создал учение о трёх стилях (высокий, средний и низкий), показал, каким языком должны писаться произведения каждого из этих стилей и таким образом, упорядочил русскую словесность. 

Такие выдающиеся литераторы, как Н.Карамзин и И.Крылов начали большое дело – реформацию  русского языка, которую продолжил в дальнейшем А.Пушкин. Так, Н.Карамзин стал писать о народе, используя разговорный язык. Таким же языком написаны и басни И.Крылова. Кроме того, поэты-радищевцы, кружок которых возник после смерти Радищева, начали впервые изучать как поэзию вообще, так и русскую народную поэзию в частности. Например, В.Попугаев написал оригинальное сочинение «О поэзии», а И.Борн писал « «О теории слога в прозе и стихах». Другой поэт-радищевец, А.Востоков, был литературоведом и переводчиком. В 1820 г. он издал сочинение «Рассуждение о славянском языке, служащее введением к грамматике сего языка по древним оного памятникам». 

Россия того времени переживала подъём, который прошли страны Запада в период эпохи Возрождения. Но для них это было прошлое, а мы его только ещё открывали для себя и своих читателей. Россия в это время сделала очень многое и в государственном устройстве. В состав нашей империи вошли Крым и Бессарабия.  Стала энергично развиваться промышленность, появился могучий флот. Победы на суше и на море поставили Россию в один ряд со многими развитыми странами мира. Стали разрабатываться планы застройки городов, которым так же давались и гербы.  Это было очень интересное время, которое нашло отражение и в литературе (поэма Хемницера «Чесменский бой», ода Ломоносова на взятие Хотина, ода Державина на взятие Измаила и др.).

Хочется в заключение сделать и такое замечание: XVIII век в развитии литературы не кончился с наступлением XIX века,  его отголоски ещё довольно долго ощущались в тематике некоторых авторов, поэтому  XVIII век необходимо знать хотя бы для того, чтобы по достоинству оценить все достижения XIX века. Ведь Европе потребовалось почти пять веков, чтобы от средневековой литературы перейти к литературе сентиментализма и романтизма. Мы оказались очень способными учениками, переняв у Запада всё наилучшее.  Пушкин – связующее звено между литературой XVIII века (сентиментализм и романтизм) и литературой XIX века (реализм) – ему необходимо было достижения запада приспособить к нуждам русского читателя, «обрусить» литературу. Но, сделав этот важный и трудный шаг, он пошёл дальше, хотя это уже другая эпоха.

Поэт – не просто создатель стихотворных произведений, но также носитель опыта прошлых лет. На нём лежит ответственность за память о прошлом, о народных корнях и традициях и, что самое главное, – продолжать развитие литературы на новом этапе, вести её вперёд хотя бы на один шаг. В такие ответственные минуты природа, как можно заметить, посылает нам людей, способных выполнить такую  задачу. Время потребовало – и на Руси появились: Тредиаковский, Ломоносов, потом – Пушкин и плеяда поэтов «золотого века»,  а затем «серебряного века» и наконец – замечательные поэты Советской Росси – Маяковский, Тихонов, Твардовский, многие другие,  вперёд смотрящие русской литературы.   А мы –  следующее поколение … 
***
Наш век пройдёт. Откроются архивы,
И всё, что было скрыто до сих пор,
Все тайные истории извивы
Покажут миру славу и позор.

Богов иных тогда померкнут лики,
И обнажится всякая беда,
Но то, что было именно великим,
Останется великим навсегда.
                Николай Тихонов


Москва,  2016 г.