Эрмина

Фатима Шейхи
Тете Эрмине пошел десятый десяток, но многие называли ее Эрминой, лишь более интеллигентные и почтительные - тетей Эрминой или Августовной.
  Эрмина жила в маленькой, старенькой избушке на краю села и на вопрос: " Как живется, тетя Эрмина ? " всегда отвечала : " Слава Богу ! Пенсию вовремя дают , а если не хватит - в магазине в долг возьму . (Бывало, пойдет в магазин, а ей говорят: " Тетя Эрмина, у Вас долг четыре тысячи рублей. " И она безропотно отдавала эту сумму и никогда не считала сколько брала и сколько должна." У меня свои соловьи, свои кукушки весной, ручеек журчит и лужайка в мае вся в одуванчиках. Пойду на поле за огород - нарву борщевик, кислянки, наварю супчика. Красота! " Эрмина не имела телевизор, радио, ее любимым занятием было вязание, Вязала носки, варежки, безрукавки, и, как  истинная латышка,
вязать любила с узорами. У Эрмины все углы домика с пола до потолка были заложены узелками. Ее приглашали отпевать покойников и после похорон никому не нужные вещи  умершей женщины отдавали ей. Она приносила их домой и, развязав узелок, начинала примерять. Если одежда по размеру подходила, наряжалась в новую " обновку " и гордо вышагивала по деревне, а в следующий раз опять развязывала другой узел и одевала уже другие вещи."Гардеро " тети Эрмины увеличивался  по мере.. Походка у нее была легкой, спину держала прямо, а на День Пожилых людей первая пускалась в пляс. Когда ей было девяносто лет во время поминок один мужчина спросил у нее:  "Тетя Эрмина, на здоровье не жалуешься?" На что она ответила: "Немного начинаю жаловаться. Что-то иногда суставы ног начали побаливать." на что мужчина отреагировал с усмешко : " А что так рано? "
Иногда Эрмина заходила ко мне, предлагала носки, варежки, я ставила чай, Эрмина вытаскивала с сумки свою любимую копченую рыбу и батон.
И мы пили чай.
Я много узнала о ее прошлой жизни, которая была очень горестной.
Работала тетя Эрмина в колхозе на ферме, жила в бараке. Барак был большой и холодный, буржуйка не прогревала хату, а она каждый день пилила ручной пилой ильм и топила. Иногда скотники по жалости помогали ей заготовить дров на сутки. Спала Эрмина в валенках, в шале и в телогрейке. Охраняла колхозный скот, возила с речки в большой бочке воду для скота  на лошади. Один скотник  "помог" даже родить ей сына Володеньку. Но когда Володеньке было два с половиной годика, она посадила его с собой на сани и поехала за водой. На повороте бочка перевернулась и придавила мальчика насмерть.Эрмина опять осталась одна. Я спрашиваю: "Тетя Эрмина! А правда, что твою мать отчим убил у тебя на глазах? "Она отвечает:  Да, так и было. Однажды он побил меня сильно пряжкой от солдатского ремня, у меня вся задница была в синяках, поэтому, если он заходил в дом, я тихонько таилась на печке. И в этот день, он явился пьяный, а я тихонько наблюдала с печки,он  нацелил на маму ружье и выстрелил. Мама умерла сразу. Мне тогда было четырнадцать лет. А знаешь, Фатима,  - продолжила с грустью Эрмина -  Я ведь Ангелов видела. Но это было давно. Мы шли с племянницей Надей по полю, гляжу, неб , как лодка открылась, а там Ангелы летаю . Я говорю: " Смотри, Надя, Ангелы! " Но она не успела увидеть. Небо снова закрылось".
Умерла Эрмина в 94 года, до последнего ходила на своих ногах, так что никому за ней не пришлось ухаживать. Наверное Бог так решил - ведь ухаживать-то все равно некому было.
 Спи спокойно, Эрмина! Твои Ангелы, наверняка, тебя уже там встретили тебя..