2017 - 1-й Конкурс. Обзор от Bor Gа

Золотой Пегас
 

Bor G, http://www.stihi.ru/avtor/Bor_G

Меня тут организаторы попросили сильно не растекаться попытками мысли по остаткам древа. Поэтому постараюсь весьма лаконично. Но всё же для начала повторю свои принципы, используемые при выставлении оценок и последующем размещении по местам.

При судействе конкурсов, в которых общий уровень стихов достаточно высок, но при этом нужно не выставлять оценки, не представлять шорт-листы, а просто распределять участников по местам – всегда возникает определённый диссонанс, вполне даже когнитивный. Ибо (как, например, в данном случае, когда участников 12) разница между стихами может быть (по мнению судьи) весьма незначительной, могла бы исчисляться парой баллов от силы, но ты должен расставить их по местам. И первое место получает в 12 раз больше баллов, чем последнее (ну, или меньше, если идёт учёт мест, а не очков). Я уже давно пришёл к выводу, что и в таких случаях следует всё же применять бальную систему, а потом уже, исходя из этого, распределять по местам. Причём мне наиболее перспективной представляется система, используемая на т.н. "Межпортальных конкурсах". Эту систему (немного адаптированную мною для Пегаса) я сейчас попробую изложить.

Каждое стихотворение оценивается по классической "школьной" системе (от 1 до 5) по двум направлениям: техника исполнения и художественное впечатление. Т.е. как бы по 10-бальной системе. При этом, по каждому из направлений ещё один балл (по каждому) может быть добавлен, если в стихотворении содержится ещё что-то особенное, что меня поразило, что (по моему мнению) выделяет этот стих в лучшую сторону. А именно – глубина, второй (и более) план, нетривиальное содержание, какая-то "фишка" в конце концов. Таким образом, максимальная оценка может быть 6/6, т.е. 12. Да, и в связи с весьма высокой плотностью представленных стихов, здесь могут быть оценки с шагом не 1, а 0,5. И даже в этом случае может иметь место равенство баллов, при котором окончательное распределение мест между стихами с равным количеством баллов – это будет уже совсем моё субъективное мнение, как "легло на душу", что ли.

И ещё пару слов о субъективности. При судействе таких представительных конкурсов – всегда остро встаёт вопрос критериев оценивания. У многих опытных (и не очень) судей имеются свои критерии, зачастую излишне формализованные, зачастую надуманные или, наоборот, излишне эмоциональные и неформальные. В любом случае (в том числе – и тем более – в моём случае) всё это – сугубо субъективные критерии и собственно оценки, не претендующие на объективность ни в одной из существующих инстанций. Ибо существуют вкусовые и стилистические предпочтения, существуют настроения и "внутренние гармонии" каждого отдельного индивидуума. И, поверьте, чем более заслуженный пиит и чем более опытный и уважаемый "рефери на ринге" выступает в качестве судьи, тем более уникальными, "жирными" и нестандартными будут его "личные тараканы". Так что уж не обессудьте. Правда, ваш покорный слуга не претендует ни на какие заслуги и почётные (а также понечётные) звания, так что есть надежда, что в данном случае тараканы будут весьма тощие. Но они, поверьте, будут – куда уж без них.

Дальше приводятся оценки каждому стиху (с суммарной оценкой в скобках). И буквально несколько слов по каждому стиху.

1. Неназванное  5/4,5 (9,5)

-!-!-!-!-!
-!-!-!-!-!-
-!-!-!-!-!
-!-!-!-!-!-
Пятистопный ямб, чередование мужских и женских рифм, схема рифмовки АБАБ. Почти что классика по структуре. Да и по содержанию в целом неплохо.

2.  Апатия    4,5/5 (9,5)

!-!-!-!-!
!-!-!-!-!-
!-!-!-!-!
!-!-!-!-!-
А здесь пятистопный же, но хорей. С такой же схемой рифмовки и чередованием рифм, как и предыдущий стих. Понравился стих, весьма хорош.

3. города  4,5/6 (10,5)

--!-!--!-!
--!-!--!-!-
--!-!--!-!
--!-!--!-!-
А вот здесь имеет место весьма замысловатый логаэд. Почему замысловатый? Вроде схема приведена выше, всё понятно. Стопа анапеста, стопа хорея, потом всё это повторяется, опять стопа анапеста, стопа хорея. Мужские-женские рифмы, чередование, все дела... Или же всё же первый слог ударный должен быть? И у нас там три стопы хорея, а потом две стопы ямба? Вроде и так можно. Но вот только эти "ещё" в начале строк (три штуки) всё портят. Причём портят даже (как на мой непросвещённый взгляд и слух) в случае первой стопы анапеста, ибо подспудно неявное ударение всё равно на первый слог (этих двух безударных слогов) стремится попасть. И эти "ещё" – как плексигласом по стеклу.
Увы, при весьма и весьма сильном впечатлении от этого стиха – логического объяснения присутствия этих "ещё" (причём в таком количестве, как будто в назидание) объяснить не могу. Заменяется там всё легко и просто, высочайший технический уровень автора виден невооружённым глазом. Сколько ни пытался ответить на вопрос "зачем здесь эти "ещё"?" – так и не смог. Потому и снижена первая оценка.

4. Жена везёт меня домой...  4,5/4 (8,5)

-!-!-!-!-
-!-!-!-!
-!-!-!-!-
-!-!-!-!
Четырёхстопный ямб. Жалостный стих. Может быть даже слишком жалостный.
 
5. Без прикрас 5/4,5 (9,5)

!--!--!-
!--!--!
!--!--!-
!--!--!
Дактиль. Трёхстопный. С ожидаемым обрезанием оконечной стопы до женской и мужской рифмовки, дабы дактилическими рифмами не добавлять ещё ностальгических мотивов.

6.  Утка огарь   5/4,5 (9,5)

!-!-!-!-
!-!-!-!-
Четырёхстопный хорей, все рифмы женские, схема рифмовки АБВГАБВГ. Хороший стих, достаточно жизнеутверждающий. Хотя всё равно "птичку жалко".

7. Чёрный город 4,5/4,5 (9)

--!--!--!
--!--!--!-
--!--!--!
--!--!--!
--!--!--!-
--!--!--!
Трёхстопный анапест. Схема рифмовки вроде АБААБА. Говорю "вроде", ибо автор, судя по всему, увлёкшись сложной рифмовкой в не менее сложной стопе, не сумел обеспечить все сильные рифмы. Некоторые, скажем так, неплохо бы и усилить. Впрочем, это на усмотрение автора.

8. Опять с небес, где звёзды и орлы...  5/5 (10)

-!-!-!-!-!
-!-!-!-!-!-
-!-!-!-!-!
-!-!-!-!-!-
В рамках классического пятистопного ямба достичь такой высоты звучания, такой пронзительной ностальгической тональности, такой точности в деталях и даже в фонетике – это весьма непросто.

9. Это лучше...   6/6 (12)

!-!-!-!-!-!-!
!-!-!-!-!
!-!-!-!-!-!-!
!-!-!-!-!
Хорей. 7 стоп в чётных строках, 5 в нечётных, оконечные стопы обрезаются до мужских рифм. Но дело даже не в этом. Просто название как бы почти созвучно. Ибо (по моему скромному мнению) это – лучшее в данной подборке.

10. Завечерело. Город затихает…   6/5 (11)

-!-!-!-!-!-
-!-!-!-!-!
-!-!-!-!-!-
-!-!-!-!-!
И опять классика. И опять пятистопный ямб. И практически безукоризненное исполнение. А глагольная, но сильная, виртуозная рифма "хватает-тают" – это вообще высший пилотаж.

11. Последний вторник  5/5 (10)

-!-!-!-!-
-!-!-!-!
-!-!-!-!-
-!-!-!-!
А здесь ямб четырёхстопный. Однако исполнение тоже достаточно виртуозное.

12. Страсти по... 4,5/5 (9,5)

Здесь такой себе гуляющий логаэд имеет место. На основе анапеста с добавками. Но гуляет он как кот, т.е. сам по себе. И весьма грациозно. Мне понравилось в целом.

И в результате получилось:

Место Номер стиха Количество баллов
1             9              12
2             10             11
3             3              10,5
4             11             10
5             8              10
6             2              9,5
7             12             9,5
8             6              9,5
9             5              9,5
10             1             9,5
11             7             9
12             4             8,5   


От ведущего – перевод к баллам Золотого Пегаса в соответствии
с занятым местом:

Место Номер стиха Баллы
1             9              12
2             10             11
3             3              10
4             11             9
5             8              8
6             2              7
7             12             6
8             6              5
9             5              4
10             1             3
11             7             2
12             4             1