- Ой ты гой еси, ой ты гой еси,
как же жили скоморохи на честнОй Руси?
- Жили радостно, жили весело,
с песней, с посвистом куролесили:
сотни лет они веселили люд
шуткой - сказкою полною причуд;
на волыночках да на гусельках
потешали мир шуты – искусники.
Бубенцы-звонцы зазывалочки
собирали всех играть в салочки,
слушать ряженых балаганщиков
о житье-бытье царей – обманщиков,
про князей-бояр лиходейничков
да попов - лукавых злодейничков;
и ватагами скоморошьими
медведЕй водили с гармошками,
с балалайками да с погудками,
да всё с баснями – прибаутками;
шуткой, фокусом промышляющие -
острословы, людей забавляющие,
учиняли правды открытие,
где плясьба- гульба лишь прикрытие;
в городах и сёлах смешной гурьбой
заходили с шутками в дом любой,
и на ярмарки, и на праздники,
и на свадьбы звали проказников,
игрецов - глумцов да гусельников –
чудаков, скоморошек- затейников.
- А куда ж они подевались,
по каким закуткам разбежались?
- Стали в их игре видеть сильный вред -
наложила церковь царёв запрет
на потешные шутки, говорливые дудки,
на гусли, волынки, скоморошьи смешинки,
на жалейки, сопелки, пляски, песни, горелки.
Ничего не боялись "надёжи",
а от шуток лезли из кожи:
собирали всё на больших возах
за Москвой рекой жгли наш смех в слезах…
там костры горели горючие,
там гуляла смерть неминучая.
Скоморошьи слёзы текли рекой –
смех и радость шли на шальной убой,
и потешникам щедро рОздали:
за весёлый нрав - плети с розгами,
их в крамольности заподозрили –
вырывали им уши с ноздрями;
и пошли кто в тюрьму, кто на каторгУ
смерти песни петь про судьбу - каргу.
Ой ты гой еси, ой ты гой еси,
так сгубили смех на честнОй Руси…
(По мотивам фрагментов из оратории "Скоморохи"
В.Гаврилин - В.Корыстылёв)