Иегуда Амихай. Жизнь обещаний

Анатолий Фриденталь
Одно из наиболее глубоких философских произведений поэта. Наполненное цитатами и образами.

Это жизнь обещаний. Греческий священнник
знает, раввин знает, ребенок ночью знает.
Моя мама знала и умерла.
Умершие и ждущие воскрешения знают
Кто от огня, кто от воды,
Кто в срок, кто до срока *.
Знают и вместе ожидают в земле.
Смерть обещает возрождение,
Жизнь обещает смерть.
Пророки лжи
Предсказывают бесконечное наслаждение.
Пророки правды обещают
Горький и  плохой конец.
Но плохой и горький конец,
По меньшей мере, означает
Хорошее начало и, возможно,
Середину - хорошую и сладкую.
Потому что это - жизнь обещаний,
а не уверенности, и Израиль - не Земля обетованная.
Это -  земля обетов.

Розмарин расцветает фиолетовой любовью.
Сонные сады вознаграждают освежающими плодами.
Пасечник  из Кфар Йона в долине Шарона
ставит свои ульи по всему Израилю.
Даже в пустыне Негев.
Чтобы пчелы сами собирали мёд.
А он только объезжает и проверяет их время от времени.
Автомобильное колесо брошенное посередине долины
отдыхает среди кустов как святой мученик.
И кусты ждут нежной весны.
Потому, что это - земля обещаний,
Потому, что это - земля клятв и присяг.

И исполнение или не исполнение их творит
её географию,  разрывает  долины
и прорезает ущелья, громоздит горы,
дробит воронки, не знающие покоя,
прокладывает русла рек разочарования
в которые стекаются воды для тушения любви
или ненависти, и успокаивают море.

..........****.........

Здесь надежда и разочарование отмечают праздники,
а рождение и смерть бурно веселятся.
Земля обещает небо, и небо обещает Б-га,
И Б-г  обещает землю.
Потому что эта страна - земля обетов, а Иерусалим – город обещаний.
И могила Давида не содержит могилы.
И могила Рахели - не её могила.
И клятвы перестали быть клятвами, а присяги присягами.
И все нацепили маски, и все скрыто под  чем-то другим.
И красивые женщины должны скрывать
Свои святые места
Платьем в цветах - до начала любви
Платьем в полоску – по окончании .
Затягивать себя шнурками, как палатка в пустыне,
закреплять ремнями, как парус в открытом море,
в море, которого не видно из Иерусалима.
Бурная радость ночью,
крючки и булавки днём.
Душа – как застежка "молния", душа –как пуговицы,
золотой венец на лбу,широкий кушак на бёдрах,
и блестящая пряжка -
это  венец царства земного,
которое обещает любовь Всевышнего.
Потому что Иерусалим - город обещаний.

Я видел в переулках возле храма гроба Господня,
видел группы православных паломников,
стариков и старух,
растерянных и путаных, как
древнегреческий хор,
исполняющий трагедию.
Видел их  одетых в черное
Держащих под мышкой складные стулья,
Как сложеные крылья.
И большинство из них умрет в следующем году,
как птицы, которые возвращаются к своим гнёздам.
Потому что Иерусалим - город обещаний,
И Израиль – страна обетов.
Так обещания и живут .

С иврита. Из книги Кулак тоже однажды был ладонью и пальцами.


• Амихай цитирует молитву  У-нетане токеф, которую читают в Рош ха-Шана и в Йом Кипур (Судный день).  Кстати , песня Леонарда Коэна – Who by Fire – цитирует эту же молитву. Молитва заслуживает отдельного перевода.  Её приписывают раву Амнону из Майнца, который  сочинил её в 11 веке перед мучительной смертью за отказ от перехода в христианство.  В Израиле композитор Яир Розенблюм написал  песню на текст молитвы и посвятил её
погибшим в войну Судного дня (1973 г.)  кибуцникам из кибуца Бейт ха-Шита.

А это перевод на русский пиюта, автор - Hava Brocha Korzakova.

У-нетане токеф

И расскажем о силе святости дня сего,
Ибо нет страшнее него,
В этот день царство Твое провозглашается,
И в милости Твой престол утверждается,
И в истине Ты воссядешь на нем,
Истина – ибо Ты и есть Судия
Что доказывает, и знает, и свидетельствует,
И пишет, и запечатывает, (и считает, и исчисляет).
И помнишь Ты то, что забыто,
И книга памяти пред Тобою открыта
И из нее прочитано будет,
И отпечаток руки каждого в ней.
И в великий рог протрубят,
И тонкий голос молчанья будет услышан.
И ангелы поспешат,
Страшатся они и дрожат.
И скажут: вот День суда,
Горнее воинство слушается суда,
Ибо не оправдаются пред Тобой в ходе суда.
И все рожденные в мире
Пред Тобой проходят по числу их,
Как пастух проверяет стадо свое,
Проводит овец под посохом своим,
Так Ты проводишь и считаешь,
Исчисляешь и взыскуешь душу всего живого,
И от Тебя отмеряно всем созданиям Твоим,
И Ты пишешь их приговор.
В Новолетие запишут их,
А в пост Судного дня печать поставят на них.
Сколько пройдет, и сколько смерть найдет,
кому жить, кому умереть,
Кому в срок, и кому до срока,
Кому от воды, и кому от огня,
Кто от меча, и кто от зверя,
Кто от голода, и кто от жажды,
Кто от землетрясения, и кто от мора,
Кто будет удушен, и кто побит камнями,
Кто будет в покое, и кто будет странствовать,
Кто будет тих, и кто будет терзаем,
Кто будет спокоен, и кто будет мучиться
Кто будет беден, и кто будет богат,
Кто будет унижен, и кто вознесется.
Но раскаяние, и молитва, и добрые дела смягчают жестокий приговор.
Ибо по Имени Твоему и слава Твоя,
Тяжело Тебя рассердить и легко умилостивить,
Ибо не хочешь Ты смерти смертного,
А хочешь, чтобы он вернулся с пути своего и жил.
И до дня смерти его Ты будешь ждать его,
А если вернется, сразу примешь его.
Истина – ибо Ты и есть их Творец,
И знаешь Ты чаяние их сердец,
Ибо они - плоть и кровь, Отец.
Человек создается из праха, и конец его – прах,
Душой своей добывает он хлеб свой,
Подобен он черепку разбитому, сухой соломе и увядшему цветку,
Проходящей тени и таящему облаку,
И дующему ветру, и порхающей пыли, и отлетающему сну.
А Ты – Царь живой и существующий,
Нет конца годам Твоим, и нет края долголетию Твоему,
И нельзя сосчитать колесницы славы Твоей,
И нельзя истолковать загадку имени Твоего,
Имя Твое соответствует Тебе, и Ты соответствуешь имени Твоему.
И нас ты назвал именем Твоим, сделай же ради имени Твоего,
И освяти имя Твое
Над освящающими имя Твое,
Ради славы имени Твоего, почитаемого и освящаемого,
Как в тайне говорят священные серафимы,
Освящающие имя Твое в святости,
Жители небес вместе с жителями земли
Восклицают и трижды провозглашают в святости: "Свят!"