Псковская Анастасия

Сергей Псарев
                Случаются ли в жизни такие удивительные совпадения? Если да, то непременно в Пскове, где церковь носит имя мой дочери, Анастасии. Только и это еще не все. Она стоит на Октябрьском проспекте, который раньше назывался Сергиевской улицей, носившей мое собственное имя. Получается, что мы с дочкой всегда ходим по Пскову рядом, хотя каждый там может заниматься своим делом.
                Церковь назвали именем святой Анастасии Римлянки, хотя история города помнила и другие ее прозвища. Псковская римлянка быстро обрусела и стала Настасьей с Полонища в Больших Кузнецах. От такого имени сразу повеяло историей о простой псковской девушке, приветливой и улыбчивой. По преданию первую деревянную церковь в 1488 году на этом месте построил некто Василий, у которого было сразу две Настасьи, жена и дочка.
                После большого пожара в 1539 году на этом месте поставили каменный храм, считавшийся прежде одним из самых красивых в городе. Сложили его тогда, как и многие другие, из известняковых плит, которые обмазывали и белили известью. От того храм хорошо принимал падавший на него свет. Он, будто, оживал каждый раз под утренним солнцем. Тени на снегу получались четкими и прямыми, а сам он оставался шероховатым и неровным, словно белое лебединое оперение.
                Под самой луковкой купола разместилось особое псковское ожерелье, пояс-орнамент из двух рядов прямоугольных и одного ряда треугольных впадин. Окончательную живую форму орнаменту придавала известковая обмазка. Дальше шли углубления в виде кокошников с уступами внутри. Такие украшения можно увидеть почти на всех псковских церквях. Над верхним краем окон углом поднимались "бровки", очень излюбленные здесь.
                Кресты на куполах храма Анастасии были выкованы с тонким ювелирным изыском, словно дорогое женское украшение. В этом месте раньше жили кузнечных дел мастера. Для себя все делали, времени не жалели. 
                Эту церковь принялся рисовать первой, как-то сразу запала она мне в душу. Конечно, из-за ее названия тоже...
                Имя Анастасии в церквях Пскова повторялось. Стояла еще одна небольшая изящная часовенка возле самого Ольгинского моста через реку Великую. Построили ее в 1911 году по проекту известного русского архитектора Алексея Щусева. Приглянулась она мне не за особую красоту и ее размеры. Она скромна и незаметна среди современных городских построек. У нее маленькая, похожая на падающую капельку главка и орнамент на стенах. Творение русского серебряного века, тактичная стилизация под древний псковский стиль. Ее сомкнутые своды изнутри украсили росписи Григория Чирикова, сделанные по эскизам знаменитого художника Николая Рериха.
                В результате на свет явилось настоящее чудо. Над входом часовни распростерли крылья ангелы, державшие образ "Спаса на плате". Под ангелами по бокам от входа расположились святые князья, небесные покровители Пскова, Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей, изображенные на фоне Троицкого собора.
                "Ангелы ветров" держали по углам часовни развевающиеся прапоры, защищавшие мир от "ветров земных" - поветрий и моров, войн и стихийных бедствий. Над окнами поместились изображения Богородицы и Святого Николая. Своды потолка часовни расписали небом с луной и солнцем, звездами и символическим изображением Святого Духа в виде голубя, от которого исходили лучи света с огненными херувимами. Так видел великий художник идею заступничества от опасностей и образ духовного мира, в который он вписывал сам город, находившийся за стенами. Получился особый рериховский мир, в котором из маленькой часовни был виден выход в открытый космос...
                Считалось, что история этой часовни уходила корнями в 1710 год, когда Псков подвергся страшному испытанию. Весною из Риги пришла моровая язва. Смерть выкашивала жизни многих людей. Опустели Нарва, Псков, Изборск, Порхов, Гдов. Наступило время обратиться за помощью к Богу... 
                Часовни возводили там, где люди ждали и просили совершения чуда, в издавна почитаемых местах. Чтобы перекрыть путь смертоносной болезни, в начале дороги, шедшей в Прибалтику, поставили деревянную божницу италийской святой целительницы Анастасии. Страшная эпидемия людям так запомнилась, что через некоторое время на этом месте построили каменную часовню, просуществовавшую 200 лет. Она стояла при въезде на мост, как бы открывая дорогу в город. Потом на этом месте возвели нынешнюю часовню святой Анастасии.
                Дальше все сложилось очень грустно. Уже в 1923 году местная газета “Псковский набат” сообщала: “На Рижском шоссе у самого входа на мост Красной Армии находится часовня. Пора бы закрыть ее и превратить в книжный киоск магазина "Новая жизнь", что принесет несомненную пользу”. Этот “глас народа” услышали и часовню надолго закрыли, бесценные космические фрески забелили.
                Беды часовни Анастасии продолжались. Может, больше не нужна заступница Пскову? Значит, добро и зло перестали различаться, ненормальное стало нормальным, и безумные убедили окружающих в своем совершенном здоровье. Часовня стала мешать очередному новому зданию и ее опять переместили, “опустили” под мост, за забор на проданный участок земли. Рядом с часовней появилось здание гостиницы.
                Я пришел туда ранним утром, чтобы прощаться с городом. Было еще темно, только светало. Возникший силуэт часовни на фоне белого снега показался мне похожим на одинокую женскую фигуру. Будто ходила она одна по берегу реки среди этих жутких заборов со строительными сетками и искала чего-то слепыми невидящими глазами. Зеленая арочная дверь в часовню была закрыта на замок, зато окно с другой стороны зияло черной дырой, ставни на нем оказались сломаны. Самое мрачное место в центре города...
                Внизу на льду у лунок присели с удочками двое рыбаков. Налили  себе по первой стопке для поправки здоровья и о чем-то задумались. Потом они посмотрели на часовню Анастасии, перекрестились: "Прости нас, Господи!" Вздохнули и выпили водку как горькую отраву. Будто, приняли на себя чужую страшную муку...
                У каждого времени всегда были свои особые приметы. Раньше у нас закрывали церкви, а рядом ставили памятники вождям. Теперь предприимчивые люди повели борьбу за каждый золотой метр земли в исторической части Пскова. Рядом с храмами строили гостиницы, рестораны и кафе. Людям предлагали верить в новых богов...
                Господи, дай силы понять этот мир. На память пришли строки из "Прощальной оды" Иосифа Бродского:

                Где ты! Вернись! Ответь! Где ты. Тебя не видно.
                Все сливается в снег и в белизну святую.
                Словно ангел -- крылом -- ты и безумье -- слито,
                будто в пальцах своих легкий снежок пестую.
                Нет! Все тает -- тебя здесь не бывало вовсе.
                Просто всего лишь снег, мною не сбитый плотно.
                Просто здесь образ твой входит к безумью в гости.
                И отбегает вспять -- память всегда бесплотна...