Разговор с товарищем Лениным

Сергей Псарев
ПСКОВСКИЕ ЗАРИСОВКИ      

                Это была центральная часть Пскова, самое его сердце. Место, в котором я оказался, называлось площадью Ленина. В пору пообщаться с вождем мирового пролетариата и создателем нашего государства в год столетия Октябрьской революции. Получалось почти по Маяковскому: стоял, рисовал и разговаривал с Лениным...
                Он и прежде доступным был, ездил и гулял без охраны. Теперь памятник Ленину имелся в каждом российском городе. Вождь здесь совсем не случайно, у него в Пскове своя особая история. В 1900 году он приехал сюда из сибирского села Шушенского под надзор полиции после своей ссылки за антиправительственную деятельность. Думаю, что после победы Октября, да и сейчас наказание по такой статье оказалось бы намного строже. Даже мамино ходатайство не помогло.
                Место для жизни и нелегальной работы в Пскове очень удобное: заграница рядом, Питер - тоже. Конспиратором Ленин оказался замечательным: явки, встречи с товарищами по работе под самым носом у полиции. Они не видели или не хотели этого замечать. Может филеры и городовые после изнурительной работы на улице сами спешили в вечерние марксистские кружки? Социалисты тогда были в большой моде. Молодые люди мечтали посвятить себя идеалам борьбы за освобождение трудового народа, писали о революции стихи. Даже Алексей Максимович Горький отметился поэтической строкой:
                - Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:
                - Пусть сильнее грянет буря!..
                В Пскове тогда готовилась знаменитая революционная газета "Искра", из которой потом разгорелось пламя по всему миру. Про Россию и говорить нечего: мы тут первыми погорельцами оказались. В городе по сей день сохранилось два музея, связанных с пребыванием Владимира Ленина. Это и понятно: в провинции никогда за столичной модой на демократию не гнались, все еще могло пригодиться.
                Здесь очень важно самому низко не опуститься.“Толпа... в подлости своей радуется унижению высокого... При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, мы. Врете, подлецы: он и мал и мерзок - не так, как вы – иначе” – это строки из письма Александра Сергеевича Пушкина. Поэт тоже писал о русском бунте, бессмысленном и беспощадном, а дети его уже дожили до первой русской революции. У минувшего времени не снять посмертной маски и мы часто не знаем его истинного лица...
                Вежливо поздоровался с товарищем по партии, но руку свою Ильичу тянуть не стал. Он всегда высоко на площадях стоял. Его так вождем народных масс изображали, над толпой. Поинтересовался, удобно ли ему стоять на пьедестале между православными храмами? Владимир Ильич хитро улыбнулся и прищурил левый глаз. У него была такая необычная манера говорить с собеседником, связанная с близорукостью одного глаза. Показалось тогда, что он видел меня насквозь...
                - А ведь в одной партии когда-то состояли, товарищ... Что же к Геннадию Зюганову тогда не пошли? Он по части религии уже не против. Да, конечно, батенька, понимаю. По старым большевистским меркам он самый типичный приспособленец, правый оппортунист и скоро окончательно потеряет влияние на широкие массы трудящихся. Архиважно заниматься настоящим делом, а не болтать языком и цепляться за свое место в парламенте.
                Вам судить просто, теперь даже школьники по учебникам это делают. А тогда после февраля 1917 года власть рухнула, и никто не хотел брать на себя ответственности. Что же прикажите нам делать? Ждать, чего? Чтобы Керенский и его корниловские генералы сдали Питер немцам, пойдя на прямой открытый сговор с Вильгельмом для удушения русской революции? Промедление в таких случаях смерти подобно, история давала нам исключительный шанс. Коренной вопрос всякой революции есть вопрос о власти в государстве. Ни один серьезный профессиональный революционер не имеет права заблуждаться на этот счет. Мало захватить политическую власть, ее еще нужно удержать. Для этого необходима революционная демократическая диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства. Они больше других заинтересованы в целях социалистической революции, а значит будут самыми последовательными союзниками. 
                Многие события тогда развивались стихийно, гораздо быстрее, чем можно было предполагать раньше. Представьте, выступая в январе 1917-го в Цюрихе перед молодежью, я утверждал, что мое поколение, вероятно, не доживет до решающей битвы будущей революции. Жизнь в иммиграции не позволила мне тогда сделать другие выводы. Мы отвоевали Россию у богатых для бедных, убедили большинство населения в правильности программы и тактики нашей партии. К налаживанию новой власти, хозяйственной деятельности многие из нас оказались совершенно не готовы. В итоге совершили немало досадных ошибок, о которых никогда не боялись говорить вслух. Если хотите, это был эксперимент в отдельно взятой стране, а потом в группе стран Европы, Азии и Америки. Зато у вас теперь есть своя возможность доказать верность избранного пути. Признаюсь, что многим, кого я хорошо знаю, выбранный курс тоже сильно не нравится. Опять наступаете на старые грабли, батенька...
                - Что вы имеете ввиду, Владимир Ильич?
                - Постоянно растущую пропасть между бедными и богатыми. У вас сейчас 10 процентов состоятельного населения России владеют 90 процентами национального богатства страны. Такого уже нигде нет, разве что в Бразилии или Нигерии. Кстати, все глобальные изменения прошлого века произошли на планете под воздействием нашей русской революции. К сожалению история мало чему научило нас самих.
                - Что же, Россия опять может стать самым "слабым звеном в цепи империализма?"
                - Для этого необходимо развитие еще целого ряда объективных условий.
                - Может быть, для революции сегодня нет ярких лидеров?
                - Нет, дело совсем в вождях.
                - Вы считаете, что роли личности в истории больше не существует?
                - Почему же, безусловно, есть, ничего здесь не изменилось. Почитайте об этом у Георгия Валентиновича Плеханова. Помнится, что в третьем и четвертом номере журнала "Научное обозрение" за 1898 год у него опубликована любопытнейшая статья по этому вопросу. Роль личности вышивается по канве на полотне больших исторических событий, но она не может выходить за их пределы. Когда вас пугают повторением событий октября 1917 года в России, то прошу учесть, что теперь этого в принципе уже быть не может.
                Так же СССР не мог распасться по причине того, что у власти стоял Горбачев или кто-то другой. Прежде должны были сложиться предпосылки в виде необходимости ускоренной модернизации экономики многонациональной страны, оформления самостоятельной национальной элиты в республиках. Раньше или немного позднее у этих местных царьков проявились амбиции на суверенитет.
                Так и с первой мировой войной - Россия с начала XX века уже была беременна революцией. Пусть не я или Троцкий, а кто-то другой оказался на гребне политических событий. Все равно у нас произошло бы нечто-то подобное. Могу только заметить, что роль партии большевиков в подготовке октябрьских событий 1917 года историками впоследствии вами немного преувеличена. Они явились логическим завершением общего демократического процесса, начатого еще в феврале. Заметьте, перемен в стране хотели все, даже великие князья появлялись по улицах Петрограда с красными бантами.
                А вот теперь никаких объективных предпосылок для революции в России нет. Кажется так вас раньше учили в советской школе? Вы впоследствии сильно упростили теорию революции и план построения социализма. Создали из них новую библию, партийный учебник или сборник цитат на все случаи жизни. Сколько на это хорошей бумаги перевели в политиздате! Любая, даже самая верная теория сильна, прежде всего, своей способностью развиваться применительно к новым условиям и тем, как она овладевает умами самых широких масс.
                - А к чему у нас сегодня есть объективные предпосылки?
                - Полагаю, что к длительному процессу развития новой экономической и политической системы. Это долгая и монотонная работа по развитию производства и формирования законодательной базы растянется в России на многие десятилетия. Что, очень уныло звучит? Зато получается объективно и без новых резких потрясений. Мой тезка, Владимир Владимирович, это последнее, для себя очень хорошо усвоил.
                - Нас всегда собирали вместе какие-то идеи, они сплачивали и вели куда-то. Теперь общество сильно разобщено социальным неравенством.
                - Могу сказать, что общая тенденция к этому имеется. Правда чаще всего вы продолжаете искать это в своем прошлом, получается мало движения вперед. Хорошо, что вспоминаете Александра Невского, Юрия Гагарина пока не забываете, акцию "Бессмертный полк" людям придумали. Нужно знать прошлое, гордиться им, но всего этого недостаточно. Вам нужны серьезные национальные проекты своего времени. У каждого времени они всегда были и давали нужный результат, даже преодолевая сопротивление какой-то части общества. Программы индустриализации страны, освоение целины и прорыв в космос мобилизовали и побуждали людей совершать невозможное. Нельзя бесконечно топтаться на месте и блуждать в потемках.
                Многим вашим сегодняшним идеям не хватает реальной почвы под ногами, а их результаты не повернуты к людям. Одного возвращенного Крыма сегодня уже мало. Вы постоянно демонстрируете свою положительную статистику, а как все это можно увидеть или пощупать? Терпения у русского человека всегда много, но для любой власти всегда отпущен свой кредит доверия...
                Хорошо здесь. Гораздо лучше, чем на Красной площади в Москве. Что вы там для меня понастроили? Смотреть стыдно в глаза товарищам по партии...
                - Владимир Ильич, пусть люди сами в этом разберутся. Давайте лучше здесь постоим, еще немного посмотрим. Какая вокруг красота. Она настоящая, выстраданная болью многих русских поколений. Нет ей на земле равных...

На фото рисунок автора.