Рецензия на книжку Кураева о Мастере и Маргарите

Зера Черкесова Новеллы
илл.: из знаменитой серии рисунков Нади Рушевой к роману Булгакова "Мастер и Маргарита".
Текст:
 Андрей Кураев, протодиакон
"Мастер и Маргарита»: за Христа или против?

Рецензия на книжку диакона Кураева о романе Булгакова "Мастер и Маргарита".
Весьма остроумное прочтение романа! Богатая эрудиция. Неожиданный взгляд на роман. Полемика с устоявшимся прочтением. Рекомендую всем, кто читал/смотрел   Мастера и Маргариту, это популярнейшее произведение на протяжении длительного времени.
И все же...Сам автор тонко проводит мысль: можно ли не согласиться с устоявшейся концепцией и в то же время продолжать любить это произведение? Ответ подразумевается положительный...
Главная идея прочтения д. Кураева: роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" кощунственно излагает  события, описанные в Библии. Это слово самого автора и в первых строках, и не раз повторено:кощунственно!
Однако в издательской аннотации сразу подчеркивается, что этот роман впервые познакомил миллионы советских читателей с библейским сюжетом и образом Христа, "хотя и искаженным". Да, но ведь это художественное произведение...  Основная мысль д. Кураева: Мастер был наказан своим персонажем(Иешуа) за это искажение и причастность по мнению Кураева самого Воланда(!) к написанию романа Мастера о Пилате и Иешуа, наказан лишением прощения. Вместо Света Мастер получает "Покой". 
Развенчивает Кураев и устоявшийся образ Маргариты, как образца жертвенной любви.
В общем прочтение Кураевым романа - сугубо с позиций ортодоксального христианина, чем  себя и называет.

Моя контртеза: диакон Кураев возводит напраслину на Булгакова, воздавая должное его гениальному перу, в том, что образ Иешуа не только не соответствует историческому Христу, но и является насмешкой над ним и гротеском, вдохновленным и заказанным самим Воландом - писателю без имени, называющего себя Мастером.

Я, автор сих строк, с этой трактовкой согласиться не могу, хотя и воздаю должное оригинальности прочтения Кураевым романа, с отсылками на восточные психотехники, на мистику обратного воздействия героев на своего создателя, связи автор-произведение, с массой неожиданных объяснений(например, гипотеза о том, почему Мастер так назван и инкарнацией Маргагиты, как королевы Марго и т.д.. Это стоит прочесть только ради массы таких восхитительных деталей эрудированного автора.

Но мой взгляд, обратный кураевскому: роман сыграл свою роль, и совершенно уникальную, впервые в атеистическом государстве не знавшем  или знавшем библейские сюжеты только из атеистической пропаганды - узнал и влюбился в эти образы. Мастер, Маргарита, Иешуа, Пилат, и др.-ими стала бредить атеистическая страна, история сенсационного успеха этого романа отдельная строка.
Значит, Булгаков поставленную пред ним задачу судьбы - выполнил. И совсем не в смысле прочтения Кураевым взаимоотношений героев романа:Мастер(Фауст по Кураеву)-Воланд-Иешуа. А в смысле возвращения утраченного пласта мировой культуры и истории как минимум.
В этом мистика и сверхзадача великого романа.

 08.02.2017 00:33

https://zera-cherkesov.livejournal.com/106724.html
https://zera-cherkesov.livejournal.com/453879.html