Азбука Жизни

Нина Сальникова
 
 
               "...КАК НАШЕ СЛОВО ОТЗОВЕТСЯ?"

         Ритмический текст "Азбука Жизни",
                написанный как программа работы
                в детском доме в 1988 году,
                определил мой путь
                практического психолога
                на много лет,
                вдохновляя...

         Хотите сравнить текст и
                результаты?
                Зайдите на мой сайт 
                «Живое озеро. Институт Семьи»: www.zhivoeozero.ru.

               
«Азбука Жизни» написана как основа программ
для детей детского дома и людей, оказавшихся
в трудных жизненных обстоятельствах.

Программа опубликована в журнале «Аргус», 1991, n.1, Свердловск в разделе новые подходы в науке.

 
                АЗБУКА ЖИЗНИ

Введение. Ноты Жизни

1. Дерево Жизни
2. Законы Жизни: правила жизни, война и мир, закон воздаяния, фазы сна, целостность
3. Общество: игра, критические ситуации, наука, речь, другие миры
4. Природа: язык, образ, красота
5. Река Жизни
6. Совершенный человек: дружба, Любовь, дело
7. Форма
8. Цвет
9. Человек: воспитание, искусство, гармония, радость, свет


        Часть I. РЕКА И ДЕРЕВО ЖИЗНИ

            Темы

             1.

         Река Жизни
    Вольно
             Несет поток свой.
     Чего коснется,
         То новой Жизнью
       Обернется.

             2.

    – На что похоже Дерево?
         – На Реку!
      – Притоки реки –
       Крона деревьев,
      Русло – ее ствол,
      Дельта – ее корни…
     Из Реки Жизни выросло
        Дерево Жизни.

             3.

         Река Жизни
        Течет, играя,
          Оставляя
        Невоплощенное
           В тенях
        Дерева Жизни.

             4.

           Шелком
            Шелестел
         Дождь.
 На Земле еще не было трав,
              Цветов,
                Пчел.
      Как обычно, в дождливый день,
   Горы, реки, ветры
             Были сами по себе,
  Отыскивая в себе все новые силы
          Жить-расти.

             5.

          В солнечные светлые дни
   Голоса природы перекликались
     В поисках новых путей Жизни
                На Земле.

             6.

       В день бархатистого солнца
                Ветра и камни, 
            Вода и молнии
                Приняли на Земле воду
         Из Реки Жизни.
               Рожденные новые ветры,
       Душистые запахи,
                Птицы,
                Деревья
        И драгоценные камни
                Дышали.

             7.

            Из резких криков птиц,
      Из теплого
             Ласкового
                Ветра,
           Из шепота дождя
                И ярких красок
    Бабочек и попугаев 
             Неведомая сила
     Рожденной природы
            Вылепила новые формы
       Растений,
            Животных,
                Облаков и камней.

             8.

       Вверх поднимаясь дождями,
 Струилось легкое
            Дыхание Земли.


         
   Часть П. БУТОНЫ НА ДЕРЕВЕ ЖИЗНИ…   

             9.

        Язык ветра и облаков,
     Деревьев
           И трав,
                Бабочек
                И птиц,
   Солнечного света
          И теней,
       В пронзительно
               ясный
         День
           Стал понятен им всем.

            10.

           Тогда
               Все
  Самое красивое –
           Цвет,
              Линии и
  Запахи природы –
            Стремительно
        Закружилось,
           Уменьшилось,
   Уплотнилось,
      Стало почти невидимым
  И превратилось
          В бутоны
    На Дереве Жизни – 
          Будущие цивилизации.

           11.

  В каждой культуре свой
    Цвет,
       Линия,
            Пространство,
   Неповторим каждый
       Бутон-цивилизация
    С его искусством,
             Укладом,
   Технологией,
            Философией.

           12.

     Труд, технология, быт,
 Повторяясь из века в век,
           Превращались
    В минуты тишины в человеке
 И природе
       Во Внутренний Свет.

           13.

   В этом Свете
          Набирали силу
       Бутоны-цивилизации.

           14.

  Сначала люди подражали природе,
 Слушали ее голос в себе,
             Пока
           Не стали задумываться
       О себе.

           15.

 Так родилась музыка-вихрь
        Полная чувств, мыслей;
   Так
      Родилась
               Игра –   
                Искра ясности о себе.

           16.

      В игре родилось новое –
                Похожие на летающий цветок,
  Подвижный, как ветер –   
             Человек.



   Часть III. ЦВЕТЫ НА ДЕРЕВЕ ЖИЗНИ

           17.

   От течения Гольфстрим
           Отделяются
  Водовороты-вихри,
     Они – жизненные центры,
    Биологически активные точки.
 Так и человек рождается
          Из
               Своего
  Течения,
                Из
   Своей
         Культуры.

          18.

  Развитие идет узором
     «В себя, в единоличье чувств» –
 «К другим, быть вместе».

          19.

     Здесь – 
            родина
      Поэзии,
            Той,
   Что «предчувствие мысли».

          20.

      В этом новом
          Голубом
  Пространстве
          светло,
  Запахи летают, как огромные
         Бабочки,
        Человек задает вопросы
  И получает на них ответы,
      Он ощущает себя в единстве
 Со всем миром,
      Предвидит свою жизнь,
   Зажигая новые звезды.

         21.

  Жизнь по-прежнему остается
      Учителем,
  Но главным Учителем становится
          Сам человек.

         22.

  Он учится мыслить,
  Он расстается с категоричностью,
      Понимает,
  Что многое существует сложнее, иначе,
      Он не оценивает,
         Не вмешивается, не узнав,
    В чем дело.

         23.

 Человек – учитель для себя самого,
      Когда он рисует,
 Слушает музыку,
            Сочиняет,
    Танцует,
  Встречается с природой,
      А через нее –
             С собой.

        24.

  В начале жизни портреты людей
       похожи на пейзажи природы.
 Теперь, встречаясь с природой,
   Человек учит говорить ее на своем языке.

        25.

  И сама природа тянется к человеку:
 Приходят животные – жить вместе,
     Природа просит помощи у человека,
 Помогает человеку,
           Дает человеку Жизнь.

        26.

    Приходят на Землю новые люди
 И прорастают резким природным
              криком,
     Плачем.
       Они учатся говорить,
                Играть…

        27.

  Еще в начале пути человек
     Предчувствует,
           К чему придет,
 Это поддерживает его в Жизни и
    Направляет по Реке Жизни.



   Часть IV. ПЛОДЫ НА ДЕРЕВЕ ЖИЗНИ

        28.

        В ясные
     Солнечные дни
   Встречаются люди,
  Разделенные судьбой:
   Сильные со слабыми,
  Веселые с грустными,
Нерешительные с активными,
 Чувствующие со знающими,
      Влюбленные,
  Учителя с Учениками,
   Родители с детьми
   Узнают друг друга,
       Понимают
   И любят навсегда.

       29.

 Встреча – поворот к делу,
     К существу дела,
К главному делу своей жизни.

 Для понимания и описания
                Дальнейшего развития человека и мира
                Язык человеческий недостаточен.

     1988, август