Манифест сетевой литературы

Белякова Надя
- Будущее за "толстяками"!  - и это было очевидно в те времена, когда трудность преодоления издательских барьеров оказывалась непреодолимым препятствием на пути автора к изданию  своей книги, а публикация в толстом литературном журнале - в "толстяке"- была спасением для произведения. Но  в последнее время возникли новые литературные ниши – это «виртуальные, сетевые «толстяки»  - так называют сетевые толстые литературные журналы, альманахи, антологии поэзии.  Так что: пора воскликнуть:
- Будущее  за "виртуальными толстяками"!, выполняющих функцию отсутствующих в наше время независимых литературных критиков – новых литературных «штурманов и лоцманов» для читателя, выстраивающих мосты между автором и читателем. А отсутствует актуальная литературная критика  по постой причине - потому что лит. критика нынче бывает двух сортов ;
1- платное рецензирование, оплаченное автором или его спонсорами для пиара и рекламы  книги, то есть, работающая  по принципу "кто музыку оплатил тот ее и слушает" - то есть абсолютно порочный путь современной критики, которая под личиной критики, является рекламой и пиаром оплаченными автором.
2 - Второй тип литературной критики - это текстуальное обслуживание своего круга авторов, а значит стилистически ангажированное и социально-политически зависимое от взглядов и эстетики своей среды, сказочно напоминающей свиту короля-олигарха.
То есть обе ипостаси совершенно не отвечают своим изначальным задачам. А между тем- живем мы во времена резкий социально-политических разломов и изгибов, которые, естественно консолидируют вокруг себя круги весьма полярные относительно друг друга, а потому и стилистически весьма творчески разнообразных течений-направлений. Но в силу известных, очевидных, но не называемых вслух обстоятельств, одни группировки ( грантовые) хорошо социально сплочены и будучи основательно грантово подкормленные в смысле возможностей публикаций и активного использования площадок в СМИ, а их оппоненты живут и творят в виртуальном пространстве, то есть - образовывают такое этически-эстетические интеллектуальные сообщества, как "сетевые авторы". А поскольку -э то Россия - уж чего-чего, а авторов у нас всегда «море-океян разливанный», как на одном, так и на другом берегу. И вот тут-то на фоне полного отсутствия объективно независимой литературной критики - жизненно необходима творческая консолидация по стилевым признакам личных пристрастий авторов в творческие течения. Чтобы читатель мог получить возможность находить своих авторов - выходить на эти заповедные "грибные места", чтобы знать, где кого искать. И интуитивно, и обдуманно-осмысленно современные сетевые авторы стали сбиваться в стаи своих по духу и стилю авторов, чтобы плыть уже не обреченными на забвение авторами-эндемиками, обреченными на прижизненное забвение в навязанной им действительностью  роли «великих непонятых», а представителями того или иного объединения в актуальном формате интернет журналов - то есть «грибные» места сетевых авторов, в отличии от "последних романтиков" утопающих в поэтике уединения и принципиальной внесоциумности. Это интереснейшее литературное явление последнего времени, чтобы не заметить которое современной литературной критике приходится прилагать силы.
 А поскольку "осетрина", как и литературная критика, бывает только первого сорта, то становится совершенно очевидно, что неприлично не замечать, что в классическом понимании литературная критика - умерла. И пора воздать ей заслуги за все былое и с почестями похоронить, чтобы старушка уж боле не смердела. И присмотреться вокруг, чтобы рассмотреть интереснейшее явление - кто или что же восприняло задачи милой сердцу покойницы в наши дни. Ведь, как известно: "Свято место пусто не бывает" И ОНО - это самое место действительно - весьма не пустует)). Сегодня литературной критикой стал сам факт возникновения сетевых журналов. Над  созданием каждого «сетевого журнала» работает, причем абсолютно бесплатно (!!!), безусловно конкретный, творческий, пишущий человек, собравший по своему образу и подобию мыслей, чувств и стиля родственных душ авторов, собрав их подобно тому, как в прошлом веке собирались свои люди на кухнях для доверительного творческого обсуждения, чтения вслух первых рукописей и тд.  Так дружески собираются и создаются сетевые журналы единомышленников, то теперь уже вне территориально-временных границ – в сети, в свободе виртуального пространства. 
И именно это явление, - возникновение творческих, литературных объединений в форматах «сетевых толстяков» удивительно похожее на действие творческого «коллективного разума», - фактом своей консолидации и стало тем выпавшим из современной культурной жизни звеном – заменило отсутствующую литературную критику. Это интереснейшее и живое явление, и то, что «милая покойница» - литературная критика - ни разу ни приоткрыла веко и не полюбопытствовала, что же это за новое сегодняшнее явление такое - так же свидетельствует о том, что в наши дни литературная критика скорее мертва, чем жива. А между тем эти творческие содружества сетевых литературных журналов объединяют порой незнакомых между собой авторов из разных городов и даже авторов, проживающих за границей отечества - то есть по всему миру, но соединенных стилистической общностью, а также тематической, жанровой, живущие в разных форматах, как например, литература в аудио формате, которую литературная критика вовсе не замечает. Это принципиальное «незамечание» литературной критикой  современного формата аудио литературы связанно вовсе не только с возрастной деменцией, а с эстетически незыблемым  убеждением, что литературой может являться и быть признанной собственно литературой лишь «бумажная литература»! Эта убежденность может быть основана лишь на старческой забывчивости о том, что изначально вся мировая  литература, ставшая  основой и классикой культуры, включая фольклор, как устное творчество  ( в сущности это аудио  искусство древности))), не являлась строго полиграфически бумажной! И , если опираться на догматы  гордой старушки -литературной критики, то под ее запрет попали бы все произведения древней мифологии, вся клинопись, сгорели бы в пламенном её презрении древние свитки, манускрипты и палимпсесты. 
То есть современные создатели сетевых журналов, работающие, распахивающие целину новых форматов и есть новый тип литературной критики. Литературный критик - всех времен и народов - всегда был прежде всего - энтузиаст, сподвижник и бессребреник, находящий новую литературу и щедро делящийся с публикой радостью своих открытий! Именно такие замечательные и совершенно незаметные, вернее - социумно не отмеченные в интеллектуальном пространстве сподвижники - и есть современная литературная критика-штурманы и навигаторы в океане современной литературы. Просто по своим литературным пристрастиям, приглашающие в свои журналы понравившихся, а значит, найденными - выловленные в этом океане авторов. Составляющие журналы-«сетевые толстяки» современной поэзии. И это и есть деятельная, а главное - живая и честная, не обслуживающая интересы, чьих- либо лит.группировок, являющихся по сути придворной свитой при нынешних корольках-олигархах -настоящая сегодняшняя литературная критика. Итого – всё по-шекспировски просто: "Умер король-да здравствует король!" = ДА ЗДРАВСТВУЕТ СОВРЕМЕННАЯ СЕТЕВАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА в формате сетевых литературных журналов! VIVAT!!!