Носитель языка

Константин Ефетов
     Я учился в замечательной школе – «школе с углублённым изучением английского языка». Помимо иностранного языка здесь благодаря очень сильным учителям нас «углублённо» обучали ещё и биологии, физике, химии и другим наукам. Позже, будучи уже студентом, я с удивлением обнаружил, что наш школьный учитель физики давал нам на уроках элементы университетского курса. Что же касается иностранного языка, то нас обучали ему с первого класса (в обычных школах – только с пятого), а в старших классах уроки английского были каждый день – шесть раз в неделю. Кроме этого мы учили на английском историю Древнего мира, географию материков, а также ряд специальных предметов: зарубежную литературу, технический перевод, военный перевод.
     И вот однажды в десятом классе учительница нас предупредила: «На следующий урок придёт иностранец – носитель языка. Смотрите, не ударьте в грязь лицом. Покажите свои знания». Наверное, не нужно говорить, что ученики сильно волновались в ожидании встречи с иностранцем, особенно отличники, так как им совсем не хотелось опозориться.
     Здесь нужно сделать небольшое отступление. У нас в классе учился очень толковый парень, Костя Возников. Но, в отличие от отличников (извините за тавтологию), он, как бы это поточнее выразиться, более философски смотрел на жизнь, за хорошими оценками не гонялся, сидел всегда за последней партой, при этом вёл себя достаточно независимо, за что часто получал замечания от учителей.
     Но вернёмся к нашей истории. Наступил назначенный день. Перед началом урока, на который должен был прийти иностранец, мы все тихо сидели в классе, так как событие предстояло неординарное. Напомню, что это происходило в 1970-е годы, которые теперь называют разгаром брежневского застоя. От заграницы нас отделял железный занавес, и любой иностранец воспринимался как большая диковинка. Мы ожидали увидеть бледного от лондонского смога джентльмена. Наконец дверь открылась, и в класс вошёл…, как теперь говорят, «афроафриканец». Оказалось, что учительница пригласила иностранного студента, который обучался в одном из симферопольских институтов. Нас познакомили с гостем, после чего ему было предоставлено слово. Африканец говорил минут пятнадцать. К нашему ужасу, мы не поняли ни одной фразы. Это теперь, имея многолетний опыт преподавания в университете на английском языке, я прекрасно знаю, что тот язык, на котором разговаривают студенты из стран тропической Африки, назвать английским можно только с большой натяжкой: настолько у них сильный акцент и совершенно, как бы это помягче сказать, не британское произношение. Но тогда, сидя в классе, мы думали, что нам что-то рассказывают на чистейшем английском языке, а мы, к нашему стыду, ничего не понимаем из-за плохих знаний. И тут заморский гость произнёс последнюю фразу, которая, судя по интонации, была вопросом, обращённым к аудитории. В классе воцарилось зловещее молчание. Учительница строго и в то же время умоляюще смотрела на отличников, сидевших впереди, ибо на них была последняя надежда. А отличники, красные от стыда, не знали что сказать, чтобы не попасть впросак. Тишина стояла такая, что было слышно, как за окном шелестит листва деревьев. И когда ощущение надвигающейся катастрофы стало переходить в панику, откуда-то сзади послышался голос Кости Возникова, который с нарочитым русским акцентом громко произнёс:
«Йес, ит ыз!».
    Тишина лопнула, как воздушный шарик. Раздался оглушительный хохот, причём смеялись все: спасённые от позора ученики, учительница и даже африканец – «носитель языка».
     Это был важный урок, но не английского языка, а жизни. Тогда мне стало понятно, что часто главное – не знания, а находчивость. А кроме того, я сделал для себя ещё один важнейший вывод – не бывает безвыходных ситуаций.
     Ну и в заключение не лишне будет сказать, что сейчас Константин Эдуардович Возников является известным мастером игры Го – одной из самых мудрых игр плнеты.