Стиходар

Ольга Сабио
Стихи – это летающие мысли, остановленные в строфах (или зафиксированные, сфотографированные, застывшие, удержанные). Или – мысли в полёте – как кинолента (прокручиваешь – видишь кино), а стихи – читаешь и демонстрируешь каждый кадр полёта мысли.
И возникают образы, и ты видишь фильм, только не на экране (внешнее воздействие), а в своём воображении (т.е. внутри себя).
Одно и то же стихотворение у разных людей и звучит по-разному, и может вызывать разные образы и эмоции – те, что ближе конкретному человеку в данное мгновение, в данной обстановке (в единице, определённой координате пространства и времени), здесь и сейчас. Каждый фильм (равно каждое стихотворение, как любое произведение искусства) человек видит, слышит и чувствует через призму собственного опыты, по личной мерке, опираясь только на своё мировосприятие. Видимо, в этом уникальность произведений – поскольку каждый человек уникален, постольку каждое восприятие стихотворения отдельным индивидуумом будет безусловно неповторимым.
Автор всегда закладывает свой смысл в произведение. А читатель находит новые смыслы и значения. Так происходит именно потому, что каждый из нас живёт в собственном пространстве вариантов.
У чтеца же более высокая миссия. Его задача – передать образ другим людям – слушателям. Передать так ярко и глубоко, чтобы достучаться до каждого сердца, установить незримую связь с каждым.
Чтение стихотворений – всегда эмоция, которую важно подарить, отдать искренне и вдохновенно.
Можно много говорить о технике чтения: о снижении и повышении тона, игры голосом, вибрациях, движениях рук, обращениях и т.д.  и т.п. Голая техника ничего не стоит. Важна музыка души – искренность, «проживание» каждого сюжета или образа, СОпереживание, СОзвучие, СОчувствие, СОстрадание, СОгласие.  Тогда вокруг создаётся электромагнитное поле, и, по законам физики, волнами передаётся энергия. Подключиться, настроится на волну и запустить энергию СОучастия – вот задача чтеца.
Подключиться – отдавать Любовь беспрерывно, безусловно, безгранично.
Насилие (зомбирование, гипноз, НЛП) здесь бессильно (простите за тавтологию), поскольку насилие не нуждается в обратной связи.
А чтецу очень важно почувствовать, увидеть взаимозависимость, отклик: любое движение глаз, тела, рук – дыхание, слёзы, смех, улыбки…
СО-участие возможно только тогда, когда твои мысли чисты и светлы, твои намерения искренни и непорочны, когда ты находишься в состоянии «дарения».
Почему мы так любим слушать, как читают стихи дети? Да потому что они неосознанно соблюдают главное правило подключения – при-СО-единение – искреннее, безусловное, безграничное.
Как только почувствовал при-СО-единение к слушателю – погружайся в стихотворение, в его содержание. Полная твоя погружённость даст наиболее полный эффект принятия, так как незримые нити – проводники энергии, - уже настроены на получение информации и эмоций. (Заметь, кому-то важна информация, а кто-то более настроен на эмоциональную составляющую).
Погружённость – когда ты проживаешь образы стихотворения. Ты не только их ярко представляешь, не только мастерски играешь определённую роль (как талантливый актёр), ты СО-переживаешь, СО-чувствуешь, СО-участвуешь героям или становишься главным героем произведения. Ты на время словно «теряешь себя» или настолько пропускаешь через своё сердце и душу образы стихотворных строф, настолько глубоко их принимаешь, что наоборот – «приобретаешь себя» истинного, обращаясь к своему внутреннему Я. Вот тогда эффект принятия слушателями озвученных тобой мыслей, эффект полного при-СО-единения  уж точно обеспечен.
Однако это тонкая и хрупкая грань, и потому ещё одно великое искусство – «вернуться». Обычно «пробуждают» аплодисменты. Вместе с тем, их может и не быть. Публика также некоторое время может пребывать в завороженном состоянии. В этом случае твоя задача – вывести слушателей из состояния заколдованности – поклонись и поблагодари.
И ещё одно, о поэтах. Писать стихи – это великий дар приёмника вселенских мыслей, делиться этим даром (озвучить, опубликовать, читать для других свои стихотворения) – это великое мужество проводника. Дар – это преодоление, в этом его ценность. Дарить – преодолевать – в этом сила, мужество и любовь.
Ольга Смирнова, январь 2017 г.