Его глубокие следы

Николай Старшинов
        Поэтическое имя Владимира Павлинова прозвучало в пятидесятых годах, когда большие подборки его крепко сбитых стихов появились на страницах журнала «Юность».
        Помню и его самого, очень похожего на свои стихи, подтянутого, мускулистого, обожжённого горячими ветрами пустыни, откуда он только что приехал, геолог-изыскатель, работяга, прекрасный и верный товарищ.
        Вышедший в 1961 году коллективный сборник четырёх поэтов (О.Дмитриев, В.Костров, В.Павлинов, Д.Сухарев) «Общежитие» на долгое время остался в памяти читателей и критиков. До сих пор доводится встречать в статьях ссылки на него, его приводят как пример удачи.
        И в самом деле, четыре поэта, представленные в нём, все эти годы активно выступали в печати, обрели своих читателей и поклонников, каждый из них заслужил доброе имя, утвердил свою манеру письма.
        Поэзия Владимира Павлинова гражданственна в самом высоком смысле этого слова. Мне помнятся слова Ярослава Смелякова, сказанные о нём как о поэте, умеющем поднимать значительные темы, которому удаются стихи о труде.
        Действительно, поэт, чьей первой профессией была геология, не только прошёл с рабочими экспедициями Алтай, Саяны, Северный Урал, Кавказ, Каракумы, но и сумел написать о своей работе, о людях, с которыми ему пришлось делить хлеб и соль, радости и трудности кочевой жизни, ярко, талантливо, мужественно. Он получил в этих экспедициях столько впечатлений, что ему не нужны дополнительные напоминания о том, как он жил, где бывал, что делал – все подробности в его памяти:

                По фотокарточкам для нас
                Всегда близка любая дата.
                Но я Саяны и Кавказ
                Прошёл без фотоаппарата.

                На что мне фотоаппарат?
                Мне память сохранит навеки
                Тайги смолистый аромат,
                Её стремительные реки.
                ...........................
                Хранит разбитая рука
                Рубцы – остатки давней боли.
                Да ноют грубые мозоли
                От рукоятки молотка.

        Тема труда – одна из важных, но и одна из трудно поддающихся в поэзии. Сколько попыток предпринималось освоить её! А удачи, подлинные удачи приходили очень редко.
        Я.Смеляков, Б.Ручьёв, В.Фёдоров, В.Костров… Кто ещё?
        А вот Павлинов сумел во многих стихах найти точные и главные слова о работе геологов, о результатах этой работы:

                В пыли, под вихрями густыми
                Мне довелось хлебнуть беды.
                Ты на моём лице, пустыня,
                Оставила свои следы.
                ........................
                Они ещё свежи доныне,
                И в том не вижу я беды.
                Но ты и на душе, пустыня,
                Оставила свои следы.
                Но верю, не были пустыми
                Мои заботы и труды!
                И на твоём лице, пустыня,
                Останутся мои следы.

         И в поэзии нашей лучшие стихи Владимира Павлинова оставили заметный глубокий след.
         Чувство родины, чувство природы – вот что ведёт и питает его поэзию, даёт ей предметность, пронзительное ощущение любви к родной земле, сыновнюю верность ей.

                Где бы турбины меня не носили,
                Как я забуду о крае родном?
                Красным огнём полыхают рябины.
                Восемь рябин у меня под окном.

         Пейзажи родины – от неброских, но таких милых и привычных для нашего взгляда перелесков Подмосковья, где скачет «воробьишка продрогший», до ярких, экзотических видов Арала, где шествует «красный фламинго» и ведут в барханах свой «медлительный, трудный пляс» смерчи, – так органически входят в стихи поэта. Он наделён даром не только нарисовать зримый пейзаж, но и удивительно озвучить его, поэтому, когда это необходимо, сам стих у него поёт, как мастерски отлитый колокол:

                Волны песков в оазис бьют,
                Выжжен камень до тла.
                По вечерам над пустыней поют
                Каменные колокола.

          Тема природы, тема жизни и труда геолога, который «нигде и никогда не брезговал работой чёрной», занимает в стихах Павлинова, пожалуй, самое заметное место. Но не только ей посвящена его поэзия, она гораздо шире и объёмнее.
          Поэт родился и вырос в Москве. И город властно врывается в его стихи то «переулками древнего Арбата», где «сквозь окна узкие подслеповато на мир глядит история сама», то поездом «Красная стрела», отходящим с Ленинградского вокзала под завывание вьюги:

                Шагнула – и тебя не стало…
                Пурга шуршала и текла.
                Из белого, как ночь, вокзала
                Умчалась «Красная стрела».
                Перрон и небосклон огромный,
                И луны белого огня.
                И вдруг слова из ночи тёмной:
                «Родной, не забывай меня».

         А ещё идут стихи о любви, о матери, о мире, о друзьях-поэтах, о поэзии, стихи с чётким ритмическим рисунком, упругие, энергичные, выдержанные в строгой поэтической манере.
        Да, поэт яростный сторонник классического, традиционного «стиха дедов и отцов». Но в нём, в этом стихе, в его, казалось бы, железных рамках он умел находить всё новые и новые возможности, а главное – «сплав глубины и простоты, гармонию и соразмерность».
        Жизненная и творческая судьба Павлинова сложилась так, что за длительный срок работы в поэзии у него вышло немного книг. Но в этих книгах внимательный читатель обязательно найдёт для себя такие стихи, с которыми ему никогда не захочется расставаться, ведь поэт страстно желал, чтобы

                … счастливы были вы, близкие,
                Да земля моя вечно цвела.

        А ещё он верил в то, что

                Смерти нет, если люди при случае
                Хоть однажды, а вспомнят меня.

       И верится, что читатели не однажды обратятся к стихам поэта и вспомнят о нём с благодарностью.