Была ли анафема? Ереси и трагедия Льва Толстого

Славен Любомиров 5
Часть 1.

1. Ереси Л.Н.Толстого имеют длинную  историю, и восходят к  секте евионитов, (иудействующих христиан), возникшей в 1 веке нашей эры, и осуждённой Вселенскими Соборами Святых Отцов.
Сектанты отрицали догмат Троичности, божество Иисуса Христа, Его сверхъестественное рождение, не признавали искупительной Жертвы Спасителя.

Л.Толстой, исповедуя все эти ереси, по-своему трактовал учение ХРИСТА.
Он, начиная с неприятия ХРИСТА как БОГА (хотя уж куда как ясно сказано ХРИСТОМ: «Я и Отец – Одно». Ин.10,30), постепенно пришёл к лютой ненависти в отношении созданной Спасителем Церкви, обвиняя её во всех мыслимых и немыслимых "грехах".

А иначе и быть не могло, ведь Церковь - БОГОчеловеческое Тело ХРИСТА. Отвергая ХРИСТА как БОГА, он обязан был отвергнуть ЕГО БОГОчеловеческое Тело - Церковь!
 
В своей гордыне он мнил, что если Христос – просто человек, учитель, проповедник, но не БОГ,  то он, Лев Толстой, признанный гений, имеет право, как никто другой, учить и проповедовать, а также трактовать «евангелие». Он «знает лучше», не в пример апостолам, Святым Отцам и всем богословам вместе взятым, что и как надо понимать под учением Иисуса Христа.
 
Л. Толстой делает свой «перевод» Евангелия», пишет проповеди, кощунствует, порочит Православную Церковь и Богослужение. Его «евангелие» - жалкая пародия на Благую Весть, в котором  перемешано всё - и анархизм, и элементы восточных культов, обрывки философских систем, ереси  и претензии на некую придуманную им «истину».

Он отвергает Святые Таинства Церкви, созданной Самим ХРИСТОМ, не понимая, что именно в них происходит телесное и духовное единение человека с БОГОМ, оБОжение человека, а значит его приобщение Вечной Жизни.

2. Лев Толстой верил в существование БОГА, «в Бога – дух, в Бога – любовь», но эта вера была идеалистической, лишённой реальной связи человека с БОГОМ, которая может осуществляться только через БОГОчеловека ХРИСТА.
Толстой считал, что спасение в любви. Но его любовь к БОГУ и человечеству, была любовью вообще, некоторой абстракцией, а не любовью  к конкретному человеку, и  к конкретному БОГОчеловеку Иисусу ХРИСТУ, в которого воплотился БОГ.

3. По словам некоторых публицистов и историков – Толстой был первой и решающей причиной революции, активно занимаясь дискредитацией Православной веры, Церкви и ХРИСТА как БОГА  в среде крестьянства и интеллигенции. В частности, А. Луначарский, называя Л. Толстого "большим союзником" коммунистов в борьбе с "церковным строем". То есть с тем, что хранило Учение ХРИСТА в истинном святоотеческом понимании и осуществляло Святые Таинства, заповеданные Иисусом ХРИСТОМ, и которые являлись неотъемлемой мистической частью Христианства.

4. Из всех лиц Пресвятой ТРОИЦЫ на Руси более всех почитался Сын БОЖИЙ. Почему? Может быть потому, что Его милосердие, страдания и жертвенная мученическая смерть за людей,
были близки и понятны русской душе. Милостыню, помощь просили "Христа ради". Самый Великий праздник был Воскресение ХРИСТОВО (Пасха). Короткая Иисусова молитва, полная покаяния и мольбы - "Господи, Иисусе ХРИСТЕ, Сыне БОЖИЙ, помилуй мя, грешного!" сопровождала русского человека всю его жизнь, полную трудов и лишений.
Именно Толстой  поколебал среди народа основу православной веры - веру во ХРИСТА. Ведь если ХРИСТОС не БОГ, то тщетны  все молитвы, Святая Церковь и сама вера. И всё - обман, ложь и беспросветная тьма, и нет надежды на спасение. И  нужно жить одним днём и урвать от жизни всё и сейчас любой ценой, даже идя по трупам. И тогда происходят революции.

5. Кредо большевизма заключается в словах Ленина: «Нравственно все то, что идет на пользу революции». 
Именно философия  Л.Толстого,  для которого не было ХРИСТА-БОГА, несмотря на все, вроде бы, «правильные» нравственные постулаты,  формировала общество «смердяковых» с простой «философией» -  « если, ХРИСТА-БОГА нет, то всё дозволено».
Да, всё стало дозволено и  оправдано революцией.
В стране готовился диавольский пир с кровавым месивом человеческих тел, бессмысленной ненавистью и жестокостью.

6. Гениальность Л.Толстого как великого писателя и непререкаемого авторитета сыграла с ним злую шутку. Всеобщее почитание, убеждение в своей гениальности как властителя дум, нравственного и духовного «гуру», превозношение, тщеславие и гордыня…

Гордыня – вот опаснейшая страсть, она мгновенно человека губит,
в ней  с а м о с т ь  как чудовищная пасть всё пожирает и себя лишь любит.

Гордыня…Его творческий ум создал свою «религию», своё «христианство». И он, уверовав в свою гениальность, посчитал её за «божественное откровение», и с негодованием отверг Истинное Христианство и Церковь, созданную Самим ХРИСТОМ.

7. Пойдя по пути ереси и сектантства, Толстой  не мог не оказаться в духовном тупике и во власти сил падших духов, увлекших его на неверный путь.

Его последние годы проходят в смятении, в потери смысла жизни, в мыслях о самоубийстве (явный признак власти бесовских сил).

Много раз он пытался пойти в Оптину Пустынь к Святым Отцам, возможно, примириться с Церковью, и даже приходил туда под видом странника, но  демоническая сила гордыни  гнала его прочь.
Он не мог молиться, его горделивый дух  не мог и не хотел смириться  не только перед Церковью, но и  перед БОГОМ.

8. Толстой мечется, бежит из имения, но не может убежать от своего  страшного сомнения, а,  возможно, и предчувствия, что  спасение не в том, на что он надеялся, что он совершил страшную, роковую ошибку. Но демон гордыни гонит  эти мысли, заставляя верить, что именно он, только он один - прав, а вся история  Православия, апостолы и все Святые Отцы, миллионы православных  две тысячи лет заблуждались и обманывались.

Известно, что за два года до смерти, Толстой категорически отверг всякое примирение с Церковью, и отказался от предсмертного покаяния.
Но пути Господни неисповедимы. Разбойник покаялся на Кресте в последние часы жизни, и был спасён. В деле спасения последняя минута жизни может стать решающей.

Говорят, что перед смертью Лев Толстой хотел исповедаться и Причаститься. Так ли это, трудно сказать. Старцы Оптиной Пустыни пришли, чтобы облегчить покаянием и соборованием его последний путь и посмертную участь, но неверующие родственники не допустили их к умирающему.

8. Присутствующие  у смертного одра Л.Толстого утверждали, что в последние минуты он говорил о всеобщей любви, о том, что он всех любит.

Но вот странный факт – он запретил пускать к нему его жену, друга и помощницу, мать его 13 детей  – Софью Андреевну, с которой прожил почти 50 лет. Она как ненужная, чужая, посторонняя женщина, униженно умаляла, чтоб её пустили проститься с умирающим мужем. Но он не хотел её видеть, безусловно, понимая – какие нравственные и душевные страдания ей  причиняет.
В чём же была причина? В застарелых обидах? Но прощание, тем более  перед смертью, и есть прошение о прощении, как символ  примирения и любви. Уйти из этой жизни с затаёнными обидами,  с чувством отмщения   - что может быть страшнее?!

Известная мудрость гласит - легко любить всё человечество, но очень трудно любить конкретных людей. Абстрактная любовь не спасает.  Видимо, гениальность тоже не даёт гарантии спасения.

Похоронен Лев Толстой в Ясной Поляне в саду на краю оврага, в тёмном, заросшем деревьями, весьма мрачном месте. Креста на могиле нет.

9. Удивительно! Какое потрясающее различие в том, как умирали два величайших русских гения – Л.Н. Толстой и А.С. Пушкин!

Гениальность – это величайший БОЖИЙ дар, какая-то особая близость к БОГУ.
Но два разбойника тоже были распяты совсем близко, рядом со Христом, и только один из них был спасён - тот, который принёс покаяние и признал Христа – БОГОМ!
«И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23-43).


Часть 2.
Добавим, что никогда ни анафемы, ни отлучения Л.Толстого со стороны  Церкви не было.

В Определении Святейшего Синода от 20–22 февраля 1901 г. о графе Льве Толстом http://antimodern.ru/tolstoy/ был засвидетельствован факт духовного отпадения Льва Толстого от Православной Церкви.

Лев Толстой на констатацию факта его отпадения от Церкви в  Ответе Синоду не скрывал своего непонимания традиционных Христианских Истин, обвинял Церковь в «обмане», «колдовстве» и пр. «грехах», и считал,  что именно его «вера» - правильна,  проста и понятна.

Надо заметить, что ереси тем и привлекательны, что подменяют духовное и Божественное (понимание которого требует напряженной работы разума и сердца) упрощёнными земными, человеческими понятиями. А демон гордыни заставляет поверить еретика в свою непогрешимость и не позволяет признать свою неправоту и заблуждения, что и приводит к трагическим последствиям.