Мистерия искусства и жизни

Марина Артюх
    Уже и Пруст устарел с его обращением к искусству, всё взывает к жизни, чтобы она сама была как искусство. Не - "ну хотя бы утешимся, что красиво споём...", а красиво споём вдвоём, потому что живём.
Каждое человеческое искусство "кровяное", а для заблудившихся и неверующих - Моцарт гуляка праздный, каким его видит и Сальери(деятель искусства). Однако Сальери раздваивается и мучается внутри себя - ведь гениален и пишет божественную музыку, а соответствовать сальерьивским представлениям о том, каким должен быть творческий человек не хочет. Ну раз не хочет - "получи"...
И пролитая в каждом "тексте" кровь, завершилась и прямой кровью. Также оплачивает человечество и остальным мученикам от искусства - щедро и полно - мстит - за собственную убогость.

    Распятый жизнью художник, преобразующий её и жизнеутверждающий её по новому в своих произведениях, через свою кровь приносящий катарсис и другим людям, не только себе, подвергается со стороны "униженных и оскорблённых", то бишь лишённых подобной возможности и способности, непониманию и гонению, в конечном счёте "зависти" самой чёрной и недружелюбной, тем более страшной, чем более неподконтрольной самим завистникам. Придумывается тысячу извинений и оправданий их мелочным и злобным поступкам, находится тысячу благородных предлогов, чтобы отстраниться от художника, отдалить его от себя, очернить его жизнь, осудить безумные действия. Пусть сначала умрёт, чтобы можно было к нему относиться только как к его "тексту", чисто и можно было спокойно наслаждаться текстом или же почитать его ни на грамм не понимая. Умри, умри - ты раздражаешь нас пока живой - вот крик остальных творцу, пока он ещё дышит. Мы или докажем, что ты такой же, как и мы все мелкий и жизнь твоя не лучше нашей, или упечём тебя в сумашедший дом, а ещё лучше на тот свет.
     И тот свет охотно принимал всех наших художников - "отказников" этого света. И так велика всегда была эта злоба, что и сами творцы, люди предельно чувствительные по натуре, ощущая её всечасно и каждый день, в конце концов сжигали свои произведения, бросали творить, кончали с собой, сходили с ума и прочим образом впадали в различный суицид. Так Сократ прослушав, что про него наговорили на суде его родные сограждане афиняни, ради которых он радел и которых обучал мудрости, изрёк: слушаю я вас, как вы складно тут наговорили про меня, что я виновен и начинаю и сам уже считать, что виноват... Правда, Сократ, к его чести, ещё сохранял при этих словах свою глубину и юмор и иронизировал над соотечественниками, но на самом деле, он озвучил лишь то, что с его поры и до сих пор происходит как-будто "за кадром" - убийство того, кто каждый раз ведёт человечество к спасению. Стоит ли удивляться тому, что затем появилась такая мировая религия, в которой спаситель - отправлен на смерть спасаемыми, а потом почитаем как ими убитый?!

     Наша основная религия всего лишь проекция того исторического действия, которое с нами постоянно происходит, вера в него, в эту рабочую систему: люди как божества, могущие и достигающие чуда разрешения противоречий должны отправляться на крест жизни для искупления остальных. Увидеть таким образом религию трудно, потому что необычно. И даже когда мы ясно станем видеть уже это, с трудом согласимся, слишком много "постыдного" придётся признать. Столько представлений полетят со своих пьедесталов и сама наша жизнь покажется достаточно жалкой, ущербной - боги уже здесь, они уже были среди нас(обычное представление древнего грека) и мы уже всех, без исключения побили камнями. Христос - символ всех этих богов-людей. Его воскрешение и прихождение через святой дух - метафора того, что "рукописи не горят" и "тексты" авторов продолжают жить среди нас своей сильной жизнью.
Искусство - божественно, любое его произведение - "текст" по большому счёту - и картина, и скульптура, и фильм, и музыка. Божественное освещает и тиранит нас одновременно. Его служители - боги истреблены, период нахождения богов рядом с людьми кончился. Было выяснено, что рядом их жить никто не допускает. Следы богов, воодушевлявшие нас не одно поколение уходят вослед истреблённым "хозяевам" - сегодня искусство рассыпается и оттесняется в прошлое и это, как смерть вторая по Библии, - после убиенных творцов, разрушаемое искусство. Но с чем останутся люди - не после смерти богов, а после исчезновения даже их следов?